Цели урока:
- содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.
- способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Задачи урока:
- рассмотреть на основе исторических знаний различные социальные структуры общества;
- определить тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе;
- обсудить проблему соотношения “социальное неравенство” и “социальная несправедливость”
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.
Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.
План изучения нового материала:
1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.
2. Социальные отношения.
3. Социальная динамика:
а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”
4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.
“Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.
Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/
Лист самоконтроля.
Устные ответы. Участие в беседе. | Работа с документами и заданиями. | Тестирование. | Участие в дискуссии. |
|
Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”
- Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.
- Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)
- Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемее нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.
- Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.
- Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.
- Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.
- Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.
- Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх.
I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.
Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.
В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.
Работаем с базовыми понятиями №1,2
Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.
Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.
Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:
1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”
“истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/
2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”
“Классы – это большие группы людей, которые различаются:
- по месту в исторически определенной системе общественного производства;
- по отношению к средствам производства;
- по роли в общественной организации труда;
- а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г/
Вопросы к документам:
- Что объединяет эти документы?
- Выделите понятия, содержащиеся в документах.
- На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?
Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.
Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.
“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”
- Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.
- Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%
- Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.
- Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%
- Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.
- Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.
Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.
Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?
Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.
|
|
Главный критерий выделения – отношение к собственности | Выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования. |
II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.
Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?
Работа с документом № 4
“Справедливость и рынок” Об этом спорят!
Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”
Начало рынка связано с отказом наших предков от групповых обязательств, т.е. заботы о соплеменниках. “Когда первые неолитические коммерсанты пересекали Ла – Манш на барках, нагруженных кремнием, чтобы, продав его, загрузиться вином и янтарем, то они при этом заботились не о том, как лучше обеспечить других, а о том, как больше заработать”, - пишет Хайек. Тем не менее, есть класс людей, который подвержен большому риску в условиях рынка – больные, сироты, нищие, инвалиды и др. Гарантировать им прожиточный минимум “на уровне, ниже которого не позволяет пасть чувство человеческого достоинства” - необходимая задача общества, так как “систему, не желающую заботиться о немощных, будут сотрясать волны народного негодования”
Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”
Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.
III. Учитель.
Причины социальных изменений. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.
Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.
IV.
Тесты на закрепление материала.
1. Что входит в понятие социальной структуры общества:
- классовый состав общества;
- социально – профессиональная структура населения;
- демографический состав населения;
- все указанное выше?
2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?
- экологическое объединение;
- пенсионеры;
- семья;
- молодежь;
- трудовой коллектив;
- городское население;
- ученики нашего класса;
- нация;
- клуб любителей авторской песни;
- спортивная команда.
3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:
- изменение профессии: рабочий стал инженером;
- переезд из одного города в другой без изменения профессии;
- повышение квалификации в рамках одной профессии;
- понижение в должности.
4. Маргиналами называются:
- социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;
- опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;
- представители малооплачиваемых слоев населения;
- разорившиеся предприниматели.
5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:
- социальным неравенством;
- социальной мобильностью;
- социализацией;
- социальной адаптацией.
Ответы:
Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”
Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.
Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.
Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.
Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.
Организация игровой деятельности:
Игра состоит из трех частей.
Формирование небольших групп учащихся класса
Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.
Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”
Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”
При подведении итогов игры их анализ показывает, что в результате дискуссии различные “социальные слои” пришли к сходным выводам. Общественные ожидания сводятся к следующему:
- демократическая, правовая основа;
- экономическая и политическая стабильность;
- высокий уровень образования, науки и культуры;
- сохранение генофонда нации;
- защита прав человека и права собственности;
- укрепление основ общественной нравственности;
- благоприятная экологическая среда;
- сохранение мира и укрепление национальной безопасности;
- искоренение преступности.
“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.
Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.
Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.
Рефлексия:
Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…
Какой этап урока понравился и почему?
На каком этапе было труднее всего работать и почему?
Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?
Список используемой литературы:
- Л.Н. Боголюбов. Человек и общество. Обществознание ч.2 М., “Просвещение” 2002.
- А.Ю .Лазебникова. Обществознание. М., АСТ – Астрель 2004
- В.И.Курбатов Пособие по обществознанию. Ростов – на - Дону., “Феникс” 2004.
- А.В. Опалев Обществознание М., “Юнити” 2004.
- Ф. Хайек Познание, конкуренция и свобода. М., 1999
- Учебная игра для учащихся старших классов. Обществознание в школе №6 1997.