Из опыта проведения краткосрочных лингвистических школ

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Педагогический центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью имеет богатый опыт проведения краткосрочных выездных школ по различным направлениям.

В таких школах принимают участие школьники со всех уголков Красноярского края, обучаясь и проживая в благоустроенном общежитии школы в течение 1-2 недель. Сложилось так, что выездные школы организуются и проводятся разными командами преподавателей и студентов, которые привносят в каждую школу свое понимание образовательных задач, свои педагогические подходы, свою концепцию школы. В результате все школы не похожи одна на другую, каждая имеет свои отличительные особенности. Неизменными остаются основные цели и задачи школы, идея о научном поиске и неформальном общении в разновозрастном коллективе учителей, студентов и школьников, а также некоторые устойчивые формы обучения, переходящие из одной школы в другую. На наш взгляд, краткосрочные выездные школы являются эффективным средством стимулировать у учащихся интерес к изучению того или иного учебного предмета (или комплекса предметов) и позволяют более глубоко и творчески подойти к изучению и преподаванию тех или иных аспектов учебной дисциплины, которые зачастую лишь вскользь затрагиваются школьной программой.

На современном этапе развития страны созданы качественно новые возможности для изучения иностранных языков и их реального использования в общении с представителями других стран. Это существенно повлияло на расширение функций иностранного языка как учебной дисциплины. Сегодня нельзя недооценивать важность успешного овладения навыками общения на иностранном языке в школе. Однако зачастую преподаватели иностранного языка сталкиваются с массой проблем у учеников, которые в общих чертах можно сформулировать так: “ Не хочу”, “Не могу”, “Боюсь, потому что сделаю ошибку”, “ Не понимаю”. В связи с этим, краткосрочные лингвистические школы, являясь своеобразным погружением в язык и языковую среду, заметно повышают мотивацию к изучению иностранного языка, способствуют снятию языкового барьера и преодолению страха коммуникативной неудачи у школьников.

Нам бы хотелось поделиться своими разработками по организации и проведению лингвистических школ, прокомментировать эффективность тех или иных видов учебных заданий, творческой деятельности и игровых мероприятий на примере лингвистической школы “ Путешествие по странам английского языка”, которая прошла на базе Школы космонавтики при поддержке Сибирского Молодежного Информационного Образовательного Центра в период с 31 октября по 6 ноября 2005 года.

Прежде всего, следует отметить, что яркая и интересная идея школы, творчески реализованная в ее программе проведения способна предопределить успех школы.

Данная школа была задумана как увлекательное и познавательное путешествие по странам изучаемого языка, где ребята каждый день “путешествовали” в одну из англоязычных стран, не только практикуя и совершенствуя свой английский, но и открывая для себя много нового из истории, литературы и географии конкретной страны.

Программа школы ставила перед собой цель дать школьникам общее представление об англоязычных странах, используя средства и возможности английского языка и других гуманитарных предметов, стимулировать интерес к изучению английского языка и в какой-то мере повысить языковой уровень ребят с помощью творческих и проектных заданий, основанных на аутентичном материале. Так как Школа космонавтики имеет достаточно высокое техническое оснащение, нам была предоставлена возможность достигать поставленные цели с использованием всех современных технических средств обучения (аудио-видеотехника, мультимедиа технологии). Содержание школы предполагало гармоничное взаимодействие обучающего и развивающего процессов. Учебный день ребят был разбит на две части - первая половина дня включала в себя интенсивные занятия в форме лекций и практических занятий по следующим предметным областям: английский язык, литература, история и география одной из англоязычных стран. Следует отметить творческий потенциал преподавателей школы, стараниями которых уроки, проходили очень живо и интересно, вовлекая ребят в обсуждение той или иной проблемы, творческий и научный поиск, заставляя мыслить неординарно и не бояться выражать самые смелые точки зрения. На уроках использовались самые современные технические средства обучения, виды и формы работы, наглядные материалы. Например, Power Point презентации, озвученные видеофрагменты, анимационные ролики способствовали быстрому и прочному усвоению учебного материала. Вторая половина дня и вечернее время чередовали познавательно-развлекательные мероприятия по перечисленным предметным областям. Форма проведения занятий во второй половине дня была свободной и способствовала созданию комфортной психологической обстановки в нашем коллективе. Вместо оценок ребята имели возможность заработать лингвишки ( денежные знаки под таким названием были придуманы и разработаны специально для нашей лингвистической школы), которые можно было реализовать на аукционе в последний день и получить памятные сувениры и просто полезные школьные мелочи. Ниже мы предлагаем краткое описание внеклассных мероприятий, успешно проведенных за время работы школы:

  • Брейн-ринг, суть которого повторяла идею популярной телеигры, с тем лишь отличием, что вопросы были сформулированы на английском языке. В каждом раунде у ребят проверялись знания из определенной области (General Knowledge, Maths, Places, Food and Drinks, Songs, Music and Films, Clothes and Fashion), в каждом раунде ребята получали по 10 вопросов и должны были дать максимальное количество правильных ответов за 10 минут. В перерывах между раундами были музыкальные паузы.
  • Английский видео-клуб представлял собой просмотр фильмов на английском языке и обсуждение сюжета, идеи и героев после просмотра.
  • Интеллектуальный марафон “От Австралии до Америки за 120 минут” сочетал интеллектуальную и физическую активность, когда ребятам пришлось не только показать свою эрудицию, но и за минимальное время перебежать от одной станции к другой. Число команд-участниц соответствовало числу станций, каждая команда имела свой маршрут перемещения от станции к станции, где предлагалось выполнить следующие задания:

- Australian station – назвать как можно изображенных на картинке представителей австралийской фауны;
- American station – собрать как можно быстрей гигантскую мозаику-пазл, изображающую политическую карту США;
- British station – разгадать кроссворд Famous British People (Знаменитые британцы);
- Canadian station – прослушать песню популярной канадской певицы Аврил Лавин “Sk8er Boi” и вписать пропущенные слова в текст;
- International station – выполнить задание на распознавание различных вариантов английского языка.

  • Школьное интернет-кафе дало ребятам возможность посетить различные сайты и собрать информацию для своего собственного проекта по той или иной англоговорящей стране;
  • Проектная работа проходила в несколько стадий и заключалась в поиске информации, выборе дизайна и формы представления своего проекта по стране, собственно работе над проектом и его презентации в конечном итоге. Проектная работа осуществлялась в мини-группах и способствовала проявлению творческой индивидуальности ребят.
  • Костюмированный тематический вечер “Halloween” позволил ребятам от души повеселиться, принимая участие в веселых конкурсах, связанных с тематикой этого традиционного английского праздника, а также узнать о его традициях и истории.

В качестве разгрузки после интенсивной умственной работы мы предложили ребятам мероприятия, связанные с физической активностью, в частности фитнес-клуб и урок верховой езды под руководством опытных инструкторов школы верховой езды “Ласковый ветер”, уже несколько лет существующей при Школе космонавтики.

Для того чтобы отслеживать настроение детей, быстро реагировать на их пожелания и просьбы мы ввели практику проводить “Огонек доверия”, на котором обсуждались и все события, произошедшие за день.

В заключении, нам бы хотелось представить некоторые выводы и дать несколько методических рекомендаций тем учителям, которых возможно заинтересовала наша работа.

Выводы по итогам работы школы

Школы подобного рода нужны, они помогают решить проблему мотивации, меняют отношение к учебе у ребят, к знаниям и к их применению, формируют и совершенствуют культуру общения и социального поведения в целом.

Лингвистическая направленность школы “Путешествие по странам английского языка” не только способствовала развитию навыков устной и письменной речи на английском языке, приобщая ребят к практике владения английским языком, но и показала возможности использования английского языка в сочетании с новыми компьютерными технологиями. Это, безусловно, убедило ребят в том, что изучать английский сегодня не только важно, но и интересно.

Обучаясь в таких школах, ребята повышают свой образовательный уровень, приобщаются к творчеству, развивают свои личностные качества, обогащают свой социальный и духовный опыт.

Методические рекомендации по проведению подобных лингвистических школ

1. Так как примерно одинаковый уровень языковой подготовки ребят способствует максимально эффективному восприятию учебного материала и взаимодействию в группе, рекомендуем протестировать ребят на определение уровня владения языком и распределить по группам согласно результатам тестирования;

2. Психологические игры помогут ребятам ближе узнать друг друга и почувствовать себя сплоченной группой;

3. Учебные и развлекательные мероприятия каждого дня советуем объединять одной общей темой или идеей, что сделает программу проведения логичной и последовательной;

4. Учебные занятия не должны быть сухими или слишком академичными - творите, играйте, не бойтесь экспериментов!

5. Занятия по английскому языку рекомендуем строить на аутентичном материале, качественные статьи и задания по темам, актуальным для подросткового поколения предлагает серия журналов издательского дома MARY GLASGOW MAGAZINES. В серию входит 5 наименований журналов, которые рассчитаны на любой уровень языковой подготовки (от начального до продвинутого);

6. Как показывает наш практический опыт, компьютерные презентации, видеофрагменты, уроки в режиме Online, фрагменты обучающих компьютерных программ по английскому языку, а также проектные задания хорошо стимулируют познавательную активность ребят, однако не старайтесь использовать сразу все виды работы на одном уроке, эффект может быть обратным;

7. В качестве дополнительного материала на занятиях по английскому языку можно использовать лингвострановедческий материал, советуем взять на вооружение следующие темы: British and American English, Colour Idioms, Nicknames of the States, Slang, SMS Language, Abbreviations and Shortenings, New words in English и некоторые другие;

8. Хорошим способом релаксации и одновременно полезным упражнением на тренировку навыков аудирования на уроке является прослушивание песни и выполнение задания по тексту или на общее понимание смысла, выберите популярного исполнителя и песню, а слова можно найти в интернете (достаточно лишь задать в поиск фразу Song Lyrics);

9. Организовать учебный день ребят поможет индивидуальный мини-журнал с расписанием на каждый день, ФИО преподавателей и инструкторов, номерами аудиторий, свободной страничкой для заметок, где ребята смогут записать телефоны и электронные адреса своих новых друзей, когда наступит время уезжать домой. Итогом обучения может стать сертификат участника, а диск с фотографиями школы, ребят, интересных моментов уроков и мероприятий – хорошим подарком на память;

10. Квалифицированные инструкторы окажут неоценимую помощь организаторам школы в воспитательной работе с ребятами и организации их досуга.

Желаем успехов в организации и проведении краткосрочных лингвистических школ!