“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях”
К.Д. Ушинский.
Для успешной реабилитации учащихся с образовательными проблемами необходимым условием являются совместные усилия врачей, педагогов, психологов в выборе учебно – воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. В связи с этим особую актуальность принимает углубленное всестороннее изучение каждого ребенка. Эту функцию как раз выполняет школьный педконсилиум, который подразумевает систему диагностических, коррекционных, методических и организационных мер, предпринимаемых школой для оказания дифференцированной помощи ребенку. Кроме этого предусматривается оказание помощи и педагогу в выборе методических приемов для обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Задачей школьного консилиума является диагностика:
- состояния здоровья;
- учебных возможностей;
- развития когнитивных функций;
- адаптации в социуме;
- уровня воспитанности.
На основе полученных диагностических данных вырабатывается комплекс мер взаимодействия на развитие ребенка в условиях санаторной школы- интерната.
Основными направлениями работы ШК являются:
- диагностическое;
- консультативное;
- просветительско-пропагандистское.
Более подробно остановимся на диагностическом направлении, которое включает в себя:
- сбор данных о соматическом состоянии ученика (врач);
- психологическое обследование (психолог);
- педагогическое обследование (учителя, воспитатели);
- социальное обследование (педагог-социолог)
Целью педагогического обследования являются:
отслеживание учебных способностей и возможностей;
- уровня сформированности ОУУН;
- степени обученности;
- степени обучаемости (способности к учению);
- уровня учебной мотивации;
- базового уровня знаний на момент поступления в школу;
- уровня развития познавательных интересов;
установление причин затруднений, влияния эмоционального состояния на процесс овладения знаниями;
- определение характера взаимоотношений на уровне “ученик - ученик”, “ученик - учитель”; профилактика межличностной дезадаптации;
- выявление слабых и сильных сторон личности ученика.
Таким образом, цель педагогического обследования, как одного из направлений школьного консилиума, - не просто констатация объема тех знаний, умений и навыков, которыми ученик владеет. Значительно важнее - выявление трудностей, испытываемых учеником при овладении новыми знаниями, новыми видами учебной деятельности; установление, на каком этапе эти трудности возникают или могут возникнуть, какие условия необходимы для их коррекции. Существенной особенностью педагогической диагностики является определение общей обученности.
Педагогическая диагностика включает в себя также результаты контрольных работ, проверки техники чтения, мониторинга ЗУНов. Главным в педагогической диагностике является определение уровня сформированности ОУУН. В современной дидактике выделяют четыре вида общеучебных умений и навыков:
- учебно-организационные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-коммуникативные;
- учебно-информационные.
Сформированность ОУУН - необходимое и обязательное условие для осуществления учебной деятельности.
В нашей школе, т.к. она является санаторной, где обучаются дети с малыми и затухающими формами туберкулеза, среди которых есть и дети - олигофрены, к вопросу изучения личности ребенка отношение очень ответственное. Объясняется это прежде всего качественным составом учащихся: неоднородный уровень базовых знаний прибывших учеников. Обновление детского коллектива в течение учебного года составляет 38% и выше, а по сравнению с предыдущим- до 51%.
Традиционно школьный консилиум проводится в нашей школе два раза в год: в октябре и мае. Подготовка к нему занимает определенное время. Прежде всего проводится медицинское обследование детей узкими специалистами. Параллельно осуществляется психологическая, а только затем уже педагогическая диагностика. Такую модель проведения ШК выработали не сразу. Апробировались разные варианты и формы. Все они в наших условиях оказались непродуктивными, т.к. не давали целостной картины. Приемлемой оказалась форма консилиума по классам, что дает возможность больше уделить внимания характеристике как класса в целом (уровень сформированности классного коллектива, уровень воспитанности, уровень адаптации и т.д.), так и каждого ученика для выявления нуждающихся в индивидуальной педагогической поддержке. Внутри класса выделяются типологические группы детей, по отношению к которым разрабатывается стратегия психилого-педагогического воздействия. Проведение ШК готовится основательно. Каждым участником проводится диагностика по своему предмету, готовится аналитический материал, помогающий более четко и объективно сформулировать проблему, вытекающие из нее задачи работы.
Цели ШК, проводимого в начале учебного года, следующие:
- формулирование общих задач по адаптации учащихся;
- обеспечение диагностико-коррекционно-психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, особенно детей – имеющих отклонения в развитии;
- выявление резервных возможностей учеников; определение
- характера педагогической и психологической поддержки;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
В ходе проведения диагностики заполняются следующие таблицы:
- уровень адаптации.(см.приложение 1);
- уровень сформированности ОУУН (см.приложение 3);
- карта здоровья и развития воспитанника;
- уровень развития речи;
- уровень обученности;
- результаты обучения учащихся по итогам административных контрольных работ;
- уровень воспитанности (воспитатели); (см.приложение4);
- уровень сформированности детского коллектива (воспитатели, психолог) (см.приложение 5);
- уровень учебной мотивации; (см.приложение 2).
Только после анализа полученных данных определяются задачи каждым педагогом по своему направлению, вырабатываются единые подходы к отдельному ученику и классу в целом.
На ШК, проходящем в мае, подводятся итоги работы по выполнению рекомендаций, определяется рост в развитии ребенка или, наоборот, спад. Тогда выясняются причины. По результатам принимаются решения и определяются задачи на будущее.
В.А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: “Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе”. Подобный научный анализ возможен только при комплексном подходе к вопросам развития, обучения, воспитания. ШК является ценнейшим инструментом, который позволяет для каждого ребенка выбрать образовательный маршрут. Кроме того, ШК взаимно обогащает всех его участников, раскрывает истоки успешности (неуспешности) школьного обучения. ШК не должен быть застывшей, неизменной формой. Он может быть организован в зависимости от особенностей класса, квалификации педагогов, т.п.