В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Для России тема инноваций и в системе образования является актуальной, так как достижение соответственного уровня цивилизованного развития ставится в прямую зависимость от парадигмы систем воспитания и обучения. Современная школа находится на пути обновления. Набирает темп процесс модернизации образования. Увеличение сроков обучения в школе, единый государственный экзамен, профилизация школы – это, конечно, серьезные изменения в образовательной пространстве страны.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 107 г. Челябинска является муниципальной экспериментальной площадкой по теме “Психолого-педагогические условия формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие, на основе принципов модели "Экология и Диалектика". Цель исследования состоит в создании и апробации психолого-педагогических условий, направленных на формирование личности ученика.
Очевидно, что для успешного осуществления исследования необходимы педагогические кадры, способные работать по-новому, имеющие желание самостоятельно и рационально выйти в инновационные процессы. В ноябре 2005 года в рамках школы было проведено анкетирование педагогов, направленное на изучение способности учителя к инновационной деятельности (с вопросами анкеты можно познакомиться в Приложении).
Результаты исследования показали, что педагоги недостаточно хорошо владеют методологией творческой исследовательской деятельности. Достаточно сложной является организация педагогического эксперимента в школе. Креативность и мотивационная направленность учителей также нуждаются в повышении.
Итак, нами выявлено, что в настоящее время в практике возникло противоречие между потребностью в научно-обоснованной инновационной деятельности и невысокой готовности педагогов к ее осуществлению. Актуальной является проблема создания для педагогов условий для эффективного ведения инноваций. Мы уверены в том, что невозможно добиться успеха без системного подхода, при котором не обойтись без постановки цели, без объяснения смысла всей работы, без постоянного обучения кадров, без формирования мотивации, без обучения анализу реального положения дел.
Мы считаем одним из важных компонентов системы управленческой поддержки создание Программы повышения готовности педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности.
Программа повышения готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности рассчитана на коллектив МОУ СОШ № 107 г. Челябинска. Однако, на наш взгляд, она будет полезна широкому кругу педагогических работников, занимающихся решением задач модернизации, так как при соответствующих изменениях она может быть использована в практической деятельности любого среднего общеобразовательного учреждения, находящегося на пути поиска, выбора оптимальной модели управления инновационными процессами.
Цель составления данной Программы состоит в обеспечении компетентного, действенного и эффективного управления инновационными процессами, а именно в осуществлении системного подхода в подготовке педагогических кадров, повышения их готовности к инновационной деятельности.
Ожидаемый результат – повышение исследовательской направленности педагога. Ее Е.М. Муравьев определяет как интегральное динамическое образование личности, выполняющее функцию, побуждающую к деятельности и определяющееся совокупностью потребностей в профессиональном самоопределении интересов, основных устремлений и отношений (1, 19). Научно-исследовательская работа, направленная на усиление теоретической и практической подготовки, способствует созданию общенаучного фундамента и привитию навыков инновационной деятельности.
Программа рассчитана на 2 года (34 часа в год). В содержание включен необходимый минимум информации, владение которой обязательно для ведения эксперимента.
Содержание Программы.
Первый год обучения – 34 часа.
Темы | Количество часов |
Организационное занятие. Цели и задачи методической учебы. Выбор форм занятий. | 1 |
Понятие “инновационная деятельность” в системе образования. | 2 |
Направления инновационной деятельности. | 4 |
Методология творческой деятельности. | 4 |
Методы экспериментальной деятельности. | 8 |
Планирование экспериментальной деятельности. | 4 |
Создание авторской концепции, технология деятельности. | 8 |
Итоговое заседание. Круглый стол. | 1 |
Второй год обучения – 34 часа.
Темы | Количество часов |
1. Креативность учителя. | 8 |
2. Учет индивидуальных особенностей личности учителя. | 4 |
3. Как оформить статью, публикацию. | 4 |
4. Как представить свой опыт устно. | 8 |
5. Анализ, рефлексия экспериментальной деятельности. | 6 |
6. Презентация результатов инновационной деятельности. | 3 |
7. Итоговое занятие. | 1 |
Занятия могут проводиться в различной форме:
- методическое совещание,
- заседание кафедры,
- теоретический семинар,
- научно-практический семинар,
- педагогическая мастерская,
- мастер-класс,
- семинар-практикум,
- тренинг,
- педагогические чтения,
- научная конференция,
- научно-практическая конференция,
- проблемный семинар,
- проектный семинар,
- организационно-деятельностные игры,
- фестиваль педагогических идей,
- конкурс педагогических разработок,
- самообразование,
- собеседование и т.д.
Форму занятий, особенно тех, на которых представляются практические результаты, выбирают педагоги согласно своим интересам и возможностям. Так осуществляет принцип “разведения уровней”, и педагоги реализуют свою исследовательскую направленность в наиболее приемлемой для себя форме.
Мы уверены, что созданная нами Программа является достаточной для активизации творческих начал педагогов, для включения каждого учителя в эксперимент, так как системные занятия способствуют повышению готовности к осуществлению инновационной деятельности.
Литература.
1. Муравьев Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности (на базе психологических исследований в образовательных учреждениях) / Е.М. Муравьев // Завуч. – 2004 - №5 – с. 19-28.