Урок-игра "Насосные установки"

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема: “Насосные установки”

Вид урока: Урок-зачет с использованием рейтинговой системы контроля

Тип урока: Деловая игра

Использованные методы: Монологический с элементами диалога, поисковый,

Программированный.

Цели урока

Обучения:

1. Обобщить и систематизировать знания о насосных установках.

2. Формировать умение работать со схемами.

Развития:

Развивать аналитико-синтезирующее мышление, развивать умение объективно оценивать ответы учащихся.

Воспитания:

Воспитание культуры диалога и дискуссии, воспитание умения  слушать друг друга (быть партнерами по общению).

Студент должен уметь: определять типы насосов по схемам, определять  условия применения для любых типов насосов.

Студент должен знать: устройство насосов и насосных установок, области   применения насосов, эксплуатацию насосных   установок.

Межпредметные связи: горные машины, дипломное проектирование.

Обеспечение урока: карты программированного контроля, текстовые карты   заданий, карты со схемами насосов, рейтинговая карта  контроля, плакаты (мультимедиа).

Ход урока

Урок разбивается на три этапа: организационный, игровой, заключительный.

На первом этапе преподаватель сообщает тему, план урока, цели.

Для проведения второго игрового этапа группа разбивается на микрогруппы по 4-5 человек. Для оценки правильности ответов и подсчета набранных баллов преподаватель предварительно назначает экспертов – 2 человека. Эксперты до проведения данного урока должны сдать зачет по всему оцениваемому материалу преподавателю. Экспертам выдается рейтинговая карта, в которой учитывается работа учащихся на протяжении изучения всего раздела: выполнение индивидуальных заданий (реферат, кроссворд или сообщение), домашние задания, индивидуальный контроль на протяжении изучения данного раздела, а также индивидуальная и групповая оценка на уроке-зачете. На протяжении урока эксперты должны оценивать правильность ответов и выставлять оценки в рейтинговую карту. В случае, если ответ неверен или требует дополнения и учащиеся в отвечающей подгруппе или из других подгрупп не осветили полностью вопрос, то эксперты дополняют или высказывают свою версию.

На первом этапе игры проводится индивидуальная проверка подготовленности учащихся по данному материалу. Для этого используются карты программированного контроля, в которых содержатся вопросы по всему разделу. После проведения этого вида контроля карты сдаются экспертам для обработки и выставления оценок. После этого группа разбивается на микрогруппы и проводится повторный контроль по этим же картам программированного контроля для корректировки оценки. После этого карты сдаются снова экспертам для выставления групповой оценки. Весь этот контроль занимает не более 15 минут.

На следующем этапе каждой подгруппе выдается задание и карты со схемами различных типов насосов. Карты со схемами насосов не имеют надписей, те учащиеся должны самостоятельно определить типы насосов, дать их характеристику, условия применения, правила эксплуатации и т.д.

Каждая микрогруппа должна найти и охарактеризовать свой насос, а также ответить на другие вопросы, поставленные в задании. При ответе на поставленные вопросы в задании на доске вывешивается плакат (мультимедиа) с тем насосом, который должна была найти и определить данная микрогруппа. При этом учащимся других подгрупп дается возможность следить за правильностью ответов. В случае, если ответ неполный или неверный, учащиеся из других подгрупп имеют возможность дополнить и заработать дополнительный балл. В случае, если никто из группы не может ответить на данный вопрос, то это делают эксперты.

После завершения защиты своих ответов каждой подгруппой эксперты выставляют оценки и подводят итоги. При этом общая оценка состоит из количества всех баллов, заработанных по всем видам работы. Т.е., например, 41-45 баллов соответствует оценке “отлично”, 38-40 баллов – оценке “хорошо”, 30-37 баллов- оценке “удовлетворительно”, до 30 баллов – “неудовлетворительно”.

В конце урока преподаватель оценивает общую работу на уроке (работоспособность, умение отстаивать свое мнение, умение слушать и т. д.).

Литература

Основная:

1. Снешко Е.И. Горная механика для открытых горных работ. — М., Недра, 1983.

2. Хаджиков Р.Н. Горная механика. — М., Недра, 1982.

Дополнительная:

1. Картавый В.Г. Стационарные машины. — М., Недра, 1981.

2. Алексеев В.В. Ружничные ансосы, вентиляторные и пневматические установки. — М., Недра, 1983.

Приложение 1. Рейтинговая карта

Приложение 2

Иллюстрации (images.zip)