Цель урока - обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Задачи:
- формирование знаний о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;
- развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету;
- воспитание активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативным.
Форма работы на уроке: групповая
Ход урока
Введение новых знаний
Постановка проблемы
1. Создание проблемной ситуации
- Тип проблемной ситуации – с затруднением
- Тип противоречия – между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
- Прием создания проблемной ситуации:
- Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
- Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
2. Побуждение к осознанию противоречия
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
3. Формулирование проблемы
В виде темы урока
В виде вопроса (подводящий к теме диалог)
Поиск решения
1. Выдвижение гипотез
- Побуждающий к гипотезам диалог
- Одновременное выдвижение гипотез (несколько верных гипотез)
2. Проверка гипотез
- Одновременная проверка гипотез в группах
Воспроизведение знаний
Выражение решения
- Выражение нового знания – запись реакций в ионном виде, формулировка частного вывода
- Реализация продукта
- Публичное выступление, формулировка общего вывода
Содержание урока
Актуализация знаний. На доске записаны опорные понятия: обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот, солей, оснований в свете ТЭД, ионы (катионы и анионы).
Учащиеся повторяют понятия. Самоконтроль (2 мин.).
Введение новых знаний
1. Постановка проблемы: создание проблемной ситуации с затруднением.
Шаг 1. На доске запись уравнения реакции ионного обмена.
AqNO3 + HCl = AqCl + HNO3
Все вещества записаны в молекулярном виде. Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов. Он предлагает учащимся, используя опорные знания о диссоциации веществ, написать представленное уравнение в ионном виде.
На доске появляется запись.
Aq +NO3 + H + Cl = Aq + CL + H + NQ3
Далее следует диалог.
Учитель:
- Посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?
Ученики:
- Одинаковые ионы.
Учитель:
- Если обе части уравнения содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?
Ученики:
- Она обратима.
Учитель: Что значит обратима?
Ученики приводят определение обратимости.
Шаг 2. Учитель предлагает посмотреть протекание записанной реакции на практике. Учащиеся самостоятельно в группах проводят данную реакцию. Наблюдают выпадение осадка.
2. Побуждение к осознанию противоречия: побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Учитель:
- Что наблюдаете при проведении реакции?
Ученики:
- Выпадение осадка.
Учитель: Какое вещество выпадет в осадок?
Ученики, пользуясь таблицей растворимости, определяют, что это вещество хлорид серебра.
Учитель:
- Значит, хлорид серебра – вещество нерастворимое и поэтому выпадает в осадок. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?
Ученики:
- Она необратима.
Учитель:
- А мы сначала как думали?
Ученики:
- Мы считали, что реакция обратима.
Учитель:
- А как на самом деле?
Ученики:
- Реакция необратима.
Учитель предлагает сделать верную запись реакции. Учащиеся самостоятельно записывают уравнение.
Aq + NO3 + H + Cl = AqCl + H + NO3
Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным уравнением. Затем он предлагает ученикам подчеркнуть одинаковые ионы в обеих частях уравнения и переписать отдельно то, что осталось не подчеркнутым. Возникает запись: Aq + Cl = AqCl
Учитель поясняет, что данная запись носит название сокращенное ионное уравнение.
3. Формулирование проблемы в виде темы урока.
Учитель:
- В каком же виде мы сделали запись обменной реакции?
Ученики:
- В ионном виде.
Учитель:
- Так какая сегодня тема на уроке рассматривается?
Ученики:
- Реакции ионного обмена.
Учитель записывает тему на доске, ученики в тетради.
Поиск решения
1. Выдвижение гипотез через побуждающий от темы к гипотезам диалог.
Учитель:
- Что же необходимо знать, прежде чем, делать запись реакции ионного обмена?
Ученики:
- Необходимо определить, обратима или необратима рассматриваемая реакция.
Учитель:
- Вспомните о признаках химической реакции. Как вы думаете, в каких же случаях реакция ионного обмена может быть необратима?
Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске. Гипотезы: выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла.
2. Проверка гипотез. Гипотеза с выпадением осадка проверена. Учитель предлагает проверить остальные гипотезы самостоятельно в группах. Каждой группе подтверждает или опровергает свою гипотезу на практике по предложенной инструкции.
Воспроизведение знаний
1. Выражение решения. После проведения эксперимента, учащиеся, пользуясь данными эксперимента и таблицей растворимости, записывают свое уравнение в молекулярном и ионном видах в тетрадях. После этого делают вывод о протекании своей реакции до конца.
2. Реализация продукта. Отчет по проверке гипотез идет у доски. Руководитель группы делает необходимые записи на доске под записью выдвинутой гипотезы, после чего, прочитывает уравнение и делает вывод.
Итоги урока.
Учитель предлагает обобщить записи у себя в тетради и на доске и ответить на поставленный в начале урока вопрос:
- В каком же случае реакции ионного обмена протекают до конца?
Учащиеся делают вывод о протекании реакции ионного обмена до конца и записывают его в тетрадь.
Подводятся итоги урока. Учитель выставляет оценки и дает домашнее задание.
Домашнее задание: Пользуясь таблицей растворимости и конспектом в тетради придумать и записать по два примера на каждый признак протекания реакции ионного обмена до конца.