Урок предназначен для учащихся, выполняющих индивидуальные исследовательские работы в течение учебного года по различным предметам.
Цели:
В ходе урока учащиеся смогут:
- актуализировать понятия “структура”, “тема”, “цель”, “задачи” исследовательской деятельности;
- соотнести методы и вопросы, на которые данный метод отвечает;
- дать определение понятия “метод” и назвать их виды;
- узнать научное определение понятия “метод”, классы и виды методов;
- проверить в исследовательской работе учащихся гимназии соответствие декларируемых во введении предполагаемых к использованию методов и их фактическое наличие в основном тексте работы.
Материалы:
1. Таблички:
2. Текст “Методы исследовательской деятельности”.
3. Чистые листы бумаги.
4. Маркеры и магниты.
ХОД УРОКА
I. Обзор. На доске вывешены вопросы:
Учитель:
- Вот уже несколько уроков мы посвятили понятиям (категориям) исследовательской деятельности. Давайте вспомним, какие это понятия (категории).
Учащиеся называют эти понятия:
Учитель вывешивает таблички с их названиями на доску.
II. Познавательная мотивация.
Учитель:
- Посмотрите, пожалуйста, на доску и ответьте на вопрос: к какому из выше перечисленных понятий относятся данные вопросы?
Учащиеся соотносят друг с другом вопросы и понятия.
Учитель:
- У нас остался один вопрос: как это надо сделать? Что поможет ответить на этот вопрос?
Учащиеся:
- Знание методов исследовательской работы.
Учитель:
- А что такое метод? Какие методы Вы знаете? Что Вы знаете о методах исследовательской работы? Какие методы Вы можете назвать?
Учащиеся пытаются сформулировать определения понятия “метод”, называют примеры методов из разных областей знаний, знакомые им методы исследовательской деятельности. Данные учащимися определения и названные ими методы, записываются на доску. Для проверки выдвинутых предположений учащиеся проводят исследование.
III. Исследование – поиск путей решения проблемы.
Учащиеся разбиваются на 5-6 групп по 4-5 человек в каждой. Учитель предлагает учащимся проверить, правильно ли они понимают, что такое “метод” и все ли методы исследовательской деятельности им знакомы. Учащимся предлагается выполнить задание.
Задание: Прочитать текст (см. Приложение 1, Приложение 2).
1. Выделить в тексте определение метода, их главную функцию и воспитывающую способность, классы и виды методов. Записать их в тетрадь.
2. Соотнести приведенные определения и методы из текста с теми, которые были даны учащимися.
3. Подготовить отчет в виде схемы, рисунка и т. д.
(2-3 группы выполняют по тексту Приложения 1, а 2-3 другие группы – по тексту Приложения 2).
IV. Организация информации.
Группы сообщают о проделанной работе. Работа групп оценивается по содержанию и оформлению информации.
V. Применение.
Учащимся в группы выдаются несколько исследовательских работ, выполненных учащимися гимназии в предыдущие годы. Предлагается сопоставить выдвигаемые во введении методы исследовательской деятельности с теми, которые фактически применены в основной части проведенного исследования.
VI. Рефлексия.
Учитель задает учащимся вопросы по проделанной работе; выясняет затруднения, возникшие в ходе выполнения задания; анализирует вместе с учащимися необходимость выполненной работы.
VII. Домашнее задание. Выбрать соответствующие методы для проведения своей исследовательской деятельности.