Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, российское образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, опирающемся на личностно ориентированное обучение, гуманизацию и гармонизацию образовательного процесса. Моя задача как педагога не только дать учащимся знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности.

Содружество искусств на уроках литературы, на мой взгляд, помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные приемы и средства: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой, использую цветослово и т.д.

Обобщая свой педагогический опыт, я остановлюсь на специфике цветослова и на некоторых особенностях диалога искусств: связь литературы с живописью, музыкой, театром, искусством скульптуры.

Картина и иллюстрация на уроках литературы

Использование произведений живописи на уроках литературы способствует лучшему усвоению учащимися программного материала, более глубокому пониманию

художественного произведения. Работа с произведением живописи не является самоцелью, а входит в уроки как составная часть.

Начиная с 5 класса, я останавливаюсь на основных понятиях, определяющих содержание картины: композиция, колорит, рисунок. Это дает ученикам возможность воспринимать картину как произведение искусства, в котором содержание и форма представляют собой целостный художественный образ.

Подчиняя выбор картин требованиям программы, заданиям учебников и возрастным особенностям учащихся, я стремлюсь к тому, чтобы на уроках были представлены лучшие произведения как отечественных мастеров, так и крупнейших живописцев Европы.

Знакомство с живописными полотнами помогает достичь важных целей: оно раздвигает горизонты жизни, учит видеть мир шире, понимать явления глубже и многосторонне, развивает многообразные духовные потребности и широкие гуманитарные интересы. Современный график А.Гончаров утверждал, “что литература и изобразительное искусство – тесное двуединство, в котором каждое из этих искусств по-своему прекрасно и необходимо”.

На уроках я обязательно объясняю ученикам разницу между картиной и иллюстрацией. Труд художника – иллюстратора аналогичен труду живописца, но с той существенной разницей, что для художника-иллюстратора “натурой” является литературный текст, на основе которого он призван создать зрительный образ литературного героя таким, каким он рисовался воображению писателя и каким он должен сохраниться в сознании читателя.

Иллюстрация развивает умение школьника видеть, понимать особенности рисунка, являющегося первоосновой всех изобразительных искусств. Это значит, что и саму литературу, и ее язык он начинает понимать глубже, осмысленнее. Обращаясь к иллюстрации, ученик постигает азбуку художественного видения, развивает творческое воображение, учится эстетическому отношению к окружающей действительности. Это доказывает практика.

Иллюстрации, на мой взгляд, требуют к себе внимательного отношения. Их нельзя просматривать мельком, их надо учится видеть, понимать, “читать”. Анализируя рассказ И.Бунина “Кавказ”, учащиеся сравнивают текст и изображение и сразу замечают, что море у автора “цвета фиалки”. Так мы учимся видеть художественные детали, которые ускользают после первичного чтения.

Использование на уроках литературы портретов писателей:

   

Использование художественных образов искусства скульптуры в преподавании литературы

Специфический художественный образ скульптуры в значительной степени определяется тем, что скульптурный образ существует не на плоскости, а в объеме.

Чтобы ученики понимали скульптуру, я воспитываю в них способность к сознательному и самостоятельному суждению об эстетических достоинствах произведения искусства, а для того чтобы их суждения были профессиональны, я обязательно провожу вводное занятие, на котором знакомлю учащихся с таблицей “Жанры искусства скульптуры” и памяткой “Как рассматривать произведения скульптуры”.

И.М. Елатомцева в книге “Станковые скульптуры” пишет, что “особенное – это личность человека, общее – основные закономерности бытия”. Ученики постепенно понимают, что предметом изображения в скульптуре является, прежде всего, сам человек, характерность его внешнего облика и сложность духовного мира. На уроках русского языка и литературы школьники знакомятся с различными жанрами скульптуры. Моя задача – научить учеников осязать взглядом камень, но ощущать жизнь. Особенно важно это умение при изучении жизни и творчества поэтов и писателей. По словам скульптора В. Мухиной, “только само лицо своей насыщенной внутренней жизнью должно дать почувствовать все черты, которые живут в характере данного человека”.

Фигурный исторический портрет расширяет границы и возможности психологической характеристики писателя на уроках литературы. Заостренная поэтическая гипербола нашла свое выражение в портрете В. Цигаля “Маяковский в Америке” (1972, бронза). Дети комментируют, что скульптор изобразил поэта, попирающего, в буквальном смысле, “город желтого дьявола”. Громадная фигура Маяковского стоит, одной ногой опираясь на небоскреб. Другие здания едва достигают ему до колена. Ученики не только подмечают особенность психологического настроения поэта, но и подтверждают это цитатами из стихотворений.

Рассматриваем портрет Ф.М. Достоевского (1973, бронза). Скульптор Л.Баранов представляет писателя в рост с выражением сосредоточенного раздумья на лице. Руки опущены, пальцы нервно сжаты. Мешковатый сюртук короток и не в состоянии прикрыть небольшое тело. Все это создает ощущение смятенности и нервного напряжения. Ученики описывают внутреннее состояние писателя в сочинении, либо пишут ему письмо после прочтения романа “Униженные и оскорбленные”.

Многие скульпторы обращались к образу А.С. Пушкина, по-разному решая его. Можно назвать работу Э. Ладыгина и Л. Кремневой, Ю. Орехова и М. Воскресенской. Композиция Л. Баранова наиболее поэтична. Это пластическое выражение “возвышенной души поэта”. Работа “А.С. Пушкин в Летнем саду” (1976, гипс) имеет и другое название “Пушкин и муза”. Пушкин дан как бы остановившимся, застигнутым неожиданно пришедшим озарением, и это находит отзвук в статуе грациозной музы. Ученики замечают, что фигуры поэта и музы почти равны по величине, только муза чуть выше поэта на своем постаменте. В нашем сознании эта дистанция ничтожна мала, ведь сам Пушкин ассоциируется для нас с музой русской поэзии. Дети чувствуют, что скульптор ищет не только одухотворенность лица, но и духовности всей фигуры. Поэтому некоторая “смазанность” черт лица поэта не меняет общего впечатления. Белый цвет гипса придает композиции легкость, светлость. Рассматривая скульптуру, учащиеся сочиняют диалог поэта и музы с непременным цитированием отдельных стихотворений.

Особое внимание в 2005 г. я уделяю изучению мемориалов Великой Отечественный войны. Мемориальные ансамбли – одно из синтетических видов искусств. Этот вид искусства произошел от некрополей. В 60-80 гг.XX в. особенно важным казалось отдать долг памяти и уважения павшим в Великой Отечественной войне, воплотить начертанные на стеле Пискаревского кладбища слова Ольги Берггольц – “Никто не забыт и ничто не забыто”. Я объясняю ученикам, на пороге XXI в., что важна не сама по себе память и не ритуал поминовения, а то, для чего она служит, какую роль прошлое играет в сегодняшней жизни. Духовные токи мемориала не замыкаются в его пространстве, а идут от него к городу, проникают в его культурную атмосферы. Триумфальная арка в городе Курске становится органической, неотделимой частью города, связанной с его историей и традициями. На чисто пространственные и визуальные связи все сильнее и сильнее наслаиваются связи образные, художественно-культурные, идейно-эмоциональные. Вот почему чтение и изучение на моих уроках произведений о Великой Отечественной войне неразрывно связано со знакомством с памятниками и мемориальными ансамблями как в городе Курске, так и в других городах России и ряда европейских стран. Особое впечатление на школьников произвели “Брестская крепость”, Мамаев курган, “Курская дуга”, Пискаревское мемориальное кладбище, могила Неизвестного солдата и другие. Так происходит взаимодействие пространственных искусств с музыкой, звучащим и письменным словом. И нередко, даже помимо воли своих непосредственных творцов или вне их ближайших художественных целей, взаимодействие искусств, по моему мнению, утверждает некоторые нравственно-эстетические категории, без которых невозможно патриотическое воспитание молодежи и дальнейший прогресс человечества. Так искусство показывает единство и целостность мира как всеобщую и насущную необходимость.

Музыка на уроках литературы

Использование музыкальных фрагментов на уроках литературы необходимо для пробуждения эмоционального восприятия школьников, для более глубокого понимания безграничного мира жизни, человеческих чувств, мечтаний и идеалов героев литературных произведений. Музыка развивает воображение, когда в 5 классе учащиеся слушают в записи музыкальные сказки и описывают устно или письменно внешность и характер героев. В 6 классе я включаю в уроки литературы и русского языка прослушивание звуков природы: журчание ручейка, шум прибоя, раскаты грома, завывание бури, еле слышный шелест листвы, голоса птиц. После прослушивания учащиеся пишут небольшие сочинения по собственным впечатлениям, которые потом коллективно обсуждаются.

Это первичный этап в постижении внутреннего мира человека и изобразительных приемов музыкального воспроизведения окружающей жизни. Далее я ставлю перед ними более сложную задачу: прослушать отрывок музыкального произведения и нарисовать красками то, что изображает музыка.

После того, как учащиеся научатся слушать и понимать настроение музыкального произведения, замысел композитора, мы учимся различать типы женских и мужских характеров, воспроизведение психических и эмоциональных состояний человека (Снегурочка и Купава из оперы Римского-Корсакова “Снегурочка”, бред раненого князя Андрея из оперы Прокофьева “Война и мир”).

В старших классах я объясняю учащимся, что в персонажах и героях, как и в живых людях, возраст, темперамент, жизненный тонус, эмоциональное состояние тесно сплетены с чертами социальными, историческими, культурными, национальными. Человек ликовал, отчаивался, испытывал гнев во все времена и во всех странах. Это помогает им после прочтения художественного текста дополнить свое видение образа героя музыкальным содержанием.

В 2005 году в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы много говорим о прозе и лирике военных лет, о фотографиях и живописных полотнах, о документальных свидетельствах, о памятниках и монументах. Все это создает обобщенный образ фашизма как социально-политического явления. Прослушивание 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича дополняет этот образ.

Поскольку содержание музыки неотделимо от ее формы, я знакомлю учеников с музыкальными терминами: ритм, интонация, мелодия, музыкальная драматургия, сюжет. Это связано с тем, что музыка искала различные способы построения своего художественного мира, опираясь на опыт других искусств: литературы, театра, живописи.

В старших классах красоту и напевность русской лирики от А.П. Сумарокова до поэтов XX века прекрасно подчеркивает искусство русского романса с его задушевностью, искренностью и мелодической красотой. Интеграция уроков музыки и литературы позволяет учителю воспитать гармонически развитую личность, расширить эстетический кругозор, показать лиризм и образность русского языка.

Детский рисунок как средство изображения художественного образа литературного произведения

Зрительно представить художественный образ литературного произведения помогает живопись. Цель любой картины – “не ласкать глаза”, а возбуждение ума. С помощью изобразительного искусства ученики постигают идейно-художественное своеобразие литературного произведения, усваивают теоретические понятия.

Прежде чем ученик оценит эстетическую ценность произведения живописи, он должен сам создавать и понимать смысл иллюстраций. Рисунок – не только основа изобразительного искусства, но и пополнение жизненного опыта и впечатлений школьника, это первая ступень в восприятии красоты окружающего мира. Анализ детского рисунка, на мой взгляд, неизбежно должен дополняться рассмотрением его связи с текстом литературного произведения.

Какую задачу я ставлю перед ребенком?

Во-первых, воссоздать с помощью рисунка облик героев литературного произведения, включив воображение и мышление.

Во-вторых, если это возможно, показать художественные образы, созданные автором. Ученик переводит словесные образы писателя в зримые образы рисунка, которые подчеркивают композицию, раскрывают сюжет произведения, оттеняют особенности стиля писателя.

Хорошая иллюстрация всегда сохраняет “фамильное сходство” с оригиналом. Из опыта работы я знаю, что как ни различно видение мира многих художников (в том числе и учеников), все они уловят в чертах героя, его характере или картине природы общие черты.

Иногда мы с учениками создаем целую серию иллюстраций (рассказ А. Платонова “Никита”). Это всегда движение от частей к целому с последующим синтезированием единого образа. Последовательное постижение эпизодов позволяет школьнику глубже понять авторский замысел (рассказ К. Паустовского “Телеграмма”), рисунки получают черты последовательности, сюжетности, что сближает их с литературным произведением.

Рисунок подобно слову может рождать ассоциации, выходящие за пределы прямого изображения, в этом случае ученики создают символические рисунки. Например, рисуют гербы помещиков из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” или изображают пророка в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.

Что можно изобразить на рисунке, а что не совсем ярко можно представить (описать) словом? Это линии, светотени, цвета, пропорции и перспективы. Тогда рисунки получают и символическое и философское звучание, ученик не просто познает окружающий мир, но и открывает себя. На рисунке можно показать место, время, обстановку, отношения героев, детали.

Какова моя задача как учителя литературы? Учитель рисования руководствуется задачами изобразительными: он показывает мастерство художника в передаче внешности и внутреннего мира героя. Словесник не должен ограничиваться лишь изобразительным комментарием: он должен дополнить его историко-литературным материалом, который послужит совершенствованию литературных знаний и навыков учащихся. Таким образом, используя на уроке рисунок ребенка, учитель не должен забывать чисто литературные задачи.

К стихотворениям русских поэтов XVIII–XIX вв. о природе мы обязательно рисуем пейзажи, ученики изображают не только время года и его признаки, но и передают эмоциональное состояние лирического героя, выявляют в пейзаже исторический или философский смысл, после которого легче понять и обобщающий, синтетический образ (например, образ Родины).

Использование цветослова для интерпретации художественного произведения в 5-ом классе. Рассказ А.Платонова “Никита”.

 

Специфика цветослова как способа постижения идейно-тематического содержания литературного произведения

М. Каган в книге “Мир общения” пишет: “Искусство владеет теми средствами невербального выражения душевного состояния – музыкальными, живописными, хореографическими, которыми не располагает реальное общение”.

Так при помощи цветовых пятен и линий можно изобразить настроение, увидеть художественный текст, интерпретировать литературное произведение.

Чувство цвета рождается у детей рано, быстро развивается (японские школьники различают 45 оттенков красного цвета). На уроках литературы я использую цветослово как особый вид иллюстрирования. Этот вид работы имеет научную основу, так как учеными доказано, что и слово, и цвет, и звук имеют одинаковые возможности воздействия на человека. Об этом знали и наши предки: во время Ньютона люди использовали цветомузыку, монах Луи Костель создал цветной клавесин, открытие спектра научно доказало, что цвета, например, в радуге, сочетаются только в определенной последовательности, в XXI веке активно используются возможности цветотерапии.

А.П. Журавлев в книге “Звук и смысл” (1981 г.) писал: “Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества – музыки, звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете смысл искусства”. Цветослово – выражение чувств, ощущений, вызванных художественным образом литературного произведения. Изучая текст художественного произведения, я учу юных читателей выражать свои внутренние переживания в цветовых оттенках, чтобы почувствовать эмоциональное состояние произведения. Это помогает им ярче воспринимать художественные образы и анализировать их.

Я считаю, что интеграция дисциплин художественно-гуманитарного цикла не только развивает творческие способности детей, будит фантазию, позволяет увидеть необычное в обычном, но и помогает овладеть обширным и глубоким материалом литературоведения, основами художественной критики, умением понимать и ценить эстетическую ценность искусства в целом. Свободный совместный поиск учителя и ученика, личностно ориентированный подход к каждому воспитаннику дарят детям радость собственного открытия, а учителю – удовлетворение результатами своего труда.

В младших классах работу с цветословом я провожу на уроках литературы, в старших – это самостоятельный вид работы. В 5 классе мы начинаем с иллюстраций художественных образов (рассказ А.Платонова “Никита”), в 6 классе иллюстрация носит уже аналитический характер (карта путешествия героев рассказа М.Пришвина “Кладовая солнце”), в 7-8 классах ученики цветом выражают читательское восприятие (рассказ А. Платонова “Корова”, повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”). В старших классах ученики стремятся понять настроение лирического героя (Б. Пастернак “Февраль. Достать чернил и плакать”, И.Бунин рассказ “Антоновские яблоки”), затем философски осмыслить идею художественного произведения (поэма А.Блока “Двенадцать”, рассказ А.Чехова “Человек в футляре”).

Заключительный этап – изучение цветовой палитры в стихотворениях поэтов серебряного века, над рефератами по этой теме мои ученики работают весь учебный год.

Художественный образ в театральном искусстве и его роль в формировании нравственности обучающихся

Важнейший компонент театрального искусства – зрительское соучастие, которое на каждом представлении обретает свой неповторимый характер. Воспитать зрительское соучастие, сопереживание – одна из моих главных задач как учителя литературы и как классного руководителя. Постижение исторического опыта прошлых лет, стремление заново осмыслить историю страны, нравственные уроки прошедших веков необходимы зрителю-ученику как средство его гражданского и эстетического воспитания.

Театр, воплощая на сцене идеи и образы классической и современной литературы, ищет новые пути соприкосновения мира литературы и мира сцены. Просмотр спектакля помогает учителю литературы объединить четыре вида деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и преобразовательную.

Современный театр свободно оперирует языком емких образных метафор, позволяющим в строгом регламенте театрального времени раскрыть не только сюжет литературного произведения, но и глубинный его смысл.

Обсуждение театральных постановок может быть коллективное или самостоятельное, устное или письменное, в виде отзыва или рецензии, на уроках литературы и на классных часах.

Ученики учатся понимать актерское мастерство, ценить литературу как искусство слова, учатся строить монологическую речь, развивают умение художественной критики, учатся работать с текстом драматического произведения.

На внеклассных мероприятиях я знакомлю детей с профессией театрального художника, учитывая специфику преподавания литературы в классах с углубленным изучением изобразительного искусства.

Необходимо объяснить детям, что свой эскиз на холсте, бумаге или картоне театральный художник пишет для того, чтобы изображение ожило в трехмерном пространстве сцене, а художник смог выразить свое виденье мира.

Обучение навыкам театрального художника проходит в несколько этапов: сначала обсуждаются готовые декорации, затем выполняется в цвете черно-белый вариант, и только после этого ученики создают свои собственные эскизы. Я ставлю перед ними вполне конкретную задачу: языком цвета, света, пластики рассказать микрокосм пьесы о мире, о своем отношении к нему, воссоздать не только место действия (мир произведения, но и мир автора – Гоголя, Чехова, Шекспира).

“Понравилось”, “не понравилось” - это лишь начало суждения школьника о произведении искусства. И это право свободного суждения я всегда оставляю ученикам. Я уверена, что за этим последует стремление понять замысел художника, ход его мысли. И либо принять это в свой культурный обиход, в свой культурный мир, либо не принять и вступить в спор. И согласие, и спор (если они связаны с желанием уяснить многое для себя) равно обогащают ученика, шлифуют его вкус.

Приложение