Урок-путешествие по теме: "Знакомство с шерстяными и шелковыми тканями"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Цели:

  • ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности;
  • развивать пространственное представление.

Оборудование: коллекция “Шерсть и продукты ее переработки”, коллекция “Шёлк”, книга “Энциклопедический словарь юного натуралиста”, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать кто пешком, кто на поездах, а кто и самолетами. Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.

А какие моря вы знаете? (Учащиеся отвечают). Молодцы! Но, к сожалению море, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией. А называется это море (открываю надпись) –

ТКАНЕВОЕ МОРЕ.

Давайте на миг представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном корабля, вы – юнгами, а еще на нашем корабле присутствуют матросы -

(учащиеся десятого класса).

Девизом путешествия возьмем такие слова:

Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает. (Ф.Сеф.)

Итак, отдать швартовы!

(Звучит музыка – шум моря)

Впереди вас ждут новые открытия, поэтому неизвестные факты вы должны записать в “бортовом журнале”, то есть в тетради.

II. Изучение нового материала.

Впереди я вижу остров, он называется “ Шерстяным”, да не раз я бывала на нем, и знаю, что здесь производят шерстяные ткани. Сырьем для изготовления их служит волосяной покров овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.

Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шерстяной ткани.

(Показываю коллекции).

Плывем дальше. (слышится азбука Морзе) – SOS! SOS! SOS! Срочно нужны деревья с зелеными листьями. –Жители острова тутового шелкопряда.

Юнги, давайте поможем жителям, ну-ка быстро нарисуем деревья.

(Учащиеся рисуют деревья)

Сейчас я зачитаю из своей морской энциклопедии- какими бывают тутовые деревья или шелковицы, а вы сравните похожие или нет вы нарисовали.

(Шелковица, тутовое дерево имеет сердцевидные, зубчатые листья и соцветия белесых цветов. Широко культивируется для получения ягод, похожих на малину.

Листья азиатской белой шелковицы Morus alba используют в качестве корма шелковичных червей.)

Мы с вами оказались на острове Тутового шелкопряда. Матросы расскажут вам про жителей этого острова:

1. –В древние времена в Гималаях, человек обратил внимание на бабочку с белыми крыльями, достигающими в размахе 6 сантиметров. Из яичек, которые она откладывает, выходят гусеницы, питающиеся листьями деревьев. По прошествии 30-40 дней, сменив 4 раза свой наряд, они начинают из специальных желез выделят тонкую нить, оплетая себя плотным коконом.

2.- Собирают коконы через 8-9 дней сначала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 600-900 метров. Такую нить называют шёлком-сырцом. Первичная обработка шёлка включает следующие операции: обработка коконов горячим паром для размягчения шёлкового клея, сматывание нити с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шёлка-сырца получают ткань.

3.- производство шёлковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до н.э. в Китае, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Получению шёлка в России положил начало царь Пётр Великий в XVII веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка”, и отвёл казённые земли на Кавказе под шёлковичные деревья.

Снова на корабль и в путь. Наше путешествие скоро подойдёт к концу, вы узнали, как получают ткани, но чтобы шить красивые изделия, мы должны знать свойства тканей.

(Слышится грохот)

- Ой наш корабль чуть-чуть не столкнулся с айсбергом. А, чтобы его растопить мы должны разобраться в свойствах тканей.

III. Работа с учебником.

Учащиеся читают параграф и отвечают на вопросы:

1. Какие свойства тканей относятся к основным?

2. Что представляют собой механические, физические и технологические свойства?

3. Дать определение каждому свойству?

IV. Закрепление изученного материала.

- Хочу вас порадовать, через несколько минут будем дома.

(Свисток и появляется кукла-пират. Она спрашивает о том, что нового и интересного узнали на уроке).

V. Итог урока.

- Я некоторых юнг перевожу в матросы, то есть ставлю за работу оценку “пять”

VI. Домашнее задание.

Составить коллекцию образцов шёлковых и шерстяных тканей.