Цели:
- ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу;
- воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности;
- развивать пространственное представление.
Оборудование: коллекция “Шерсть и продукты ее переработки”, коллекция “Шёлк”, книга “Энциклопедический словарь юного натуралиста”, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать кто пешком, кто на поездах, а кто и самолетами. Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.
А какие моря вы знаете? (Учащиеся отвечают). Молодцы! Но, к сожалению море, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией. А называется это море (открываю надпись) –
ТКАНЕВОЕ МОРЕ.
Давайте на миг представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном корабля, вы – юнгами, а еще на нашем корабле присутствуют матросы -
(учащиеся десятого класса).
Девизом путешествия возьмем такие слова:
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает. (Ф.Сеф.)
Итак, отдать швартовы!
(Звучит музыка – шум моря)
Впереди вас ждут новые открытия, поэтому неизвестные факты вы должны записать в “бортовом журнале”, то есть в тетради.
II. Изучение нового материала.
Впереди я вижу остров, он называется “ Шерстяным”, да не раз я бывала на нем, и знаю, что здесь производят шерстяные ткани. Сырьем для изготовления их служит волосяной покров овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.
Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с производством шерстяной ткани.
(Показываю коллекции).
Плывем дальше. (слышится азбука Морзе) – SOS! SOS! SOS! Срочно нужны деревья с зелеными листьями. –Жители острова тутового шелкопряда.
Юнги, давайте поможем жителям, ну-ка быстро нарисуем деревья.
(Учащиеся рисуют деревья)
Сейчас я зачитаю из своей морской энциклопедии- какими бывают тутовые деревья или шелковицы, а вы сравните похожие или нет вы нарисовали.
(Шелковица, тутовое дерево имеет сердцевидные, зубчатые листья и соцветия белесых цветов. Широко культивируется для получения ягод, похожих на малину.
Листья азиатской белой шелковицы Morus alba используют в качестве корма шелковичных червей.)
Мы с вами оказались на острове Тутового шелкопряда. Матросы расскажут вам про жителей этого острова:
1. –В древние времена в Гималаях, человек обратил внимание на бабочку с белыми крыльями, достигающими в размахе 6 сантиметров. Из яичек, которые она откладывает, выходят гусеницы, питающиеся листьями деревьев. По прошествии 30-40 дней, сменив 4 раза свой наряд, они начинают из специальных желез выделят тонкую нить, оплетая себя плотным коконом.
2.- Собирают коконы через 8-9 дней сначала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 600-900 метров. Такую нить называют шёлком-сырцом. Первичная обработка шёлка включает следующие операции: обработка коконов горячим паром для размягчения шёлкового клея, сматывание нити с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шёлка-сырца получают ткань.
3.- производство шёлковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до н.э. в Китае, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Получению шёлка в России положил начало царь Пётр Великий в XVII веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка”, и отвёл казённые земли на Кавказе под шёлковичные деревья.
Снова на корабль и в путь. Наше путешествие скоро подойдёт к концу, вы узнали, как получают ткани, но чтобы шить красивые изделия, мы должны знать свойства тканей.
(Слышится грохот)
- Ой наш корабль чуть-чуть не столкнулся с айсбергом. А, чтобы его растопить мы должны разобраться в свойствах тканей.
III. Работа с учебником.
Учащиеся читают параграф и отвечают на вопросы:
1. Какие свойства тканей относятся к основным?
2. Что представляют собой механические, физические и технологические свойства?
3. Дать определение каждому свойству?
IV. Закрепление изученного материала.
- Хочу вас порадовать, через несколько минут будем дома.
(Свисток и появляется кукла-пират. Она спрашивает о том, что нового и интересного узнали на уроке).
V. Итог урока.
- Я некоторых юнг перевожу в матросы, то есть ставлю за работу оценку “пять”
VI. Домашнее задание.
Составить коллекцию образцов шёлковых и шерстяных тканей.