Организация самостоятельной и исследовательской работы студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


Средние специальные учебные заведения в настоящее время работают над реализацией требований Государственных образовательных стандартов, введенных с 1 сентября 2002 года, которые в значительной мере усиливают роль самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов.

Анализируя развитие исследовательской и творческой работы студентов можно сделать вывод это один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Поэтому одной из важных задач коллектив Алданского политехнического техникума ставит обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы в рамках учебно-воспитательного процесса. Что призвано обеспечивать высокое качество подготовки специалистов технического профиля.

Самостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий значительно большую эффективность процесса обучения.

Не для кого не секрет. Что только малая часть студентов приходит со школы имея навыки самостоятельной работы. Что необходимо для переработки все более увеличивающейся информации, “обрушивающейся” на тех, кто учится. Следовательно, на начальных этапах обучения организация самостоятельной работы имеет наиважнейшее значение. Самостоятельное, творческое, исследовательская работа студентов выполняется в процессе обучения по специальному заданию преподавателей, методика постановки и проведения определена спецификой нашего учебного заведения. Мы готовим техников по ремонту горного и электромеханического оборудования, техников-электриков, техников-энергетиков, специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, теплотехников.

Студенты зачастую не имеют достаточных навыков работы с технической и справочной литературой. Формирование этих умений еще одна из задач преподавателей.

Читая техническую, справочную и дополнительную литературу студент должен уметь выделить главное, понять прочитанное, исключив поверхностное представление, что может привести к искажению при воспроизведении материала. Значит создать направленность в деятельности студента и дать точную установку – задача преподавателя. Знания, полученные студентами, должны быть прочными.

Для развития навыка самостоятельной работы применяются и приемы творческой работы: составление студентами карт опроса, кроссвордов, ребусов, схем, защиты разнообразных проектов, участие в подготовке и проведение нестандартных уроков. Постоянно идет активная мыслительная деятельность.

Огромную роль играет при самостоятельной работе с литературой осмысленное конспектирование. По конспекту и последующей беседе видно как студент усвоил материал.

Исследовательская работа студентов – составная часть практических занятий. В процессе практических занятий студенты учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно моделируют, проводят эксперименты, сочетают полученные теоретические знания с практическими. Написание докладов, рефератов, дипломных проектов – еще одна форма самостоятельной учебной исследовательской работы. Идет глубокое изучение научной литературы, ее анализ, систематизация, логическое изложение обработанного материала.

Исследовательская работа подразумевает для преподавателей повышение квалификации, а для студентов – углубление знаний. Педагог работает, учит и учится, исследует всю жизнь, работа со студентами должна вестись с 1 по 4 курс и составлять часть учебного процесса, это способствует воспитанию и развитию таких качеств как самостоятельность, творческий подход к делу, умение постоянно учится и обновлять, пополнять свои знания. Приобщение студентов к исследовательской работе начинается с самой первой лабораторной и практической работы, с первого написанного реферата, участия в конкурсах и олимпиадах. Поэтому конечная цель каждого урока, практического занятия, мероприятия – получение “продукта” своей деятельности каждым обучающимся.

Студенты нашего техникума занимаются исследовательской и поисковой работой под руководством преподавателей. Отчет о проделанной работе ребята представляют на научно-исследовательских студенческих конференциях в техникуме.

Следовательно, учебно-исследовательскую работу можно рассматривать как привлечение студентов к научной работе.

Большой интерес у участников студенческих научно-практических конференций, проводимых ежегодно в мае, вызывают исследовательские работы под руководством Заслуженного учителя Якутии, преподавателя высшей категории Столяровой Людмилы Степановны. Работа “Радиация” выполненная студентами Черемушниковым А. и Неофитовым Р., а также “энергетика Алданского улуса Якутии” заняли первое место на научно-практической конференции в мае 2002 года. Жюри была также отмечена работа “Изучение сопротивления студентов группы в соответствии с их интеллектом”, Бурдаков Ю., Брюханчиков И., Беляев В. В настоящее время завершается работа на тему “Экология Алдана” Будуновой Татьяны, руководитель-преподаватель первой категории Коцан Н.В., “Маркетинговые исследования образовательных услуг АПТ” под руководством преподавателя высшей категории Токаревой В.В. и преподавателя первой категории Тихоновой Л.П., “История техникума” поисковая работа студентов группы ЭБУК-011 под руководством преподавателя первой категории Полозковой Л.В., “История предприятия” (данная работа проводится группой студентов под руководством преподавателя высшей категории Ларионовой В.И. и сотрудников Алданского краеведческого музея). Все студенческие работы имеют теоретическую и практическую значимость.

Перспективой развития научно-исследовательской работы студентов планируем установлением тесных контактов с ВУЗами Якутии и выполнения части исследовательских работ для промышленно-хозяйственного комплекса Якутии.

Таким образом, работая над выполнением поставленных перед нами задач, мы планируем более тесное сотрудничество с ВУЗами, предприятиями, что значительно повысит стремление и активизацию знаний студентов, более высокий уровень подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.