Пояснительная записка
“Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее. Данные принципы гуманизации образования, то есть направленности образовательных программ на личностное и интеллектуальное развитие ребенка, могут быть эффективно реализованы посредством использования в образовательном процессе проектных технологий. При этом важно, чтобы школьники понимали суть метода проектов, владели проектными технологиями как универсальным способом организации мышления при решении самых разных задач.
Именно по этой причине предлагаемый учебный курс не только знакомит учащихся с особенностями проектной деятельности в различных сферах жизнедеятельности современного человека, но и настраивает мышление ученика на проектное восприятие жизненных, учебных и профессиональных проблем, вооружает эффективными технологиями их анализа и решения.
Цели и задачи курса.
В результате прохождения программы курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:
1. 1. о проекте как эффективном, комплексном и эффективном способе решения ряда жизненных и профессиональных задач;
1. 2. об основных функциях и возможностях проектных технологий;
1. 3. об особенностях организации проектной деятельности в бизнесе, политике и социальной сфере;
1. 4. о методах развития и активизации проектного, критического и авторского мышления;
1. 5. об организационных факторах, способствующих повышению эффективности индивидуальной и групповой деятельности по разработке и реализации проекта;
1. 6. о специфике ряда профессий, связанных с проектной деятельностью /менеджер, психолог, социолог, специалист по рекламе и PR технологиям, логист, социальный работник, предприниматель, режиссер и др./;
1. 7. об авторстве и авторском праве;
1. 8. об основных организационных условиях успешной презентации проекта.
2. Знать:
2. 1. структурные и организационные особенности различных видов проектов;
2. 2. методы оценки организационной структуры проекта и его перспективности;
2. 3. основные стратегические подходы к анализу проектной идеи и ее развертыванию в целостный проект;
2. 4. основные факторы повышения продуктивности интеллектуальной деятельности в условиях командной работы;
2. 5. основные технологии целеполагания и эффективного управления временем;
2. 6. особенности использования проектного подхода к решению жизненных и учебных задач;
2. 7. основные методы и алгоритмы разработки авторской идеи;
2. 8. общую схему построения презентации проекта.
3. Уметь:
3. 1. самостоятельно приобретать знания, умения и навыки с помощью проектных технологий;
3. 2. эффективно планировать свою учебную и, в перспективе, профессиональную деятельность;
3. 3. самостоятельно и точно распознавать проблемы в соответствии с рассматриваемыми в программе курса классификациями;
3. 4. оперативно определить “точку выбора” в той, или иной проблемной ситуации, осознанно осуществить оптимальный с точки зрения жизненной перспективы выбор;
3. 5. разработать вариативный проект для решения учебных и жизненных задач, задач саморазвития и подготовки к карьере, а также модели основных типов профессиональных проектов для бизнеса, социальной сферы и политики;
3. 6. психологически грамотно работать с информацией, критически мыслить;
3. 7. разработать до уровня проекта собственную (авторскую) идею;
3. 8. спланировать общий сценарий презентации проекта.
4. Иметь практический опыт и владеть на уровне возможности самостоятельного использования в различных жизненных ситуациях:
4. 1. основными технологиями целеполагания и построения временной перспективы;
4. 2. психотехнологиями управления временем;
4. 3. навыками проектного и критического анализа проблемных ситуаций;
4. 4. навыками разработки различных видов проектов, в том числе моделей проектов профессионального характера (бизнес – проекты, проекты социального, рекламного и политического характера);
4. 5. навыками комплексного проектного анализа авторской идеи и ее развертывания в проект для реализации;
4. 6. навыками проведения презентации проекта и его публичной защиты;
4. 7. навыками эффективной организации командной деятельности;
4. 8. навыками деловой коммуникации и конструктивного сотрудничества.
Содержание курса и учебная деятельность.
№ п. /п. |
Цели | Часы | Тема занятия | Деятельность учащихся |
1. | 1. 1. , 1. 2. , 1. 4. , 1. 5. |
1 | Проект и проектные технологии. Введение. |
Коллективная работа по определению основных понятий курса; заполнение анкетных листов; конспектирование; обсуждение программы курса и правил работы в команде; участие в проблемной деловой игре “Сделка”. |
2. | 1. 4. , 1. 5. , 2. 5. , 2. 6. , 3. 1. , 3. 2. , 3. 6. , 4. 1. |
1 | Цель как организационная основа
проекта. Технологии целеполагания. |
Активное слушание и конспектирование;
решение проблемных и творческих задач; участие в
тренинге целеполагания и самостоятельная работа с алгоритмами психотехник эффективного определения целей. |
3. | 1. 4. , 1. 5. , 2. 5. , 2. 6. , 3. 1. , 3. 2. , 3. 6. , 4. 1. , 4. 2. |
1 | Проектные технологии и управление временем. | Участие в демонстрации психологических
технологий управления временем и конспектирование; самостоятельная аналитическая работа (проектный анализ учебного дня) с обсуждением полученных результатов; групповая рефлексия. |
4-5. | 1. 5. , 2. 1. -2. 4. , 3. 3. , 3. 4. , 3. 6. , 4. 3. , 4. 7. , 4. 8. |
2 | Модели организационной структуры проекта и выбор стратегического подхода к решению проектной задачи. | Участие в интерактивной демонстрации
методов проектного анализа; аналитическая
работа с алгоритмами интеллектуальных проектных
технологий; тренинг проектного и критического мышления с сюжетно-ролевой игрой и командной разработкой проекта. |
6. | 1. 1, 1. 4. , 2. 3. , 2. 6. , 3. 1. -3. 6. , 4. 3. |
1. | Проектный подход в учебе. Учение как программа саморазвития и подготовки к карьере. | Участие в интерактивной демонстрации методов проектного анализа учебных целей и проблем; работа со схемами проектных алгоритмов и решение проблемно-ситуационных задач. |
7. | 1. 1. , 1. 4. , 2. 1. , 2. 3. , 2. 6. , 3. 1. -3. 7. , 4. 3. , 4. 5. |
1. | Проектный подход в решении жизненных проблем. Технологии осуществления осознанного жизненного выбора. | Тренинг “ Капля на стекле” (методы комплексного анализа жизненных задач и проблем); работа с памяткой по решению проблемных ситуаций и основными схемами проектного анализа вариантов жизненного выбора. |
8. | 1. 1. -1. 7. , 2. 1. , 2. 4. , 3. 3. , 3. 5. -3. 7. , 4. 4. , 4. 5. |
1. | Проектные технологии в политике и
рекламе. Презентация проекта. |
Коллективное определение особенностей
проектной деятельности в сфере политики и
политической рекламы; аналитическая работа с классификатором проблемных ситуаций (плакат-памятка № 1); сюжетно-ролевая деловая игра “ Предвыборная кампания”; анкетирование. |
9-10 | 1. 1. - 1. 8. , 2. 1. -2. 4. , 2. 7. , 2. 8. , 3. 3. , 3. 5. - 3. 8. , 4. 3. - 4. 8. |
2. | Проектные технологии в бизнесе. Презентация проекта. |
Коллективное определение особенностей проектной деятельности в сфере бизнеса; аналитическая работа с классификатором проблемных ситуаций; конспектирование; тренинг с сюжетно-ролевой деловой игрой; самостоятельная исследовательская деятельность и работа с литературой; анкетирование. |
11. | 1. 1. -1. 8. , 2. 1. -2. 3. , 2. 7. , 2. 8. , 3. 3. , 3. 5. - 3. 8. , 4. 3. -4. 6. |
1. | Проектная деятельность в социальной
сфере. Презентация проекта. |
Коллективное определение особенностей проектной деятельности в социальной сфере; тренинг (решение проблемных и творческих задач); конспектирование. |
12. | 1. 8. , 2. 2. , 2. 8. , 3. 5. - 3. 8. , 4. 3. -4. 8. |
1. | Итоговое занятие. | Мини-презентации авторских проектов учащихся; групповая рефлексия; итоговая диагностика. |
Итого: | 12 ч. |
Ожидаемые результаты.
В целом предполагается, что в результате прохождения программы учащиеся получат систематизированные знания о сущности и возможностях использования проектных технологий для решения комплекса жизненных, учебных и профессиональных задач, приобретут опыт их самостоятельного использования. Обучающий курс должен способствовать развитию у старшеклассников самостоятельности и способности к самоорганизации, “вооружить” их эффективными приемами осуществления такого поведения.
Одним из наиболее важных среди ожидаемых результатов курса, является повышение социально-психологической культуры учеников и уровня их жизненной компетентности. Важно заметить, что школьникам предоставляется возможность попробовать себя в профессионально значимых видах деятельности, связанной с разработкой и реализацией различных видов проектов (социально-гуманитарного, экономического и естественнонаучного направления), что может способствовать осуществлению более осознанного, ответственного выбора профиля обучения и дальнейшей профессиональной карьеры, активизировать психологические механизмы профессионального самоопределения.
Развивающий эффект программы должен выразиться в активизации процесса перевода мышления учащихся на качественно новый уровень организации. В частности, предполагается, что курс даст серьезный импульс для развития проектного, критического и творческого мышления. При этом освоение школьниками эффективных приемов организации интеллектуальной деятельности может оказать существенное влияние на повышение качества их учебной подготовки в целом.
Участие в обучающей программе даст ученикам значимый с точки зрения жизненной перспективы опыт делового, профессионального общения, как в группе сверстников, так и при общении с руководителем курса. Так, например, школьникам предлагается заключение психологического контракта (см. приложение 1), что, по замыслу автора, должно способствовать развитию у них чувства ответственности и психологической готовности к оформлению деловых отношений на контрактной или договорной основе.
Таким образом, предлагаемая учебная программа представляется своего рода курсом интенсивного развития жизненно и профессионально значимых качеств личности учащихся, их организационных и интеллектуальных умений и навыков.
Литература
- Алдер Г. Практика эффективного использования времени. – СПб. : Питер, 2002. – 256с. : ил. – (Серия “Бизнес – психология”).
- Битянова М. Р. Развитие проектного мышления. // Школьный психолог. – 2002. - №30. – с. 3-14.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд. , перераб. и доп. – М. : Изд - во “Ось-89”, 2001. – 2001. – 224с. ( Практическая психология).
- Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М. : Вита-Пресс, 2002. – 88с.
- Диллман Б. Результаты на мишени. Руководство по улучшению результатов и избеганию ловушек. Пер. с англ. / общ. Ред. и перевод- СПб. : С. И. Сергеев, 1995. – 232с.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор - сост. Р. Р. Кашапов. – Ижевск. : Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448с. : ил.
- Липсиц И. Школа успеха. – М. : материалы публикаций ИЦ “Россия молодая”, Королев Н. Н. , 1993. – 56с.
- Липсиц И. Что такое бизнес – план и как его составить. – М. : ИЦ “Россия молодая”, 1993. – 37с.
- Липсиц И. Дороже денег только репутация. // Россия молодая. – 1993. - №3. – с. 20 – 21.
- Макеева А. Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 кл. : В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами” / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2003. – 48с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. – М. : ТЦ “Сфера”, 1997. – 528с.
- Райзберг Б. А. Экономика (начальный курс): региональный учебник для школ, лицеев и гимназий. – М. : АЗЪ, 1994. – 174с.
- Энкельманн Н. Преуспевать с радостью / Н. Энкельманн.
- Молитвенник для шефа: Пер. с нем. /М. Биркенбиль. – М. : СП
- “Интерэксперт”; Экономика, 1993. – 395с.
Вариант рекламной презентации курса для учащихся смотрите в приложении 2.