Общепедагогические технологии

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Сувенир "1000-летняя Елабуга" 2006

    Автор: Павленко Ирина Владимировна

    Статья знакомит с историей города Елабуга.

  • Система стимулов для учащихся. Как повысить интерес к учебе? 2006

    Авторы: Журина Татьяна Борисовна, Назаренко Галина Александровна, Нигай Юрий Григорьевич

    Переход экономики Казахстана на рыночные отношения, интеграция в мировое образовательное пространство коренным образом меняют подходы к решению многих педагогических проблем и, прежде всего, к решению вопроса о природе воспитания на основе единой целостной концепции социального формирования личности в активной деятельности, включенности ее в общественные отношения к окружающей действительности и ориентации на ценности общечеловеческой культуры: прагматизм - демократия - культура.

  • Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся 2006

    Автор: Собина Татьяна Аврельевна

    Вашему вниманию представлен доклад: "Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся".

  • Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе 2006

    Автор: Глухова Ирина Викторовна

    Актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с поставленными целями образования, разработка технологичных измерителей уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, и воспитательных целей.

  • Разработка тестовых заданий рубежного контроля по теме: "Квадратичная функция" 2006

    Автор: Епишкина Татьяна Дмитриевна

    Тестовая форма контроля качества знаний, в отличие от пятибалльной системы оценки, снимает психологическое напряжение учащихся, экономит время учащихся и учителя, имеет большой охват контролируемого материала, способствует формированию вероятностного мышления учащегося и имеет более гибкую систему оценки. Ввиду того, что по результатам тестирования невозможно проследить логику мышления ученика, тестовую форму следует сочетать с другими формами контроля знаний.

  • Концепция развивающего обучения как систематизирующий фактор построения эффективной стратегии развития начальной школы 2005

    Автор: Цымахович Татьяна Ильинична

    В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе. Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной "взрослой" жизни. Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни.

  • Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 2005

    Авторы: Рейс Раиса Ивановна, Садовникова Наталия Викторовна

    Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку? Предлагаемый урок-зачёт по русскому языку в 3-м классе поможет ответить на этот вопрос.


  • Роль УМК в проектировании учебного процесса в ССУЗ 2005

    Автор: Зятькова Татьяна Григорьевна

    В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в "сжатом", т.е. компактном, удобном для использования виде. Технологическое "сжатие" учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами. Об одном из них идет речь в статье автора.

  • Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения 2005

    Автор: Ильюшонок Нина Николаевна

    В статье проводится анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения. Повышение качества обучения выпускников общеобразовательных школ, качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях может быть обеспечено при применении в учебном процессе образовательной системы трех групп психолого-педагогических технологий: исследования, проектирования и взаимодействия - организации учебного процесса. Эффективность этих технологий может быть достигнута, если учебный процесс организован с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, студентов, их склонностей к предметной, профессиональной деятельности. Примером таких эффективных педагогических технологий является использование интерактивного обучения и компьютерных технологий.

  • Интегрированный урок по биологии и экологии по теме: "Растительное богатство Подмосковья" 2005

    Автор: Колесникова Елена Евгеньевна

    Воспитание любви к родному уголку невозможно без воспитания любви к родной природе.

  • Эстетограмма учителя начальных классов 2005

    Автор: Караваева Галина Васильевна

    В статье представлена разработанная автором модель эстетических качеств учителя начальной школы, которая является составной частью общепедагогической профессиограммы и отражает специфику деятельности педагога по эстетическому воспитанию младших школьников. В статье приводится содержание беседы со студентами "Музыкальные коллективы Удмуртии".

  • Элективный курс "Химия и здоровье" для учащихся 9-х классов 2005

    Автор: Шульженко Наталья Викторовна

    Вашему вниманию предлагается авторская программа элективного профильного курса "Химия и здоровье". Программа включает в себя тематическое планирование, цели и задачи каждого занятия, список литературы, а также, приложения, в которых даются необходимые дополнительные сведения к отдельным занятиям курса. Предлагаются и примерные темы для проектной деятельности учащихся. Курс успешно апробирован на базе лицея № 19 г. Майкопа в 2004–2005 учебном году и ноябре–декабре 2005.

  • Интерактивные методы обучения в преподавании курса "Я — потребитель" 2005

    Автор: Саранцева Елена Николаевна

    Уроки с использованием интерактивных методов строятся следующим образом: вводно-мотивационная часть (проблемная ситуация, выявление проблемы, постановка вопросов), основная часть (работа в паре/группе; работа с документами; выполнение заданий, поиск ответов на вопросы; презентация результатов работы), заключительная часть (выводы и обобщения, рефлексия).Примером проведения урока с использованием интерактивных методов является урок по теме: "Кто такие потребители. Основополагающие права потребителей".

  • Авторское тематическое планирование по воспитательной работе в группе продленного дня 2005

    Автор: Мубаракшина Светлана Мухитулловна

    Тема продлённого дня в школе была и останется злободневной. Уроки - дело понятное, это необходимость как для учителя, так и для ребёнка. Провести плодотворно 5–6 часов с детьми тяжело. И так продолжается год за годом. Данное тематическое планирование, составленное мною для воспитательной работы в группе продлённого дня, адресовано, в первую очередь, воспитателям и учителям начальных классов.


  • Использование личностно-деятельностных технологий в условиях преподавания учебной дисциплины "Коррекционная и специальная педагогика" 2005

    Автор: Оленникова Зоя Борисовна

    Использование личностно-деятельностных технологий, в процессе преподавания учебной дисциплины "Коррекционная и специальная педагогика" позволяет решить многие задачи, направленные на профессиональное становление будущих педагогов. Важнейшая особенность обучения в рамках вышеозначенных технологий - процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

  • Мой голос — мой капитал 2005

    Автор: Зиняева Евгения Викторовна

    Преподавателю, а особенно организатору массовых мероприятий, необходимы хорошие голосовые данные. Тренировка своего голоса, овладение в совершенстве техникой дыхания процесс трудоемкий и длительный. Выработка верных навыков и рациональное использование речевого дыхания содействует физическому развитию голосового аппарата, снимает общую и голосовую усталость. Прежде чем приступать к выполнению упражнений комплексного тренинга, целесообразно провести соответствующую подготовку. При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы создать на занятиях такую атмосферу, когда бы все студенты воспринимали друг друга как талантливых, чудесных людей, доброжелательных во всех отношениях. В таких условиях пропадают чувства озлобленности, неполноценности, сглаживаются приобретенные ранее комплексы. Ощущение комфортности - важнейшее для достижения свободы. В таком положении человек имеет возможность осуществить требование "познай себя", а познать себя - значит вернуться от себя к партнеру, идя на контакт, импровизацию, так необходимые в живом человеческом общении и в сценической практике.

  • Использование игровых технологий как средства повышения познавательной активности младших школьников на уроках математики 2005

    Авторы: Лех Ольга Ивановна, Петько Ирина Николаевна, Цегельникова Жанна Леонидовна, Шевченко Елена Алексеевна

    Игра положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, на качество усвоения ими учебного материала. Мы предлагаем использовать игровую технологию на уроках математики. Использование игровых приемов запоминания табличных случаев умножения облегчает формирование прочных вычислительных навыков и повышает интерес к учебной деятельности. Для решения поставленных задач нами была использована система дидактических игр Александра Григорьевича Гайштута.

  • Тема урока: "Технология разноуровневого обучения математики" 2005

    Автор: Лобышева Ирина Сергеевна

    Педагогическая технология - такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия направлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер. Основной целью образовательного процесса становится усвоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний. Среди общих видов познавательной деятельности главное место занимают логические приемы мышления.

  • Проблемный урок: "Проблемы взаимного восприятия в диаде "учитель-ученик" 2005

    Автор: Голова Анна Александровна

    Тема данного урока была продиктована ее актуальностью: педагогическая деятельность наиболее конфликтная сфера, которая приводит к разрушению отношений между учителем и учеником, формированию внутриличностного конфликта в личности каждого из них, низкому уровню усвоения знаний. Проблемный урок позволяет студентам самостоятельно поставить вопрос, предположить способы решения и практически подтвердить это решение, что развивает их мыслительную деятельность, позволяет накопить опыт общения, выработать эффективные способы устранения эмоционального напряжения через освоение приемов коммуникации. Все это способствует открытому выражению своих чувств окружающим, развитию собственной способности слушать и слышать чувства других людей (в частности учащихся), сотрудничать, не разрушая внутреннего мира ребенка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

  • Создание оптимальных условий развития социально значимых качеств личности ученика лингвистического профиля на второй ступени образования 2005

    Автор: Понасенко Ирина Ивановна

    Одним из важнейших условий развития социально значимых качеств личности является участие школьников в социальных проектах школы, района и города. Самым заметным стал районно-городской конкурс "Соревнование классов, свободных от курения" (январь – май 2005 года). Участвуя в этом проекте, ребята учились самостоятельно принимать решения и сопротивляться негативному социальному давлению; учились поддерживать друг друга, видеть преимущества некурящих и ценить здоровый образ жизни.

  • Можно ли учить творчеству 2005

    Автор: Жукова Татьяна Михайловна

    "Учить творчеству" нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт "бывания в авторской позиции" (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те "предлагаемые обстоятельства", в которых развернется собственное творчество ребенка. Творческие задания ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.


  • Современная интерпретация содержания словарной работы в начальной школе: от экстенсивного к интенсивному обучению 2005

    Автор: Пасынок Юлия Юрьевна

    В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный потенциал словарной работы как один из этапов урока. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над непроверяемыми написаниями. Анализ данной проблемы натолкнул на мысль создать «Занимательный словарик русского языка для начальной школы». Цель работы – помочь любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создать основу для последующей языковой практики учащихся. Языковый материал по каждой лексической единице включает в себя: ребус, толкование лексемы и иллюстрацию, этимологическую справку, однокоренные слова, синонимические, антонимические и фразеологические отношения, практический материал.

  • Графика: подготовка к письму (программа) 2005

    Автор: Пасынок Юлия Юрьевна

    Родителей и педагогов всегда интересует, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. В статье представлена программа, целью которой является интенсивное развитие тонкокоординирующих движений рук (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка. Программа предусматривает работу по пяти блокам: пальчиковая гимнастика, озорной карандашик, творческие упражнения, организационно-методический блок, диагностика.

  • Построение межсубъектных взаимоотношении в системе "учитель – ученик" — основа дифференциации образовательного процесса развивающейся школы 2005

    Автор: Платонова Анна Александровна

    Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и в создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск.

  • Учение с увлечением (из опыта преподавания химии) 2005

    Авторы: Рулёв Александр Юрьевич, Рулёва Тамара Михайловна

    На основе собственного опыта преподавания химии рассматриваются методы работы, позволяющие поддержать у школьников интерес к познанию нового и развить стремление к самостоятельной работе. Среди них: насыщение курса высокой информативностью в сочетании фундаментальности знания с его практической ценностью; использование принципа гуманизации знаний; разработка системы рейтинговой оценки знаний учащихся.

  • Решение геометрических задач как средство развития самостоятельности мышления учащихся 2005

    Автор: Цыренова Дарима Сынгеевна

    Ценность геометрическич задач на доказательство связана с тем, что на каждом этапе (1 этап - переформулировка условия; 2 этап - отыскание способов решения; 3 этап - выражение решения в словах (устно или письменно)) можно организовать деятельность учащихся, приводящую к отысканию пути решения. В основе умения найти путь решения задачи лежат хорошо организованные, системные знания,при которых усвоены не только отдельные факты, но и связи между ними.

  • Формирование личности учащегося на основе здоровьесберегающих технологий 2005

    Автор: Володина Светлана Алексеевна

    Для учащихся 6–8-х классов предлагается форма внеклассной работы "Лесная школа", в ходе подготовки к которой привлекаются преподаватели различных предметов (история, география, русский язык и литература, математика, биология, экология, ИЗО, физическая культура и др.). Данная методика позволяет активизировать интерес учащихся к изучаемым предметам, применять на практике полученные в школе знания, углублять и укреплять междисциплинарные связи, а также обучать культуре поведения на природе. "Лесная школа" способствует сплочению школьного коллектива, позволяет строить процесс обучения с учетом здоровьесберегающих технологий, т.к. на уроке умственная деятельность сочетается с физической активностью детей.

  • Авторская программа "Акварель" по изобразительному искусству для учащихся 1–4-х классов 2005

    Автор: Скочина Любовь Анатольевна

    Программа впервые выдвигает задачу соединения разных видов художественной деятельности: музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения. Программа призвана свести и породнить разные художественные представления и познания школьников: живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения. Дети являются свидетелями и участниками художественного события. Слова учителя и обращенные к детям тексты, стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений.


  • Организационно-обучающая игра "Разработка программы гуманизации пространства детства в условиях ОУ" 2005

    Автор: Лопарева Анна Самуиловна

    Детская среда при всей ее высокой значимости всегда ориентирована на мир взрослых, на взрослого, задающего круг деятельности, приобщающего к социуму. В деятельности, которую ребенок осуществляет совместно со взрослыми, он приобретает "деятельностное поле". Выстраивание отношений в системе "взрослый - ребенок - взрослый" - сложная проблема. Одна из самых важных ролей педагога в пространстве детства - роль посредника между детьми и социумом. Содержанием его деятельности в этом направлении является смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации ребенка к социуму, компенсация того, что ребенок не дополучает в социуме. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства - помощь ребенку и его поддержка.

  • Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности 2005

    Автор: Цвецих Андрей Викторович

    Необходима перестройка учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.