Использование офисной программы Excel для конструирования урока-игры по экономике

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Экономика


Умение проектировать урок с применением ЭВМ является основным в информатизации образования. Будучи много лет администратором, посетив тысячи уроков, изучив работы об управлении образовательным процессом многих-ученых-педагогов, я поняла, что ключ к эффективному обучению – замкнутое управление познавательным процессом. Одним из главных тормозов для каждого учителя является контроль усвоения. Применение передовых технологий, дающих высокий коэффициент обученности, не мыслим без поэлементного контроля усвоения. Поэтому в проектировании урока желательно продумывать автоматизацию контроля. Ведь именно этот этап работы занимает у учителя значительное время. Учителя придумывают различные хитрые подходы к этому процессу: перфокарты, сигнальные карточки и др. Но только с появлением компьютера на уроке можно действительно организовать оперативную обратную связь. Хотя сейчас уже разработано много электронных учебников, предусматривающих и порционную подачу материала, и тестирование, но, общаясь с учителями, я поняла, что электронные учебные пособия не всегда удовлетворяет учителей. Причин здесь много: и вариативность программ и учебников, и личностный взгляд на планирование материала, и многое другое. Поэтому все равно каждый учитель стремиться сконструировать свой урок. Цель моей работы показать, как можно использовать программу Excel, для конструирования интерактивного урока. Я разработала урок-игру по экономике, с которым педагог нашей школы выступала на городском конкурсе “Учитель года-2005”. Урок получил положительную оценку жюри конкурса.
В этой программе использовалась возможность работать одновременно нескольким пользователям одновременно с одной книгой, передавать данные по сети для дальнейшей их обработки и осуществления обратной связи.
Описание этой игры я нашла в Интернете. Его бумажный вариант разработан Международным Центром Экономического и Бизнес Образования под руководством С.А.Равичева.
Урок разработан для использования в 9-х классах. Я разработала компьютерную версию этой игры.

Тема урока: “Рынок и его законы”.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • формирование представлений учащихся о рыночном ценообразовании;
    • выявление факторов влияющих на ценообразование;
    • знакомство с процессом максимизации прибыли.
  • Развивающие:
    • развитие продуктивного мышления;
    • содействие стремлению учащихся к самостоятельному достижению цели;
    • формирование понимания причинно-следственных связей.
  • Воспитательные:
    • развитие навыков самоконтроля и групповой работы;
    • формирование навыков культуры взаимоотношений в деловом мире;
    • формирование навыков оптимального использования информационных технологий.

Материалы, необходимые для проведения урока:

    1. Описание игры – N/4, где N – число учеников в классе.
    2. Таблица учета для фирмы – N/4.
    3. Таблица “Биржа” для ведущего игру.
    4. Кубик.
    5. Небольшие призы для победителей.

I этап. Организация деятельности (2 мин.)

1. Приветствие

Эпиграф к уроку:

Человек, который систематически не изучал экономику, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

П. Самуэльсон,
лауреат Нобелевской премии в области экономики.

2. Сообщение темы урока и её мотивация

– Мы все хотим жить лучше, покупать больше товаров для удовлетворения своих потребностей. Для нас покупателей цена блага – это затраты на него, поэтому они хотят, чтобы цены были ниже и повышение цен склонны считать несправедливым.
Для поставщика цены определяет его доход, и в понижении цен он видит угрозу. Что же координирует действия покупателей и продавцов-производителей? Как же складываются цены на рынке?

3. Сообщение цели урока

– Сегодня нам предстоит выяснить:

  • каким образом в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке рождается цена на товар;
  • как конкуренция среди продавцов и покупателей влияет на цену;
  • как образуется прибыль.

– Ответить на эти вопросы поможет нам тема нашего урока “Рынок и его законы”

II этап. Исполнительная деятельность

1. Актуализация знаний (5 мин.)

Просмотр слайд-фильма (Приложение 1)

Пролистайте слайд-фильм и найдите ответ на свой вопрос. (На подготовку – 30 с).

  • Что же влияет на спрос и предложение? (Цена)
  • Как конкуренция со стороны покупателей влияет на цену товара? (Цена растет)
  • Как конкуренция со стороны продавцов влияет на цену товара? (Цена снижается)
  • Как рассчитывается прибыль? (Прибыль = доход – расход)

Во время ответов показываются слайды.

2. Инструктаж игры (2 мин)

– Для того чтобы понять, как образуется равновесная цена на рынке, мы проведем с вами игру, в которой вы выступите и в роли покупателей и в роли продавцов.
Представьте, что вы являетесь акционерами фирм по выращиванию элитного сорта арбузов, выведенного в Астраханской области местными селекционерами. Арбузы необычные, они хранятся неограниченно долго, но имеют одну особенность: из одной семечки вырастает только один арбуз.
Все вы делитесь на 8 конкурирующих между собой фирм. Игра длится 2 игровых года.
Ваша задача так вести торги, чтобы получить наибольшую прибыль. По окончании игры мы выявим фирму-победителя.

– Открыть таблицу “ОБР”. Рассказ по таблице (Приложение 2).
В таблице все расчеты производятся автоматически. После занесения данных вы можете просмотреть количество имеющихся семян и арбузов, ваши расходы и доходы.У каждой фирмы есть начальный капитал (по таблице):

  • 2 семечка;
  • 2 арбуза, выращенных ранее;
  • 100 рублей денег;
  • Участок земли, на котором можно посадить только 2 семечка. По условиям договора фирма не может расширять свой участок земли.

Фирма обязана:

  • платить ежегодно заработную плату (15 рублей денег за каждый выращенный арбуз);
  • платить ренту за пользование землей (20 рублей);
  • не проданные арбузы и купленные впрок семена фирма обязана хранить в специализированном хранилище. За хранение 1 семечка необходимо платить 3 рубля, одного арбуза – 5 рублей.

– Дамы и господа! Объявляются 1-е весенние торги.
Фирма должна покупать семена на бирже. Количество семян ограничено, и биржа не может удовлетворить все запросы. Поэтому каждую весну фирмы должны покупать семена впрок, чтобы в условиях конкуренции не остаться без семян. Цель вашей фирмы предложить такую цену за семена, чтобы вы обязательно купили семена и имели наименьший расход.
Ваша задача купить семена впрок. Учтите, что у вас 50 руб. и вам придется заплатить за хранение семян и арбузов, если вы не сумеете продать арбузы.
Определяю количество продаваемых семян и минимальную цену продажи одного семечка (табл. “Б”).

Учитель бросает кубик, объявляет выпавший вариант.

Рисунок 1.

 

  • Заполняем заявки на покупку семян (показать по таблице).
  1. Заносит данные в сводную таблицу и сортирует их по убыванию (табл. “П1”)
    • (Сервис ––> Исправления ––> Принять/отклонить ––> Принять все ––> ОК)
    • Данные ––> Сортировка ––> Столбец В ––> по убыванию ––> ОК)
  2. Объявляет результаты торгов

Операторы, заполните таблицу учета по результатам торгов (показать по образцу).

Обсуждение торгов.

Пользуясь диаграммой, обсудить цены купленных семян.

  • Какова равновесная цена? (Она равна минимальной цене продажи.)

(Она выше минимальной и равна цене, указанной в последней удовлетворенной заявке.)

  • Как конкуренция среди покупателей влияет на цену товара? (Цена растет.)

Начало осенних торгов:

Осенью фирмы продают арбузы бирже. Количество арбузов, которые может купить, биржа тоже ограничено. Цель вашей фирмы предложить такую цену за 1 арбуз, чтобы биржа обязательно купила у вас арбузы, и вы имели наибольший доход.

  1. Определяет количество покупаемых арбузов и максимальную цену закупки одного арбуза (табл. “Б”)
  2. Заполняют заявки на покупку (показывает на образце).
  3. Заносит данные в сводную таблицу и сортирует их по возрастанию.
    • (Сервис ––> Исправления ––> Принять/отклонить ––> Принять все ––> ОК)
    • Данные ––> Сортировка ––> Столбец В ––> По возрастанию ––> ОК)
  1. Объявляет результаты торгов.
  2. Операторы, заполните таблицу учета по результатам торгов.

Обсуждение торгов.

  1. Пользуясь диаграммой, обсудить цены проданных арбузов.
  • Какова равновесная цена? (Она равна максимальной цене закупки.)

(Она ниже максимальной и равна цене, указанной в последней удовлетворенной заявке.)

  • Как конкуренция среди покупателей влияет на цену товара? (Цена снижается).

Игра повторяется.

По окончанию игры:

  1. Подводятся итоги торгов за 2 года и получения итоговой прибыли.
  2. Пользуясь диаграммой получения прибыли (табл. “Приб”) выяснить у  какой фирмы по итогам года прибыль минимальная и у какой максимальная и что повлияло на прибыль фирмы. (Были куплены семена по высокой цене и проданы арбузы по никой цене и наоборот. На прибыль влияет цена).

Объявляется фирма-победитель. Награждение участников игры.

Инструкция акционерам.

I. Условия игры:

1. У каждой фирмы есть начальный капитал:

  • 2 семечка;
  • 2 единицы готовой продукции;
  • 100 рублей.
  • участок земли, на котором можно посадить только 2 семечка; Фирма не может расширять свой участок земли.

2. Из одного семечка вырастает одна единица продукции.

3. Фирма обязана:

  • платить ежегодно заработную плату (15 рублей за каждое посаженное семечко) и ренту за пользование участком земли (20 рублей).
  • хранить семена и продукцию в специализированном хранилище и платить за хранение семян и готовой продукции (за 1 семечко –3 руб., за 1 ед. продукции – 5 руб.). Семена и выращенная продукция имеют неограниченный срок хранения.

4. В ходе игры фирмы должны:

  • покупать семена на бирже,
  • выращивать продукцию,
  • продавать продукцию на бирже,
  • заполнять заявки на покупку семян и продажу продукции,
  • вести учет (заполнять таблицу учета для фирмы).

5. Игра длится 2 игровых года. Каждый год включает

  • весну – покупка семян на бирже и посадка семян,
  • лето – расчет зарплаты и ренты (производится автоматически).
  • осень – продажа выращенной продукции через биржу,
  • зиму – начисление платы за хранение (производится автоматически).

Торги

II. Покупка семян (весенние торги 1 год)

  • На весенних торгах покупаются семена стоимостью не ниже стоимости объявленной на торгах.
  • Стоимость заказанных семян не должна превышать 50 руб.

III. Продажа продукции (осенние торги год 1)

  • На осенних торгах продаются арбузы стоимостью не выше стоимости объявленной на торгах.
  • Количество заявленных к продаже арбузов не должно превышать 4.

IV. Покупка семян (весенние торги 2 год)

  • На весенних торгах покупаются семена стоимостью не ниже стоимости объявленной на торгах.
  • Стоимость заказанных семян не должна превышать суммы, указанной в ячейке “D7”.

V. Продажа продукции (осенние торги год 2)

  • На осенних торгах продаются арбузы стоимостью не выше стоимости объявленной на торгах.
  • Количество заявленных к продаже арбузов не должно превышать количества, указанных в ячейке “С7” + 2.

Инструкция оператора

I. Покупка семян (весенние торги)

А. Заполнение заявки на покупку семян:

  • Год 1 – внести информацию в ячейки “E14 и F14” (только цифры)
  • Сохранить
  • Год 1 – внести информацию в ячейки “E15 и F15” (только цифры)
  • Сохранить

Б. Если фирма объявлена по результатам торгов, внести информацию:

  • Год 1 – внести информацию в ячейки “K6 и L6” (только цифры)
  • Сохранить
  • Год 2 – внести информацию в ячейки “K7 и L7” (только цифры)
  • Сохранить

II. Продажа арбузов (осенние торги)

A. Заполнение заявки на продажу арбузов

  • Год 1 – внести информацию в ячейки “KL14 и L14” (только цифры)
  • Сохранить
  • Год 1 – внести информацию в ячейки “K15 и L15” (только цифры)
  • Сохранить

Б. Если фирма объявлена по результатам торгов, внести информацию:

  • Год 1 – внести информацию в ячейки “K6 и L6” (только цифры)
  • Сохранить
  • Год 2 – внести информацию в ячейки “K7 и L7” (только цифры)
  • Сохранить

Программа игры создана в электронной таблице Excel. Класс делится на количество фирм, соответствующих количеству компьютеров в компьютерном классе (в моем примере – 8). Каждая фирма работает по инструкции на своей странице программы.
В таблицу внесены следующие формулы:

 

стоимости семян:
зарплаты
выручки:
хранения семян:
хранения продукции:
затраченных средств:
полученной прибыли:
семенного капитала 2-го года:
продукции на весну 2-го года:
денежного капитала на весну 2-го года:
посажено весной 2-го года:

1-й год

=E6*F6
=H6*15
=K6*L6,
=(B6+F6–H6)*3
=(C6+H6–L6)*5
=J6+G6+I6+N6+O6
=M6–P6



=ЕСЛИ((B7+F7)>=2;2;ЕСЛИ((B7+F7)<2;(B7+F7))),

2-й год

=E7*F7
=H7*15
=K7*L7
=(B7+F7–H7)*3
=(C7+H7–L7)*5
=J7+G7+I7+N7+O7
=M7–P7
=B6+F6–H6
=C6+H6–L6
=D6+Q6,

Итог игры:

семена: =B7+F7–H7
продукция: =C7+H7–L7
деньги: =D7+Q7
выручка: =СУММ(M6:M7)
затрачено: =СУММ(P6:P7)
прибыль: =СУММ(Q6:Q7).

Рисунок 2

Вносимые данные каждой фирмой передаются по сети. Принимаются учителем на своем компьютере, соединенным с мультимедиа проектором и отображаются на экране для всеобщего обозрения.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Для расчета прибыли фирмами используется формула: =ЕСЛИ(Ф1!$Q$8>0;Ф1!$Q$8;" ")

Игру можно запрограммировать и на несколько лет, скопировав соответствующие формулы и продолжив таблицу. Можно использовать и большее число фирм. Для этого надо только добавить листы и внести изменения в итоговые таблицы. Все формулы достаточно просты, учащиеся и учителя экономики вполне могут их освоить.