Умение проектировать урок с применением ЭВМ
является основным в информатизации образования.
Будучи много лет администратором, посетив тысячи
уроков, изучив работы об управлении
образовательным процессом
многих-ученых-педагогов, я поняла, что ключ к
эффективному обучению – замкнутое управление
познавательным процессом. Одним из главных
тормозов для каждого учителя является контроль
усвоения. Применение передовых технологий,
дающих высокий коэффициент обученности, не
мыслим без поэлементного контроля усвоения.
Поэтому в проектировании урока желательно
продумывать автоматизацию контроля. Ведь именно
этот этап работы занимает у учителя значительное
время. Учителя придумывают различные хитрые
подходы к этому процессу: перфокарты, сигнальные
карточки и др. Но только с появлением компьютера
на уроке можно действительно организовать
оперативную обратную связь. Хотя сейчас уже
разработано много электронных учебников,
предусматривающих и порционную подачу
материала, и тестирование, но, общаясь с
учителями, я поняла, что электронные учебные
пособия не всегда удовлетворяет учителей. Причин
здесь много: и вариативность программ и
учебников, и личностный взгляд на планирование
материала, и многое другое. Поэтому все равно
каждый учитель стремиться сконструировать свой
урок. Цель моей работы показать, как можно
использовать программу Excel, для конструирования
интерактивного урока. Я разработала урок-игру по
экономике, с которым педагог нашей школы
выступала на городском конкурсе “Учитель
года-2005”. Урок получил положительную оценку жюри
конкурса.
В этой программе использовалась возможность
работать одновременно нескольким пользователям
одновременно с одной книгой, передавать данные
по сети для дальнейшей их обработки и
осуществления обратной связи.
Описание этой игры я нашла в Интернете. Его
бумажный вариант разработан Международным
Центром Экономического и Бизнес Образования под
руководством С.А.Равичева.
Урок разработан для использования в 9-х классах. Я
разработала компьютерную версию этой игры.
Тема урока: “Рынок и его законы”.
Цели урока:
- Образовательные:
- формирование представлений учащихся о рыночном ценообразовании;
- выявление факторов влияющих на ценообразование;
- знакомство с процессом максимизации прибыли.
- Развивающие:
- развитие продуктивного мышления;
- содействие стремлению учащихся к самостоятельному достижению цели;
- формирование понимания причинно-следственных связей.
- Воспитательные:
- развитие навыков самоконтроля и групповой работы;
- формирование навыков культуры взаимоотношений в деловом мире;
- формирование навыков оптимального использования информационных технологий.
Материалы, необходимые для проведения урока:
- Описание игры – N/4, где N – число учеников в классе.
- Таблица учета для фирмы – N/4.
- Таблица “Биржа” для ведущего игру.
- Кубик.
- Небольшие призы для победителей.
I этап. Организация деятельности (2 мин.)
1. Приветствие
Эпиграф к уроку:
Человек, который систематически не изучал экономику, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.
П. Самуэльсон,
лауреат Нобелевской премии в области экономики.
2. Сообщение темы урока и её мотивация
– Мы все хотим жить лучше, покупать больше
товаров для удовлетворения своих потребностей.
Для нас покупателей цена блага – это затраты на
него, поэтому они хотят, чтобы цены были ниже и
повышение цен склонны считать несправедливым.
Для поставщика цены определяет его доход, и в
понижении цен он видит угрозу. Что же
координирует действия покупателей и
продавцов-производителей? Как же складываются
цены на рынке?
3. Сообщение цели урока
– Сегодня нам предстоит выяснить:
- каким образом в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке рождается цена на товар;
- как конкуренция среди продавцов и покупателей влияет на цену;
- как образуется прибыль.
– Ответить на эти вопросы поможет нам тема нашего урока “Рынок и его законы”
II этап. Исполнительная деятельность
1. Актуализация знаний (5 мин.)
Просмотр слайд-фильма (Приложение 1)
Пролистайте слайд-фильм и найдите ответ на свой вопрос. (На подготовку – 30 с).
- Что же влияет на спрос и предложение? (Цена)
- Как конкуренция со стороны покупателей влияет на цену товара? (Цена растет)
- Как конкуренция со стороны продавцов влияет на цену товара? (Цена снижается)
- Как рассчитывается прибыль? (Прибыль = доход – расход)
Во время ответов показываются слайды.
2. Инструктаж игры (2 мин)
– Для того чтобы понять, как образуется
равновесная цена на рынке, мы проведем с вами
игру, в которой вы выступите и в роли покупателей
и в роли продавцов.
Представьте, что вы являетесь акционерами фирм
по выращиванию элитного сорта арбузов,
выведенного в Астраханской области местными
селекционерами. Арбузы необычные, они хранятся
неограниченно долго, но имеют одну особенность:
из одной семечки вырастает только один арбуз.
Все вы делитесь на 8 конкурирующих между собой
фирм. Игра длится 2 игровых года.
Ваша задача так вести торги, чтобы получить
наибольшую прибыль. По окончании игры мы выявим
фирму-победителя.
– Открыть таблицу “ОБР”. Рассказ по таблице (Приложение 2).
В таблице все расчеты производятся
автоматически. После занесения данных вы можете
просмотреть количество имеющихся семян и
арбузов, ваши расходы и доходы.У каждой фирмы
есть начальный капитал (по таблице):
- 2 семечка;
- 2 арбуза, выращенных ранее;
- 100 рублей денег;
- Участок земли, на котором можно посадить только 2 семечка. По условиям договора фирма не может расширять свой участок земли.
Фирма обязана:
- платить ежегодно заработную плату (15 рублей денег за каждый выращенный арбуз);
- платить ренту за пользование землей (20 рублей);
- не проданные арбузы и купленные впрок семена фирма обязана хранить в специализированном хранилище. За хранение 1 семечка необходимо платить 3 рубля, одного арбуза – 5 рублей.
– Дамы и господа! Объявляются 1-е весенние
торги.
Фирма должна покупать семена на бирже.
Количество семян ограничено, и биржа не может
удовлетворить все запросы. Поэтому каждую весну
фирмы должны покупать семена впрок, чтобы в
условиях конкуренции не остаться без семян. Цель
вашей фирмы предложить такую цену за семена,
чтобы вы обязательно купили семена и имели
наименьший расход.
Ваша задача купить семена впрок. Учтите, что у вас
50 руб. и вам придется заплатить за хранение семян
и арбузов, если вы не сумеете продать арбузы.
Определяю количество продаваемых семян и
минимальную цену продажи одного семечка (табл.
“Б”).
Учитель бросает кубик, объявляет выпавший вариант.
Рисунок 1.
- Заполняем заявки на покупку семян (показать по таблице).
- Заносит данные в сводную таблицу и сортирует их по убыванию (табл. “П1”)
- (Сервис ––> Исправления ––> Принять/отклонить ––> Принять все ––> ОК)
- Данные ––> Сортировка ––> Столбец В ––> по убыванию ––> ОК)
- Объявляет результаты торгов
Операторы, заполните таблицу учета по результатам торгов (показать по образцу).
Обсуждение торгов.
Пользуясь диаграммой, обсудить цены купленных семян.
- Какова равновесная цена? (Она равна минимальной цене продажи.)
(Она выше минимальной и равна цене, указанной в последней удовлетворенной заявке.)
- Как конкуренция среди покупателей влияет на цену товара? (Цена растет.)
Начало осенних торгов:
Осенью фирмы продают арбузы бирже. Количество арбузов, которые может купить, биржа тоже ограничено. Цель вашей фирмы предложить такую цену за 1 арбуз, чтобы биржа обязательно купила у вас арбузы, и вы имели наибольший доход.
- Определяет количество покупаемых арбузов и максимальную цену закупки одного арбуза (табл. “Б”)
- Заполняют заявки на покупку (показывает на образце).
- Заносит данные в сводную таблицу и сортирует их по возрастанию.
- (Сервис ––> Исправления ––> Принять/отклонить ––> Принять все ––> ОК)
- Данные ––> Сортировка ––> Столбец В ––> По возрастанию ––> ОК)
- Объявляет результаты торгов.
- Операторы, заполните таблицу учета по результатам торгов.
Обсуждение торгов.
- Пользуясь диаграммой, обсудить цены проданных арбузов.
- Какова равновесная цена? (Она равна максимальной цене закупки.)
(Она ниже максимальной и равна цене, указанной в последней удовлетворенной заявке.)
- Как конкуренция среди покупателей влияет на цену товара? (Цена снижается).
Игра повторяется.
По окончанию игры:
- Подводятся итоги торгов за 2 года и получения итоговой прибыли.
- Пользуясь диаграммой получения прибыли (табл. “Приб”) выяснить у какой фирмы по итогам года прибыль минимальная и у какой максимальная и что повлияло на прибыль фирмы. (Были куплены семена по высокой цене и проданы арбузы по никой цене и наоборот. На прибыль влияет цена).
Объявляется фирма-победитель. Награждение участников игры.
Инструкция акционерам.
I. Условия игры:
1. У каждой фирмы есть начальный капитал:
- 2 семечка;
- 2 единицы готовой продукции;
- 100 рублей.
- участок земли, на котором можно посадить только 2 семечка; Фирма не может расширять свой участок земли.
2. Из одного семечка вырастает одна единица продукции.
3. Фирма обязана:
- платить ежегодно заработную плату (15 рублей за каждое посаженное семечко) и ренту за пользование участком земли (20 рублей).
- хранить семена и продукцию в специализированном хранилище и платить за хранение семян и готовой продукции (за 1 семечко –3 руб., за 1 ед. продукции – 5 руб.). Семена и выращенная продукция имеют неограниченный срок хранения.
4. В ходе игры фирмы должны:
- покупать семена на бирже,
- выращивать продукцию,
- продавать продукцию на бирже,
- заполнять заявки на покупку семян и продажу продукции,
- вести учет (заполнять таблицу учета для фирмы).
5. Игра длится 2 игровых года. Каждый год включает
- весну – покупка семян на бирже и посадка семян,
- лето – расчет зарплаты и ренты (производится автоматически).
- осень – продажа выращенной продукции через биржу,
- зиму – начисление платы за хранение (производится автоматически).
Торги
II. Покупка семян (весенние торги 1 год)
- На весенних торгах покупаются семена стоимостью не ниже стоимости объявленной на торгах.
- Стоимость заказанных семян не должна превышать 50 руб.
III. Продажа продукции (осенние торги год 1)
- На осенних торгах продаются арбузы стоимостью не выше стоимости объявленной на торгах.
- Количество заявленных к продаже арбузов не должно превышать 4.
IV. Покупка семян (весенние торги 2 год)
- На весенних торгах покупаются семена стоимостью не ниже стоимости объявленной на торгах.
- Стоимость заказанных семян не должна превышать суммы, указанной в ячейке “D7”.
V. Продажа продукции (осенние торги год 2)
- На осенних торгах продаются арбузы стоимостью не выше стоимости объявленной на торгах.
- Количество заявленных к продаже арбузов не должно превышать количества, указанных в ячейке “С7” + 2.
Инструкция оператора
I. Покупка семян (весенние торги)
А. Заполнение заявки на покупку семян:
- Год 1 – внести информацию в ячейки “E14 и F14” (только цифры)
- Сохранить
- Год 1 – внести информацию в ячейки “E15 и F15” (только цифры)
- Сохранить
Б. Если фирма объявлена по результатам торгов, внести информацию:
- Год 1 – внести информацию в ячейки “K6 и L6” (только цифры)
- Сохранить
- Год 2 – внести информацию в ячейки “K7 и L7” (только цифры)
- Сохранить
II. Продажа арбузов (осенние торги)
A. Заполнение заявки на продажу арбузов
- Год 1 – внести информацию в ячейки “KL14 и L14” (только цифры)
- Сохранить
- Год 1 – внести информацию в ячейки “K15 и L15” (только цифры)
- Сохранить
Б. Если фирма объявлена по результатам торгов, внести информацию:
- Год 1 – внести информацию в ячейки “K6 и L6” (только цифры)
- Сохранить
- Год 2 – внести информацию в ячейки “K7 и L7” (только цифры)
- Сохранить
Программа игры создана в электронной таблице
Excel. Класс делится на количество фирм,
соответствующих количеству компьютеров в
компьютерном классе (в моем примере – 8). Каждая
фирма работает по инструкции на своей странице
программы.
В таблицу внесены следующие формулы:
стоимости семян: |
1-й год =E6*F6 |
2-й год =E7*F7 |
Итог игры:
семена: =B7+F7–H7
продукция: =C7+H7–L7
деньги: =D7+Q7
выручка: =СУММ(M6:M7)
затрачено: =СУММ(P6:P7)
прибыль: =СУММ(Q6:Q7).
Рисунок 2
Вносимые данные каждой фирмой передаются по сети. Принимаются учителем на своем компьютере, соединенным с мультимедиа проектором и отображаются на экране для всеобщего обозрения.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5
Для расчета прибыли фирмами используется формула: =ЕСЛИ(Ф1!$Q$8>0;Ф1!$Q$8;" ")
Игру можно запрограммировать и на несколько лет, скопировав соответствующие формулы и продолжив таблицу. Можно использовать и большее число фирм. Для этого надо только добавить листы и внести изменения в итоговые таблицы. Все формулы достаточно просты, учащиеся и учителя экономики вполне могут их освоить.