КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. (22 часа)
1.СЕТКА ЗАНЯТИЙ.
1. Входной контроль. Лекция. Презентация. | ВК 2ч. |
2. Изучение нового материала. Тренинг-минимум. | ЧО1 1ч. Стр.107-109. |
3. Решение задач с адаптацией. | З1 0,5ч. |
4. Изучение нового материала. Тренинг-минимум | ЧО2 1ч стр.111-112 |
5. Решение задач с адаптацией. | З2 1ч |
6. Контролирующая самостоятельная работа. | С 0,5ч. |
7. Изучение нового материала. Тренинг-минимум. | ЧО3 1ч. Стр.113-114 |
8. Решение задач с адаптацией. | З3 1ч |
9.Изучение нового материала. Тренинг-минимум. | ЧО4 1ч стр.115-119 |
10.Решение задач с адаптацией. | З4 1ч |
11. Контролирующая самостоятельная работа С2 1ч 12. Изучение дополнительного материала. | ЧД 1ч. |
13.Изучение нового материала. Тренинг-минимум. | ЧО5 1ч стр.122-126 |
14.Решение задач с адаптацией. | З5 1ч |
15Контролирующая самостоятельная работа. | С3 0,5ч. |
16.Изучение нового материала. Тренинг-минимум. | ЧО6 1ч стр.128-130 |
17.Решение задач с адаптацией | З6 1ч |
18.Контролирующая самостоятельная работа. | С4 0,5ч |
19.Изучение нового материала. Тренинг-минимум. | ЧО7 1ч стр.131-134 |
20.Решение задач с адаптацией | З7 1ч |
21. Самостоятельная работа. | С5 1ч |
22.Обобщающий урок. Нестандартная форма урока | Нф 1ч. |
23. Выходной контроль. Контрольная работа. | ВК 1ч. |
2. СЕТЕВОЙ ПЛАН.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой и взаимооценкой (по вариантам)
1 вариант 2вариант
Вычислить: ; . + -. |
Вычислить: ; .; +- |
Найдите значение выражения Д=в2 – 4ас, если а=2, в=5, с=1. |
Найдите значение выражения Д=в2 – 4ас, если а=-2, в=4, с=3. |
Чему равен , если Д = 625 |
Чему равен , если Д = 324 |
Решите уравнения а) х2 – 3х = 0; б) х2 = 64; в) х2=7 |
Решите уравнения а) х2 – 4х = 0; б) х2 = 36; в) х2=11 |
Уравнение вида ах2+вх+с=0, называется квадратным. Определите, чему равны коэффициенты а, в ,с в уравнении 7х2+10х+12=0 |
Уравнение вида ах2+вх+с=0, называется квадратным. Определите, чему равны коэффициенты а, в ,с в уравнении 5х2+12х+19=0 |
4.ЛЕКЦИЯ.
1. ЧО1. Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения.
Опр.1 Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2+вх+с=0, где а,в,с – заданные числа, а?0, х - неизвестное.
Коэффициенты а, в, с квадратного уравнения обычно называют так: а – первым или старшим коэффициентом, в – вторым коэффициентом, с – свободным членом.
Например, в уравнении 3х2 – х + 2=0 старший коэффициент 3, второй коэффициент -1, свободный член 2.
Задание, Определить а, в, с в уравнении 5х2-10х+3=0.
Теорема. Уравнение х2= d, где d>0, имеет два корня: х1=, х2 = -.
Доказательство. См. учебник стр. 109.
Например, уравнение х2 = имеет два корня: х1 = = , х2 = -= -.
Обычно записывают х1,2 = ± .; уравнение х2=3 имеет два корня х1,2 = ± уравнение х2 = 8 имеет два корня х1,2 = ± или х1,2 = ± 2 .
Следствие. Если в уравнении х2= d правая часть равна нулю, то уравнение имеет один корень х=0 или два равных корня х1,2 =0.
Если d < 0, то уравнение х2= d не имеет действительных корней, так как квадрат действительного числа не может быть отрицательным числом.
Например, уравнение х2= -25 не имеет действительных корней.
Задание. Решить уравнения: а) х2=225; б) х2=0; в) х2 = - 64.
2.ЧО2 Неполные квадратные уравнения.
Опр.2 Квадратное уравнение ах2+вх+с=0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов в или с равно нулю. Они имеют следующий вид:
ах2=0, где в=0,с=0.
ах2 + с = 0, где в=0, с?0. ах2+вх=о, где с=0, в?0.
Заметим, что в уравнениях а?0.
Например, 1). Решить уравнение 7х2=0.
Решение. Разделим обе части этого уравнения на 7 получим
х2=0, откуда х=0.
Ответ: х=0.
2).Решить уравнение 5х2 — 125 = 0.
Решение. Разделим обе части уравнения на 5:
х2 — 25 = 0,
х2 = 25,
х = ±,
х = ± 5.
Ответ: ± 5.
3). Решить уравнение 3х2 + 8 = 0.
Решение. 3х2 = — 8,
Х2 = — .
Это уравнение действительных корней не имеет, так как х2 не может быть отрицательным числом.
Ответ: корней нет.
4). Разобрать в учебнике на стр. 112. Оформить запись в тетрадь.
Задание. Решить уравнения. Учебник. Стр.112 № 417 (2; 4; 6 ), № 418 (5; 6;) №419(1; 4)
3. ЧО3 Метод выделения полного квадрата.
Для решения некоторых квадратных уравнений применяется метод выделения полного квадрата.
ВСПОМНИМ: Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения (а+в)2 = а2 + 2ав + в2
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого выражения на втрое плюс квадрат второго выражения (а – в)2 = а2 – 2ав + в2.
Рассмотрим это на примерах.
1).Решить квадратное уравнение х2 – 4х – 5 = 0.
Решение. Преобразуем это уравнение
х2 - 4х = 5,
х2 – 2х*2 + 4 = 5 + 4,
( х – 2 )2 = 9,
х – 2 = -3 или х – 2 = 3,
х = -3+2 х = 3+2,
х = -1 х = 5.
Ответ: -1;5
Решая это уравнение, мы преобразовали его так, что в левой части получился квадрат двучлена, а правая часть не содержит неизвестное.
2). Решить уравнение 4х2 - 8х + 3 = 0.
Решение. Преобразуем это уравнение
4х2 – 8х = -3,
(2х)2 – 2*2*2х = -3,
(2х)2 – 2*2*2х + 4 = -3+4,
(2х – 2)2 = 1,
2х – 2 =1 или 2х – 2 = -1
2х = 3 2х = 1
х = 1,5 х = 0,5.
Ответ: 0,5; 1,5.
Решите уравнения: 1) х2 + 2х – 15 = 0;
х2 + 4х – 12 = 0;
25х2 — 10х - 3 = 0.
4 ЧО4 Решение квадратных уравнений.
Рассмотрим квадратное уравнение общего вида: ах2 + вх + с = 0, где а?0. Разделив обе части уравнения на а, получим: х2 + х + =0.
Преобразуем это уравнение так, чтобы в левой части получился квадрат двучлена: х2 + х = - ,
х2+ 2* х + ()2 = - + ()2,
( х + )2 = .
Если в2- 4ас ? 0, то (х + )2 = ()2, откуда х = = ±, х1,2 = - ± или х1,2 = .
Эту формулу называют формулой корней квадратного уравнения общего вида. Выражение « в2 – 4ас» называют дискриминантом и обозначают буквой D . Поэтому , если D?0, то уравнение имеет два корня, они находятся по формуле корней квадратного уравнения.
Задание. Запишите формулу корней квадратного уравнения общего вида.
Если D=0, то квадратное уравнение имеет единственный корень : х = - .
Если D?0, то квадратное уравнение не имеет корней..
Примеры. 1) Решить уравнение 6х2 + х – 2 = 0.
Решение. а = 6; в = 1; с=-2.
D= в2 – 4ас.
D= 12 – 4*6*(-2).
D = 1 + 48.
D = 49.
D>0, уравнение имеет два корня: х1,2 = .
х1,2 = .
х1=; х2 = .
Ответ: -
2) Решить уравнение 4х2 – 4х +1 = 0.
Решение. а=4; в=-4; с=1.
D=в2- 4ас.
D = (-4)2 – 4*4*1.
D = 16-16.
D = 0.
D=0, уравнение имеет единственный корень х = -, х = -
Ответ: .
Решить уравнение х2- 4х +5 = 0.
Решение. а=1; в=-4; с=5.
D = в2-4ас.
D = (-4)2 -4*1*5.
D = 16-20.
D = - 4/
D<0, уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Задание. Решите уравнения: 1)2х2 + 3х +1 =0;
2)9х2 – 6х + 1= 0;
3) 7х2- 6х + 2 = 0.
5. ЧО5. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Определение. Квадратное уравнение вида х2+px+q=0 называется приведенным.
В этом уравнении старший коэффициент равен единице.
Например, уравнение вида х2- 3х – 4 = 0 является приведенным.
Задание. Какие уравнения являются приведенными: 1) х2 + 4х + 7=0;
2)5х2+5х-17=0; 3) х2 -5х=0; 4)9х2-3х+25=0; 5)х2+4х-16=0; 6) х2+25=0.
Всякое квадратное уравнение ах2+ вх +с = 0 может быть приведено к приведенному делением обеих частей уравнения на а?0.
Например, уравнение 4х2+4х-3=0 делением на 4 приводится к приведенному х2 + х - =0.
Задание. Приведите квадратное уравнение к приведенному: 6х2 -3х+12=0.
Рассмотрим приведенное квадратное уравнение х2+px+q=0. Его корни находятся по формуле: х1,2= - .
Её называют формулой корней приведенного квадратного уравнения.
Например, решить уравнение х2 – 14х – 15 = 0.
Решение. По формуле х1,2 = - находим:
х1,2 = 7 ± = 7 ± = 7 ± 8.
х1 = 7+8=15, х2 = 7-8= -1.
Ответ: -1; 15.
Для приведенного квадратного уравнения справедлива теорема Виета: если х1 и х2 — корни уравнения х2+ рх + q = 0, то справедливы формулы х1+х2= -р, х1 * х2 = q, т.е. сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Доказательство смотри на стр. 123.
Например, уравнение х2 – 13х + 30 = 0 имеет корни х1 = 10, х2 = 3; сумма его корней х1 + х2 = 13, а их произведение х1* х2 = 30. Отметим, что теорема Виета справедлива и в случае, когда квадратное уравнение имеет два равных корня: х1=х2= - .
Например, уравнение х2 – 6х + 9 = 0 имеет равные корни: х1 = х2 = 3, их сумма х1 + х2 = 6, произведение х1х2 = 9.
Задание. Рассмотреть и записать в тетрадь решение задач 2,3,4 на стр. 124.
При решении некоторых задач применяется теорема, обратная теореме Виета:Если числа р, q, х1, х2 таковы, что х1+х2 = -р, х1х2 =q, то х1 и х1 — корни уравнения х2 + рх + q = 0.
Доказательство смотри на странице 124.
Используя теорему, обратную теореме Виета, иногда можно подбором найти корни квадратного уравнения.
Смотри задачу 5 на стр. 125.
Рассмотрим пример. Упростите дробь
Решение.
Разложим числитель дроби на множители, используя способ группировки
х2 – х – 12 = х2 - 4х + 3х – 12 = (х2 – 4х) + (3х -12) = х (х – 4) + 3 (х – 4) = = (х – 4) (х + 3 ). Следовательно,
ответ: х – 4.
Многочлен ах2+ вх + с, где а?0, называют квадратным трехчленом. При решении данного примера квадратный трехчлен х2 – х – 12 был разложен на множители способом группировки, но можно поступить иначе. Для этого рассмотрим следующую теорему:Если х1 и х2 — корни квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0, то при всех х справедливо равенство ах2 + вх + с = а(х –х1)(х –х2).
Доказательство смотри на стр. 125.
Задание. Рассмотри задачу № 7 и оформи её в тетрадь.
Реши: №450(1,2); №451(2,5); №456(5); № 457(6).
6. ЧО6 Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Определение. Уравнение вида ах4 + вх +с = 0, где а ?0, называется биквадратным.
Заменой х2 = t это уравнение сводится к квадратному.
Например, решить биквадратное уравнение 9х4 + 5х2 – 4 = 0.
Решение.
Пусть х2 = t , тогда данное уравнение имеет вид: 9t2 + 5t – 4 = 0.
а = 9, в = 5, с = -4.
D = в2 – 4ас.
D = 52 – 4 * 9 * (-4).
D = 25 +144.
D = 169.
D>0, уравнение имеет два корня: t1,2 = .
t1,2 = .
t1=; t2 =
Получаем х2 = или х2= -1.
х1,2 = ± корней нет, так как -1 < 0.
Ответ: .
Задание. Решить биквадратное уравнение х4 – 10х2 + 9 = 0.
Рассмотрим дробно-рациональное уравнение, его решение тоже сводится к квадратному.
Например, решить уравнение
Решение. Общий знаменатель дробей, входящих в уравнение равен (х+2)(х-3). Если х+2?0 и х-3?0, то, умножая обе части на (х+2)(х-3), получаем:
решаем полученное квадратное уравнение.
а=3, в=-2, с=-1.
D =в2- 4ас.
D = (-2)2-4*3*(-1).
D =4 + 12.
D = 16.
D > 0, уравнение имеет два корня: х1,2 =
х1,2= х1 = х2 =
Проверка. (обязательна)
Если х1 = 1, то х+2 ?0 и х+3 ?0 верно,
если х2 = -, то х+2 ? 0 и х+3? 0 верно.
Ответ: 2.
Задание. Рассмотреть задачу №4 в учебнике на стр.129 и записать её решение в тетрадь, прочитать и записать вывод к уравнению на стр. 130.
Задачу № 5 разбираем на доске и записываем к себе в тетрадь.
Задание. По задачи №5 составить вопросы и ответить на них по мере возможного.
Решить № 470(3) или №473(1) или № 553(2).
7. ЧО7. Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Для решения задач с помощью квадратных уравнений необходимо вспомнить: теорему Пифагора «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов», а2+в2=с2; закон свободного падения; формулы квадратного уравнения;формула пути «Путь равен произведению скорости на время», S=V t; задачи на совместную работу; площадь прямоугольника « Площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину»; S = ab; периметр прямоугольника «Периметр прямоугольника равен сумме длины и ширины, умноженной на 2» P = 2(a+b)/
Рассмотрим несколько задач,решаемых с помощью квадратных уравнений.
Задача №1. Скорость велосипедиста на первой половине пути была на 3 км/ч больше, чем его скорость на второй половине пути. С какой скоростью велосипедист проехал вторую половину пути, если весь путь в 90 км он преодолел за 5,5 часа? Решение.
Пусть х км/ч скорость велосипедиста на второй половине пути, тогда первую половину пути велосипедист проехал со скоростью (х+3)км/ч. Так как весь путь равен 90 км, то его половина равна 45 км, поэтому ч, время, затраченное велосипедистом на второй половине пути, а ч, время, затраченное велосипедистом на первой половине пути. По условию задачи известно, что весь путь велосипедист преодолел за 5,5= часа, составим и решим уравнение
,
2х(х+3)?0,
,
90(х+3) + 90х = 11х(х+3),
90х + 270 + 90х =11х2 + 33х,
11х2+ 33х - 90х – 270 - 90х=0,
11х2 – 147х – 270 = 0,
а=11, в= -147, с= -270.
D = в2 – 4ас.
D = (-147)2-4*11*(-270).
D =21609+11880.
D = 33489.
D>0, уравнение имеет два корня: х1,2 =
х1,2 = ; х1= х2 =
х2=условию задачи не удовлетворяет, так как скорость отрицательной быть не может.
Значит, скорость велосипедиста на втором участке пути равна 15 км/ч, а на первом (15+3)=18 км/ч.
Проверка.
Если скорость на втором участке пути равна 15 км/ч, а на первом 18 км/ч, то время на первом участке пути равно ч, а на втором участке пути оно равноч. На весь путь потрачено (2,5+3)= 5,5 ч, что соответствует условию задачи.
Ответ: 15 км/ч.
Задания: 1)Прочитать §31, рассмотреть задачи № 1,2, 3. Подготовить вопросы по данной теме. Оформить эти задачи к себе в тетрадь.
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Название | Цель изучения | Содержание материала | Как изучать |
||
ОУ | ПУ | ТУ |
|||
ЧО1 |
-прочитать -изучить понятия: квадратное уравнение; коэффициент; свободный член; корень уравнения; действительные корни; не имеет корней; имеет корни. - научиться определять квадратное уравнение; эго коэффициенты а и в, а также свободный член с;записывать квадратное уравнение через известные а,в,с; решать квадратные уравнения путем разложения его левой части на множители; -рассмотреть решение квадратного уравнения, в котором числа в и с равны нулю; -записать алгоритм решения квадратного уравнения вида х2=d. |
Алгебра 8 класс авт. Ш.А. Алимов §25 стр. 107 – 109. + лекция + презентация. + доп. Источники. |
2. Ответить на вопросы: 1.Что называется квадратным уравнением? 2.Что такое а,в,с? 3.Что такое первый коэффициент? 4.Что такое второй коэффициент? 5.Что такое свободный член? 6.Сколько корней имеет квадратное уравнение вида х2=d, если d>0? d=0? d<0? Приведите примеры. Ответьте на вопросы письменно. |
Текст 2.Ответить на вопросы ОУ. 3.Выучить ответы на вопросы. 4.Записать в тетрадь решение задачи №2. 5.Выписать все уравнения с их решениями, которые встречаются в данной теме. |
Учебника 2.Выполнить все действия, указанные в ОУ, ПУ. 3. Выучить доказательство теоремы на стр. 109. 4. Подготовить вопросы для составления кроссворда |
Взаимоконтроль и взаимооценка
Подтверждение оценки
Резюме.