Введение
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.
В современных условиях значительно возросла потребность в знаниях психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.
Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. На возможности трудового воспитания подрастающего поколения обращают внимание в своих трудах якутские педагоги Чиряев К.С., Данилов Д.А.. Семенова А.Д., Саввинов Т.Т., Неустроев Н.Д. и другие. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, любовь к людям труда. Трудолюбие считается мерилом ценности личности.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек.
Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.
Опыт человечества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, по указке – они возникают из повседневной жизни.
Наибольшую ценность для села представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы и местных администраций в восстановлении семейных традиций, возрождении самобытной якутской семьи. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно– нравственной ценностей.
Во-первых, мы должны воспитывать в ребенке “почтение к минувшему”, поскольку личность вырастает на “плечах предыдущих поколений”.
Во-вторых, растить будущего хозяина, сформировать у детей потребность заполнять свободное время активной деятельностью, трудом, гуманным и уважительным отношением к людям. Переориентация человека от иждивенчества, потребительского отношения к жизни на формирование умений самому строить свою жизнь, обеспечивать благополучие своей семьи, своего села.
Выдвинутая первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым идея “О формировании философии развития села через экономику семейной жизни” нашла своевременную и всемерную поддержку. В этом деле активными помощниками, в первую очередь, являлись семья, население, руководители, органы власти.
Трудовая семья – это двигатель нашего общества. Стержнем семейного воспитания на селе, являются традиции народной педагогики – педагогика свободы и любви, формирование бережного отношения к труду, родной культуре, языку, природе.
С этой точки зрения школа является центром образовательно– воспитательной работы на селе. Она готовит кадры для сельского хозяйства, приобщает своих школьников к труду.
Исходя из этого, предметом особой заботы являются сельские школы. Сельская школа, в первую очередь, должна дать углубленное изучение предметов по профилю, во-вторых, обеспечить профориентационную направленность, в-третьих, школы совместно семьями на основе усовершенствованной многими поколениями народной педагогики должны воспитать граждан – патриотов с высоким человеческим достоинством.
Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд.
Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.
Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.
Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.
Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
Сельская школа, ее учителя призваны выполнить свою главную задачу – подготовить психологически и практически каждого юношу и девушку к труду, воспитывать беззаветную любовь к работе на родной земле. Стремление встать в ряды тружеников сельского хозяйства и продолжать дело старших поколений.
Воспитание трудом сельских школьников будет эффективным, если:
- Обеспечивается единство учебной и внеклассной воспитательной работы с учащимися;
- Обновляются содержание и формы трудового воспитания школьников на уровне современных требований;
- Осуществляется тесная связь учебно-воспитательной работы с жизнью села и сельскохозяйственным производством, с общественностью и семьей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- теоретически и практически обосновать те или иные инновационные процессы и положительный опыт в деятельности сельских школ;
- показать специфику содержания и форм трудового воспитания школьников в условиях села;
- дать историко-педагогическую характеристику творческого применения идей А.С.Макаренко по трудовому воспитанию на современном этапе.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дается историко-педагогическая характеристика идей А.С.Макаренко по трудовому воспитанию с точки зрения современных достижений педагогической теории и практики; на основе передового опыта творчески работающих сельских школ актуализируется его педагогические идеи на новом качественном уровне.
Методологической основой исследования являются труды классиков отечественной педагогики Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., работы современных педагогов и психологов по теме исследования (Иващенко Ф.И., Чернышенко И.Д., Зарецкой И.И., Варнаковой Е.Д., Павловой Н.П. и др.)
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей.
Есть в истории науки имена, которые как веки отмечают переход научного знания в качественно новое состояние. Великие труженики науки аккумулируют достижения своих предшественников и могучим порывом творческой мысли приближаются к истинному видению предмета, вскрывая существенные связи явлений в их развитии. Тем самым одновременно творят они и новый метод научного знания, сокращая и облегчая путь своим последователям. К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит и Антон Семенович Макаренко. Его научное творчество неотделимо от революционного процесса созидания социалистической педагогики, а его педагогический опыт мы по праву называем плотью от плоти опыта лучших борцов на новую, единую трудовую политехническую школу.
Сейчас, когда понятие “трудовой коллектив” освящено законом и прочно вошло в обиход, многое нам кажется здесь простым и очевидным. Но не будем забывать: для А.С.Макаренко все открывалось, – а лучше сказать открыто им – в 20-30-е гг.
Труд называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее “отбыть”, чтобы осталось больше времени на более интересные дела. Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе – это одно из важнейших правил трудового воспитания. Чувство гражданской значимости труда – это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайших секретов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное начало труда.
Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания, которая тоже относится, к сожалению, к педагогической целине.
Издавна в народе говорили: “Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда – выполненные вещь, предмет и т.п. – приносил и приносит людям радость. С учетом этих особенностей становления и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А.С.Макаренко теория трудового и идейно– эстетического воспитания. Выдающийся советский педагог увидел в стремлении к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему.
Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей.
“Труд, – писал А.С.Макаренко, – без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы моете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, е дающим положительного результата.
Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы.” (33.т.5,с.116).
В оценке производительного труда в воспитательной системе Макаренко следует, прежде всего, провести принципиальную линию, отделяющую его понимание роли труда в воспитании детей от теории так называемого “трудового обучения и практики и “трудовой школы”. У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники.
Практика А.С.Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства.
Максимально сложный, требующий предельной технической точности и первоклассно оборудованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской воспитывающей жизни.
В нашей стране, где поистине “воля и труд человека дивные диви творят”, творческий труд– создатель материальных ценностей – стал основой нравственности.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта.
Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл” (33.т.4,с.396).
Труд всегда был основанием для человека жизни и культуры. Наше государство трудящихся, в нашей Конституции Российской Федерации о праве на труд и защиту от безработицы в разделе первом, главе 2, статье 37 написано:
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…
Ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно из того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в молодости.
Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.
Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей.
Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде.
Единственная с педагогической точки зрения польза труда заключалась в том, что он заполнял собою свободное время воспитанника и вызывал у него некоторое утомление.
Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми.
Воспитывая у ребят умение, мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, Макаренко воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной явью.
И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.
1.2. Колонии им. Горького и коммуна им. Ф.Э.Дзержинского как новый опыт трудового и нравственного воспитания детей.
Не правда ли, привыкшие к титулам “педагог”, “писатель”, мы как-то не задумывались, что возможно и еще одно определение – изобретатель? А ведь, по сути, каждый выдающийся педагог – одновременно и социальный изобретатель. Его воспитательная практика рождает новые типы отношений, новые способы разрешения социальных коллизий, а его теория позволяет сделать эти решения не частными случаями, а всеобщим достоянием.
Полтавская трудовая колония им. Горького была открыта в 1920 году Губнарборазом. Для нее отведено было старое имение колонии малолетних преступников, состоявшее из пяти требовавших ремонта каменных флигелей, расположенных на 12 десятинах сыпучего песку. В январе 1921 года в распоряжение колонии было передано разрушенное имение Трепке. В течение пяти лет колония производила капитальный ремонт имения и закончила его только благодаря помощи ЦКПД (Центральная комиссия помощи детям).
Общий рос числа воспитанников был такой: 1921 г.– 30; 1922 г. – 50; 1923 г. – 70; 1924 г. – 100; 1925 г. – 130; и к 1935 г. В коммуне воспитывалось 500 коммунаров.
Уже в самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Антон Семенович убедился, что труд сам по себе не является средством воспитательного воздействия на детей. Он видел, что большинство воспитанников не питают отвращения к труду, что многие из них умеют весело и живо работать.
Первым шагом к педагогически целесообразной организации коллективного труда в Горьковской колонии было создание отрядов по производственному принципу.
Сначала в колонии существовали так называемые отряды с командирами во главе. Командиры отрядов составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным участкам. Так появились отряды сапожников, кузнецов, конюхов, свинарей и др.
Вместе с тем развертывание сельскохозяйственных работ, их характер требовали участия всего коллектива, но “ремесленники” не хотели браться за эту работу, так как дорожили своей квалификацией. Тогда у Макаренко возникла идея создания сводных отрядов.
Создание сводных отрядов, отмечал Макаренко, позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу” (33.т.1.,стр.200).
Одновременно с образованием сводных отрядов был введен четкий график сельскохозяйственных работ и установлено время труда и отдыха.
Многоотраслевое сельское хозяйство (зерновое, животноводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, пчеловодство и др.) по тем временам хорошо механизированное, было построено на научных основах и образцово велось самими воспитанниками под руководством небольшой группы специалистов. “Когда меня спрашивают, какое главное доказательство успешности нашей работы, указываю: наши мальчики, присланные нам принудительно, по постановлению судебных органов, через несколько месяцев уже гордятся тем, что они колонисты, да еще горьковцы. Всякий воспитанник, пробывший в колонии 1 год, также и каждый служащий получают от Педагогического совета почетное звание колониста…” (34.переписка с А.М.Горьким 8 июля 1925г.).
Истратили на ремонт 14.000 рублей и около 20.000 детских рабочих часов.
Колония находилась на реке Коломаке. При ней было 40 десятин пахотной земли, 3 десятины луга, парк и сад. В колонии арендовали паровую мельницу, имели 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Также имели свой театр, в котором еженедельно ставили пьесы для селян – бесплатно. Театр собрал 500 человек зрителей.
На первом этапе существования колонии был организован самый примитивный сельскохозяйственный труд. Это вызывалось и жизненной необходимостью: колонии находилось в руках колонистов. Они владели кладовыми, амбарами, общими ключами.
Колонистов захватывала красота и чудодейственная сила агрономической науки, коллективного труда, и поэтому скоро началась настоящее сельскохозяйственное увлечение. Антон Семенович тотчас направил это увлечение в русло целеустремленного творчества, борьбы за повышение производительности труда, воспитания ценных человеческих качеств.
Одним из наиболее ярких признаков организации труда в колонии было соревнование. Оно вошло свое выражение в отношении, к трудной как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, в товарищеской взаимопомощи, в дружной работе, в развитии инициативы и творчества.
Благодаря осознанному стремлению к общей цели работа выполнялась колонистами весело и бодро. Это настроение приподнятости Макаренко назвал “мажором”, придав ему значение политической сознательности.
С особой торжественностью в колонии имени А.М.Горького подводились итоги продолжительного и упорного труда.
В романтике социалистического труда А.С.Макаренко нашел источник эмоционального воздействия на воспитанников, благодаря которому превращая нелегкие трудовые обязанности детей в радость и счастье.
В колонии существовала школа в составе шести классов и группы по подготовке на рабочие факультеты. Видя, что класс имеет тенденцию отходить от интересов целого коллектива и замыкаться в кругу собственных интересов, А.С.Макаренко не пошел он по пути. Эту опасность он позднее увидел и в первичном коллективе, построенном по признаку производственной бригады.
Поэтому в последние годы своего опыта все больше внимания уделял разновозрастному характеру первичного коллектива. В разновозрастном отряде легко складываются отношения заботы о младших, уважения к старшим, ответственности, требовательности. Известно, что отряд полностью отвечал за личность: за ее учебу и трудовую деятельность, за ее поведение и культурный рост, за развитие ее способности и интересов.
И общий коллектив, если хотел как-то воздействовать на того или иного воспитанника делал это, через отряд! В случае необходимости за проступок одного из членов наказание нес весь отряд, лишаясь права посещения театра или какого-либо важного и привлекательного дела.
Труд и постоянная ежедневная потребность улучшить этот труд – вот что явилось фундаментом для самоорганизации коллектива. Его руками были отремонтированы, восстановлены разрушенные строения, обработано 40 десятин земли, собрано 200 пудов пшеницы с десятины. В колонии появилось 8 лошадей, 2 сеялки, молотилки. Первым трактором в этой местности был трактор колонистов и первыми трактористами были колонисты. Постепенно колония переходила к рентабельному хозяйству.
Был проделан путь от достаточно однообразного и простого производительного труда в мастерских, от изготовления примитивных деревянных стульев для клубов и кинозалов к осуществлению, казалось бы, несбыточной мечты– к строительству настоящих заводов.
Воспитанники, прошедшие школу работы на заводе и получившие высокие рабочие разряды, стали людьми самых различных профессий, занимали различные должности.
В колонии воспитательный коллектив все более активно участвовал в преобразовании окружающей среды. Борьба самогоноварением на окрестных хуторах, с самовольными порубками леса, дружба с сельской молодежью, приобщение ее к культуре с помощью созданного в колонии театра – это и многое другое насыщало жизнь коллектива колонистов и каждого общественно полезной деятельностью и многообразными отношениями: трудовыми, экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, типичными для нового уклада. В центре этой организации жизни коллектива было многоотраслевое хозяйство колонии, где воспитанники впервые почувствовали радость свободного труда и осознали необходимость знаний и учения.
Руководимом Антоном Семеновичем Макаренко в колонии труд явился одним из основных рычагов во всей результативно осуществленной на практике системе воспитания. Потому что А.С.Макаренко считал, что полное среднее образование м высокий рабочий разряд хорошо определяют личность. Всем им в жизни помогали экономические знания и трудовые навыки, полученные в колонии.
Следующим этапом жизни А.С.Макаренко является работа в коммуне Дзержинского.
Здесь в коммуне, поиски, начинания, замыслы Антона Семеновича, родившиеся в колонии им. А.М.Горького, получили дальнейшее развитие и сложились в цельную, глубоко научную систему воспитания.
Ставя перед трудовой коммуной задачу воспитать “культурного рабочего” А.С.Макаренко исходил из основных потребностей нашей страны. Перед коммуне при его организации была поставлена четкая цель: “Основная установка трудкоммуны – определить воспитание классово-сознательного, и грамотного пролетария со средней производственной квалификацией”.
– “Хозрасчет – замечательный педагог”, – писал Антон Семенович. Коммуна последнее время не только покрывала содержание завода, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год.
Доход с производства позволял одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек – в шелковые и шерстяные платья. Коммуна могла ежегодно тратить на театры по 40 тысяч рублей. Когда это делается, “в порядке трудовой дисциплины, в порядке завоевания богатства, когда весь коллектив за это борется, то, что можно сравнить с этой новой педагогической силой” (33.т.5,с.311-312).
В коммуне была введена и заработная плата. Каждый коммунар к своему выпуску имел в сберкассе 2 тысячи рублей. Деньги, а карманные расходы каждый откладывал в кассе коммуны. Воспитанник, таким образом, был поставлен в условия собственного бюджета, а это уже давало возможность воспитать будущего хозяина.
Из заработка каждого коммунара отчислялось 10 процентов в фонд Совета коммунаров. Такой фонд позволял Антону Семеновичу руководить жизнью коммунаров. Все эти “приспособления” касающиеся использования средств, получаемых с производства и позволяли уменьшить ту жадность на деньги, которая в коллективе могла быть очень тяжелой, неприятной прибавкой в воспитательном процессе” (33.т.5,с.206).
В коммуне существовали учебно-производственные мастерские:
- Слесарно-механическая;
- Деревообделочная;
- Швейная;
- Сапожная, кроме того, была организована кузница.
Таким образом, задача коммуны заключалась в том, чтобы приобщить детей к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание передового коллектива воспитать у них черты личности. Кроме того, участвуя в общественно– производственном труде, коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их будущей жизни после выхода из коммуны.
Какая форма воспитательной работы проводилась в коммуне?
- В коммуне работали драматический, фотографический, музыкальный, библиотечный, литературные, технические кружки. Большинство из них были тесно связаны с производственным процессом. Большой популярностью пользовались кружки авиамоторный, автомоторный, планерный, парашютный, кавалерийская секция и другие.
- Для того, чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы производственные кружки:
- кружок коммунарского станка;
- материальный кружок;
- кружок рационализации;
- кружок организаторов;
- кружок экономики производства.
Здесь велась теоретическая и практическая работа по изучению правильного и экономного расходования материалов, возможностей изобретательства и рационализации производства. Коммунары знакомились с вопросами себестоимости, расценок, прибыли, зарплаты. Они читали техническую и экономическую литературу, совершали экскурсии на лучшие заводы Харькова, изучали свое производство и искали реальные пути совершенствовании, выявляли коммунаров – лучших рационализаторов и тех, кто наиболее экономно расходует материалы, устраивали дискуссии по отдельным вопросам организации управления производством.
- Отрядная система способствовала укреплению дисциплины, повышению производительности труда и выполнению учебно-производственных заданий.
- Были сделаны первые шаги к тому, чтобы рождались и возникали научные интересы, удовлетворить которые можно через широкое общее образование.
Поэтому представление о ценности человеческого труда усугублялось благодаря программе производства. В сознании дзержинцев труд приобретал значение наполненной политически смыслом общественно полезной деятельности. Это сознание служило источником отношения к труду. Ведь вся работа коммуны в том и заключалась, чтобы из таких именно людей при помощи труда, учебы, политической работы воспитать нового человека.
1.3. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.
Главной задачей общеобразовательной средней школы является подготовка подрастающего поколения ук самостоятельной трудовой жизни. В условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию основная масса выпускников сразу после окончания школы должна принять участие в общественном производстве, пополнить ряды тружеников города и села.
Трудовая закалка должна сочетаться с политической зрелостью и высокими нравственными достоинствами молодой смены. Борьба за практическое осуществление такого единства – одна из важнейших перспективных линий развития системы трудового воспитания школьников.
Всемерное развитие в массовой практике трудового воспитания учащихся – важная задача педагогических коллективов.
Особенностью комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения является учет общественной перспективы, тех задач народнохозяйственного и культурного строительства, какие предстоит в обозримом будущем решать нашей смене. Наука о достаточной степенью достоверности определяют важнейшие тенденции и перспективы общественного развития. Важно, однако, знать не только то, к чему мы должны готовить школьников, но и как их готовить. Отсюда вытекает необходимость научно обоснованного прогнозирования дальнейшего развития системы трудового воспитания в школе.
Постоянная забота профсоюзных и хозяйственных органов о создании необходимых условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно полезного труда, активная деятельность органов народного образования, администрации школ, педагогических коллективов и организаций, возглавляющих всю общественно полезную работу учащихся, способствовали заметным успехам в области их трудового воспитания. Значительно шире стали масштабы, разнообразнее формы, участия школьников в общественно полезном и производственном труде. Выросла и качественная результативность их работы, повысился экономический эффект, исчисляемый уже сегодня сотнями миллионов рублей.
Вовлечение в массовом масштабе школьников в посильные для них виды общественно полезного труда, имеющего достаточно высокую социальную значимость и воспитательную эффективность – одна из первоочередных задач в совершенствовании системы трудового воспитания.
Дальнейшее расширение сети межшкольных, учебно-производственных комбинатов, летних лагерей труда и отдыха, строительных и ремонтных бригад старшеклассников, укрепление материально-технической базы школьных учебных и учебно-производственных мастерских, организация в них производительного труда городских школьников, совершенствование в них производительного труда и направлении максимального приближения его к современным научно-техническим нормам, преодоление ремесленничества; совершенствование методики организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся; дальнейшее укрепление делового содружества школьных коллективов и коллективов шефствующих предприятий; вовлечение учащихся старших классов в летнее время в труд в сфере обслуживания– таковы основные пути осуществления данной перспективы, уже оправдавшие себя на практике, проверенные в передовом опыте.
В процессе общественно полезного труда у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, знания об элементарных технико-технологических и экономических основах современного производства. Трудовая деятельность способствует развитию у детей технических способностей, инициативного, творческого подхода к делу. Особое воспитательное значение имеет непосредственное участие школьников в производительном труде в цехах промышленных предприятий, на полях и фермах колхозов и совхозов. Общественно-полезный труд – важнейший фактор подготовки школьников к сознательному выбору будущей профессии.
Школа делает сегодня очень ответственный шаг, эффект которого мы уже ощущаем, включая своих учеников в современные производственные отношения, в работу рядом со взрослыми. Без этого не вырастить современного труженика.
Комплекс многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности.
Соблюдение технологической, плановой дисциплины, внедрение научной организации труда – все это связано с человеком, с его личностными качествами, его желанием или нежеланием хорошо работать. Поэтому очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которой наши воспитанники посвятят себя, став взрослыми.
В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет трудовой подготовки рассмотреть как сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.
Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.
Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.
Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.
Надо найти подростку такое дело, в котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.
В тяжелые для страны годы детей приучала к труду сама жизнь. Теперь это предмет специальной заботы и родителей, и школы.
На наш взгляд, связь формирующейся личности нового типа – с жизнью общества, производством в педагогической системе А.С.Макаренко устанавливалась:
- путем создания трудового воспитательного коллектива;
- труд на общую пользу дает право на большую самостоятельность. Она-то и является лучшим воспитателем человека-труженика;
- ценности создаются трудом там, где организуется производство.
Исходя из этого, можно сделать такой вывод:
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.
Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко являются:
- понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
- доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;
- присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;
- возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;
- включение в труд соревнования;
- четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе.
Трудовое воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.
Наука все больше входит в процесс труда как важнейшая производительная сила. На базе новейших научных открытий возникли новые источники энергии, созданы ранее неизвестные материалы, что привело к созданию новых отраслей промышленности и более совершенной технологии.
В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.
Совершенствование подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни – программное требование в современном этапе. Это требование связано с глубокими преобразованиями в содержании труда, необходимостью коренного улучшения общеобразовательной и профессиональной подготовки, созданием единой системы непрерывного образования, уточнением его содержательной базисной основы.
В ходе реформы общеобразовательной и профессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.
Более полно используются возможности трудовых коллективов взрослых в организации производительного труда учащихся, расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы организации труда школьников, усиливаются профессиональная и творческая направленность их трудовой деятельности. Его положение о ведущей роли труда в целостном процессе формирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально. Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовке школьников – это значит осмысление с учетом новых возможностей и образовательно– воспитательных задач, стоящих перед современной школой.
В педагогической практике последнего десятилетия творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.
“Хозрасчет – замечательный педагог” – эта мысль А.С.Макаренко приобретает сегодня поистине ключевое значение, при том внимании, которое придается ныне единству трудового и экономического воспитания. Элементы новых форм хозяйствования убедительно показывает практическую необходимость общеобразовательных, общетрудовых, экономических знаний и умений обеспечивающих повышение производительности труда и улучшение его условий. Использование учащимися этих знаний и умений на практике, в трудовой деятельности становится формой проявления творчества в труде, создает чувство глубокого удовлетворения в работе.
Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой для удовлетворения физических и духовных потребностей личности в настоящем, так и в будущем.
Сегодня необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект.
На примере организации производительного труда учащихся сельских школ можно проследить путь постепенного приобщения к более полному внедрению принципов хозрасчета: учебно-производительная бригада с операционной оплатой труда; коллективный подряд на выполнение определенных работ; коллективный подряд с использованием аренды земли, техники, материалов; организация самостоятельного школьного производства, типа школьного кооператива, фермерского хозяйства и т.п.
Демократизация общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего времени должны соответствовать содержание и формы трудовой подготовки школьников.
В современных школах, имеющих свое производство, хозрасчет, так же как у Макаренко, становится одним из воспитателей. Распределение средств часто идет по макаренковски. Все решает коллектив учащихся, все подчинено воспитанию коллективных интересов и разумному удовлетворению интересов личных. Школы с хозрасчетными предприятиями устраивают по примеру Макаренко интереснейшие походы, служащие могучим воспитательным средством, так как в руки учащихся передается обычно вся организация этих походов. Они сами разрабатывают маршрут, сами обдумывают и закупают все, что нужно для похода, распространяют между собой все обязанности, во время похода сами отвечают за дисциплину. Вот тогда-то и узнаются качества каждого, раскрываются организаторские таланты учащихся.
Под влиянием нового, прогрессивного в формах и методах организации труда происходит в школах и распространение бригадных форм организации труда с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.
Воспитательная работа в ученических бригадах в соответствии с их многопрофильной структурой ведется с учетом специфики хозрасчетных отношений между трудовым объединением школьников и хозяйством в целом, т.е. организацией внутрихозяйственного хозрасчета. Оценка экономических результатов деятельности бригады ведется с учетом прибыли и рентабельности. Заработная плата школьников зависит не только от затрат времени и видов работы, но и от конечного результата работы хозяйства в данной сфере деятельности (валового сбора зерна, надоев молока, продуктивности животноводства и т.д.).
Что же в конечном итоге поможет нашей школе изжить труд, нужный лишь “для придания ребенку трудового колорита”, поможет кратчайшим путем прийти к организации труда, призванного всесторонне развить школьников, привить им умения все делать, открыть перед ними путь ко многим профессиям, чтобы они смогли правильнее определить свое призвание?
При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки; на крупных предприятиях – учебно-производственные цехи для школьников. Это раскрывает перед школой огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Такие учебные мастерские могут быть полностью производительными, с ответственностью за материал, за точность изготовления и своевременное выполнение заказов. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами. Переживание хозяйственной заботы учащимися становится отправной точкой в организации таких мастерских.
Огромную роль в правильном решении политехнизации школы сыграли ученические сельскохозяйственные бригады. В их находках много интересного, но по существу они практически развивают ценнейшие положения педагогической системы А.С.Макаренко.
Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, е только пробуждает у ребят любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, но и способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными их успехи в учебе.
В современных передовых школах стремятся к тому, чтобы посильный для детей производительный труд был максимально приближен к труду взрослых, чтобы материальная база обеспечивала разнообразный труд, так как дитя утомляется, говорил К.Д.Ушинский, главным образом однообразием и односторонностью деятельности.
В школах в специальных комнатах оборудуются станки для обработки металла, приспособленные для детей, делаются специальных размеров инструменты. Учитывая интересы ребят, их симпатии к детским электростанциям, электрическим железным дорогам, оборудуются специальные комнаты, где пол руководством старшеклассников дети могут заводить и останавливать моторы небольшой мощности, учиться пользоваться генератором, монтировать различные модели, даже микролитражные автомашины с облегченным управлением.
Непосредственное участие в производительном труде всех независимо от возраста приводит легким для них путем к пониманию технологии производства, его основ.
“Наши общеобразовательные школы, – писала Н.К.Крупская, – должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками, требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ к целому ряду профессий” (25.Соч.,т.4,с.581).
Задачи трудового воспитания школа должна решать так, как это необходимо для школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-производственная база школы, ее связи с предприятиями, традиции общественно полезного труда стали прочной основой дальнейшего совершенствования трудового воспитания учащихся.
В условиях всеобщего среднего образования выпускники средней школы за период обучения должны глубоко овладеть знаниями основных наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии – веление нашего времени.
Для организации эффективного трудового обучении и профориентации учащихся используются близлежащие к школе предприятия, коллективные хозяйства. Для трудовой подготовки, всесторонне используются исходя из условий сельской школы межшкольные учебно-производственные бригады, ученические производственные бригады, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты.
В условиях сельской школы складывается система трудового обучения воспитания и профориентации учащихся. Характерным для этой системы является взаимодействие ряда факторов и условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников средней школы трудиться. Сюда относятся: трудовое воспитание с раннего детства; преемственность трудового обучения с 1 и IХ классы; единство трудового и нравственного воспитания на уроках, процесс трудового обучения, различных видов внеклассной работы и общественно полезной деятельности учащихся на базе сельскохозяйственного производства; производительный труд в летних лагерях труда и отдыха; ученические бригады; творческая работа в кружках; активное участие в общественно полезном труде; пример родителей (семейные трудовые традиции), новаторов, передовиков и специалистов сельского хозяйства; высокая общественная оценка сельскохозяйственных профессий – повышение их престижа; тесное сотрудничество школы, колхоза, семьи и широкой общественности в решении сложных задач трудового воспитания и ориентации юношей и девушек, оканчивающих школу, на труд в сельскохозяйственном производстве; всемерное укрепление учебно-материальной базы трудового политехнического и производственного обучения.
Воспитание в труде как педагогическая проблема требует планомерного и целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей. Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.
Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, “научились жить и работать в коллективе”, “уважать труд других”, “считаться с мнением товарищей”, “подчиняться воле коллектива”, “узнать цену труду”, “научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д.
Возросло и доверие родителей к участию детей в трудовых объединениях.
Вопрос об оплате труда школьников, вызывающий споры, находит правильное решение столько тогда, когда учитывается и направляется педагогами характер внутрисемейных отношений. Но, во-первых, школьники назвали в качестве побудительного мотива участия в производительном труде “возможность заработать”, во-вторых, как показывает педагогическая практика, “портят детей” так называемые карманные деньги, которые получены от родителей, деньги же, цену которым ребята постигли собственным трудом, вызывают бережное отношение уже не только к этим личным, но и родительским средствам.
Ценить деньги человек начинает лишь тогда, когда сам зарабатывает, пусть хотя бы вначале и небольшие суммы. Такой подход будет способствовать экономическому воспитанию, даст возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволит усвоить связь труда и потребления.
Новая система отношений в труде помогает школьникам осознать и учебу как разновидность трудовой деятельности, имеющей не только личный, но и общественный характер, требующей определенных усилий, планомерности и целеустремленности в решении поставленных задач, правильной организации самого процесса познавательной деятельности.
Этого удается добиться в тех коллективах, в которых правильно решается проблема непрерывности педагогического воздействия в учебном году, и в условиях летних практических работ. Решается она не только с позиций использования знаний и умений учащихся, сформированных в учебном процессе ил в процессе их производительного труда, но и с позиций закрепления тех воспитательных результатов, которые дал общественно-полезный коллективный труд.
Бережное отношение достигнутого воспитанием в труде имеет большое социальное значение. По справедливому замечанию В.А.Яковлева в труде формируется не только отношение к самому процессу труда, “… благодаря труду совершенствуются и другие системы отношений учащихся к обществу – его интересы стали ближе и понятнее им; к людям – повысилось уважение к рабочим и колхозникам; к самим себе – возросла уверенность в своих силах и возможностях; к производительному труду пришло глубокое осознание его общественного значения; к народному достоянию – появилась забота”.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде – это, прежде всего воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд.
Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.
Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.
- Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;
- Деятельностно-творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.
- Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу и всему этого уважаемой людьми, коллективам;
- Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми, строить свои отношения с учетом интересов трудового коллектива, правильно регулировать свое поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде.
Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.
Заключение
Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.
Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.
Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?
Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.
Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.
В-третьих, в труде воспитывается отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка. Это правильное отношение состоит в том, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.
В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.
В-пятых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.
“Преемственность поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.
В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.
Трудовое воспитание – важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях.
Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.
Для педагогического дела две самые полезные характеристики личности – отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) – мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.
Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты – проявления ценностного мира личности.
Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: “Самое ценное – человек”. Главная цель – его рост, развитие и воспитание.
В систему ценностей могут входить:
– единое представление о духовных и нравственных ценностях;
– единое понимание цели деятельности коллектива;
– единый подход к личности ученика как субъекта.
В микросреде создаются благоприятные условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.
Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.
И семейное воспитание как источник народного воспитания поднимает личность с микросреды семьи, т.е. иначе говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.
Воспитательные традиции каждого народа имеют свои особенности. Можно утверждать, что и в трудовом воспитании присутствует ядро народной мудрости. Исследователи народной педагогики различных народов (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов, А.К. Миноваров, Т.У.Сарсенбаева, Т.Ормонов, И.Орщибеков, Ш.А.Мирзаев, А Рабиев и др.) отмечают прогрессивные национальные традиции семейного воспитания:
- Приобщение детей с раннего возраста к труду. Детский труд был одним из необходимых средств укрепления экономики семьи.
- Народный кодекс на первый план выдвигает служение своей стране.
- Уважение к старшим.
- Важным элементом культуры поведения народ считал вежливость и отзывчивость.
- Большое внимание уделяется эстетике быта и воспитанию у детей любви к прекрасному.
- Семейное наставничество потомственных специалистов по той или иной сфере профессиональной деятельности.
В современных условиях развиваются и совершенствуются принципы, традиции, обычаи народной педагогики. Поэтому семья является транслятором духовной культуры рода, творцом и созидателем духа и очага, где в воспитании детей большое внимание уделяется к роли отца как главы семьи. Отцы только отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждого понимает без показной жалости, сарказма, занудства, диктата и унижения.
Школа должна стать крепостью для души. Известно, что сельская школа является важнейшим самообразующим фактором. Всегда было социо – культурным центром. На эффективность работы сельской школы существенное влияние оказывает состояние материально-технической базы, а также существуют механизмы обеспечения сельских школ оборудованием, мебелью, информационными технологиями и другими. Как показывает жизнь традиции сохраняются до тех пор, пока ребенок будет усваивать и развивать родной язык, а потом и те трудовые умения и навыки своего народа, при помощи которых будет осваивать окружающий мир.
Региональная образовательная область по трудовой подготовке работает на освоение молодежью лучших трудовых и культурных традиций своего народа.
Технологическое пространство охватывает всю учебно-материальную базу общего среднего образования: территорию, подсобное хозяйство, мастерские, кабинеты, предметы школьного обучения, кружки, факультативы, дополнительное образование и людей.
Первоочередными условиями должны быть названы:
- Кабинеты, классы, лаборатории;
- Учебная мастерская, учебно-производственная мастерская, различные студии;
- Учебно-опытный участок (пришкольный участок), обрабатываемая земля, сельскохозяйственные угодья, теплицы и другие;
- Подсобные хозяйства;
- Учебно-производственная и транспортная техника;
- Кадры трудовой подготовки школьников и лица, причастные к этому делу.
“Опыт работы школ с углубленным изучением предметов профильной и профессиональной подготовки показал, что они оказались наиболее приспособленными к новым экономическим отношениям, положительно решают проблемы подготовки и закрепления кадров на селе. Это обеспечит подготовку выпускников к жизни и работе на родной земле, усилит приток свежих сил в село” (42.с.91).
Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятия, достойное своего высококультурного труда.
Именно в раннем детстве у человека закладывается психологическая настроенность на труд и трудовые ценности семьи и коллектива.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Список использованной литературы:
- Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.
- Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с
- Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.:Знание,1988. – 79с.
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-н/Дону, 1986. – 110 с.
- Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии – 1983 – “2– с76 – 77
- Введенский Б.А.Большая советская энциклопедия. –М.:Гос.науч.издание “БСЭ”., 1954. – Т.26. – 89-91 с.– 652 с
- Варнакова Е.Д. Творческое использование педагогического наследия А.С.Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. – М.:Высшая школа.,1991. – 445с.
- Варнакова Е.Д., Зарецкая И.И. Летние практические работы как средство трудового воспитания школьников.//НИИ общей педагогики. АПН СССР.Сб.науч.т. – М.,1978-82 с.
- Воробьев А.И.теория и практика производительного труда учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. – Ташкент. “ФАН”., 1986. – 110 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей. –М.: Педагогическое общество России. – 1999.-192 с.
- Гордин А.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. Кишинев: Штиинца, 1987. – 28 с.
- Гордин Л.Ю. А.С.Макаренко 1888-1923. –М: Учебно-педагогическое.1963. – 213с.
- Гермогенова М.Д. Формирование коллектива в лагере труда и отдыха школьников. – Якутск: книжное изд., 1963. 213 с.
- Грищенко А., Петухов В.Летняя трудовая четверть. –М: Молодая гвардия, 1981. – 205с.
- Гущин Л.Н., Хилтунен В.Р. Учитель по имени Труд. –М: Политиздат, 1986. – 223 с.
- Ефимова К.А. Воспитательное пространство: концепция и проблемы моделирования.// Народное образование Якутии. – 1999. – №1. – с.144-147.
- Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.– 159с.
- Иванович К.А. Андрианов П.Н., Каракашев Г.И. Организация и содержание работы межшкольных учебно-производственных комбинатов// Сб.науч.т. – М: академия пед.наук, 1983. – 102 с.
- Каиров И.А. Петров Ф.Н.Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – Т.3,4. – 879,911с.
- Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. – 1988. – № 3. – с.21-25.
- Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО –Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. – 96с.
- Константинов Н.А. и др. История педагогики. Учебник для студентов пед. институтов/ – М: Просвещение, 1982. – 447 с.
- Крупская Н.К. Сочинение: т.4.с.581.т.5. – 256с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя / сост. и автор вступ.ст..М.Коротов. – М: Просвещение, 1987. – 159с.
- Легков Л. Диалектика воспитания // Семья и школа. – 1988. – №12. – с.17-19.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.
- Макаренко А.С.Педагогические сочинения в 8 томах /Сост.М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М: Педагогика, 1984. – 400 с.
- Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М:Политиздат, 1990. – 415с.
- Михайлова Е.И. О создании необходимых условий для развития сельской школы // Народное образование Якутии. – 1999, – №1. – с.11-18.
- Неверов В.В.Союз труда и красоты. – М.: Просвещение,1979. – 152 с.
- Нежинский Н.П. А.С.Макаренко и современная школа.– Киев: Радянська школа, 1970. – 311 с.
- Неустроев Н.Д. Семья как источник народного воспитания// Народное образование Якутии. – 1999. – №4. – с. 111 – 114
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб.документов и материалов. – М.: Политиздат, 1984. – 51с.
- Павлова М.П.Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М.:Высшая школа, 1980. – 287с.
- Панорама образования /Авт. – сост.Сивцева Н.С., Винокурова Н.Н. Ред.Расторгуева Н.А., Заморщикова Е.М., Якутск.1999. – 98 с.
- Сухомлинский В.А.Рождение гражданина. Пер.с украинского.М.:Молодая гвардия, 1971. – 336с.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию./под ред. к.э.н. В.А. Похвощева. – М.: 1994. – 235 с.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. /Под ред.к.э.н. В.А.Похвощева. – М.:1994. – 235 с.
- Селезнева В.И. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. – Воронеж.: изд.Воронежского университета, 1981. – 238с.
- Сидельковский А.П., Кулешова Л.Н., Гуренская Е.С. Актуальные вопросы теории и практика сознательного отношения школьников к труду.// Межвузовский сб.науч.ст.– Ставропольский гос.пед.инст., – Ставрополь, 1983. – 153с.
- Тимофеев Д.И. К вопросу формирования современного человека// Народное образование Якутии.1999. – №3. – С24-26.
- Фрадкин Ф.А. В поисках новых педагогических путей.М:Знание, 1988. – 129 с.
- Федоров М.П.Отец – опора семьи и лбщества // Народное образование Якутии. – 1999. – №3. – с. 3-9
- Хмыров С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1985. – 112 с.
- Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.