Волшебная "Дымка". Роспись дымковской барышни

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: Познакомить учащихся с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Задачи:

Образовательная: Научить рисовать сложные элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти.

Воспитательная: Воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности.

Развивающая: Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов.

 Оборудование и материалы: образцы дымковской игрушки (барышня, индюк, конь, петушок, птичка, балалаечник на рыбе и т.д.); таблица с изображением росписи дымковских элементов; эскизы собственной разработки учащихся, акриловые краски кисти №1-№5, палитра, салфетки, полотенце, печатки-тычки (ватные палочки), баночки с водой, ромбики “сусального золота”, клей “титан”.

План занятия:

  1. Организационная часть: Приветствие в стихах, цели и задачи занятия
  2. Теоретическая часть: Краткий обзор пройденного материала.
  3. Практическая часть: Роспись дымковской барышни по эскизу.
  4. Заключительная часть: Организация тематической выставки.

1. Организационная часть:

Приветствие:

“Много сказочных мест в России,
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле речки Вятки есть один поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Мужики там с древне печи мастерили,
На забаву деткам петушков лепили.

Слобода та в дымке по утру купалась.
И за это Дымковской с стари называлась.
Люди работящие в той слободке жили,
С удалью лихие пляски заводили.
Праздник отмечали, жили не скучали,
Тут не подобраться ни какой печали.

Ученик 1.

Под руками глина-слой на три аршина,
Стали шарики катать, как снежки бывало.
Глину щупать, глину мять – жирная, что сало.
Кто-то сделал Индюка – распушенные бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе.

Ученик 2.

Хороша игрушка расписная,
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожит,
Что он свое стремленье к свету,
В фигурки яркие вложил.
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.

Ученик 3.

Индя, Индя, индючок – ты похож на сундучок.
Сундучок не простой: красный, белый, голубой.

Ученик 4.

Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой, на спине – Егорка.

Ученик 5.

В летний день, в погожий день
Балалаечка трень-брень.
Ты играй мой Ванечка,
Просит друга Танечка.

Ученик 6.

Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал.
Посмотри, как хороша эта девица – душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

2. Теоретическая часть

  • История возникновения промысла
  • Краткий обзор пройденного материала: способ лепки; характерные цвета и элементы в росписи

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным делом. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняную игрушку женщины, чтобы позабавить детей. Зимними вечерами расписывали разнаряженых щеголих, лихих всадников, важных индюков, создавая неповторимые образы. К весне столько дивных, забавных игрушек налепят в пору только продавать. И появился праздник “свистуньи”, где мастера продавали свои лучшие работы. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составляются из разных частей, соединяемых между собой. К основе – туловищу прикрепляют лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями. А какими элементами украшают дымковские игрушки? Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб)-землю. Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Раньше игрушки мастера расписывали темперными красками и чтобы укрепить красочный слой, после росписи покрывали тонким слоем яичного желтка. Сегодня используются современные водостойкие акриловые краски. После обжига дымковскую барышню покрыли грунтовкой и белой акриловой краской. Игрушка выглядит не ярко, блекло, не нарядно. Давайте мы ее распишем так, чтоб она заискрилась, засверкала в наших руках, выглядела нарядной, праздничной как у настоящего мастера. А у вас есть подсказка – ваш эскиз, который был домашним заданием. Перед тем как начать наше практическое занятие мы с вами повторим основные правила безопасности.

3. Практическая часть

  • Повторение правил техники безопасности
  • Повторение правил рисования краской
  • Роспись дымковской барышни по эскизу

При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии. При рисовании широких линий кисть опирается на весь ворс и наконечник держится наклонно. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз, а линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Красками пользуемся аккуратно, лишнюю убираем на край баночки, промываем кисточки и хорошо вытираем салфеткой.

Роспись дымковской барышни начинаем от светлого тона краски к более темным, от сложных элементов росписи к простым. Законченность игрушки придаст “сусальное золото” (ромб из фольги) приклеенный на шляпке, кокошнике, на оборках. После окончания работы убираем свое место.

(См. приложение 1)

4.Заключительная часть

Готовые дымковские барышни ученики ставят на карусель. Получилась красивая праздничная выставка, которая напоминает нам ярмарку, где мастера выставляли свои лучшие работы. Такие народные гулянья проводились в старину, радовали народ своей яркостью и весельем. Вятка славилась своими базарами и ярмарками – “свистоплясами”.

Волшебницам вятской родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают,
И сказочных кукол для всех создают.

(См. приложение 2)