Вступая в новое тысячелетие, современное школьное обучение оказалось в состоянии резко выраженного кризисного противоречия между превалирующим использованием традиционных “присваивающих” методов освоения знания, и потребностью в новых технологических разработках, направленных на овладение учащимися способами самостоятельного их “добывания” и освоения, позволяющих учащемуся реализовывать свой индивидуальный потенциал, обретать способности к творческому социальному и личностному преобразованию.
Проведенный в 1997 году анализ результатов тестирования по математике и физике выпускников школ стран TIMSS , задачей которого выступал анализ уровня подготовки учащихся школ в данной предметной области, показал, что средний уровень знаний современного российского школьника не уступает среднему международному уровню, однако по умениям применять полученные знания, практически использовать их российский школьник значительно отстает от своего зарубежного сверстника.
С другой стороны, выход России в международное информационное сообщество, всестороннее развитие информационных и коммуникационных технологий, как ни парадоксально, видимого влияния на характер образовательного процесса, и в целом на систему обучения не оказывает. Зачастую обучающие программы обходят и слабо используют образовательные возможности информационного пространства и коммуникативных технологий, или они используются в узко прикладных областях, например, только при преподавании информатики.
Таким образом, возникает потребность в специальном изучении и практической проработке вопроса использования образовательных, развивающих возможностей коммуникативно-информационного пространства, способности его интегрировать с основным образовательным процессом, не только с точки зрения интенсификации обучения, но и в развивающем, личностном, социально-креативном аспекте.
Технологией, позволяющей обеспечить решение данного вопроса, может стать использование проектного обучения в коммуникативно-образовательном пространстве школы. В основе проектной деятельности лежат задачи развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном и социальном пространстве, формировать критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Задачи проекта нацелены на конкретный результат, на самостоятельную, творческую, исследовательскую деятельность учащихся.
Главной составляющей проектного исследования является ценностно-смысловая и социальная обусловленность темы, проблемы проекта. Поэтому исследование носит не “дисциплинарно углубленный характер”, а интегрирует множество областей как школьных, так и общих социальных знаний школьника, расширяет возможности получения их информационном пространстве с использованием компьютерных технологий.
Технология проектной деятельности в информационно-коммуникативном пространстве выстраивается в следующую последовательность этапов её осуществления:
1 – Проблемно-постановочный этап (выбор учащимся социальной, научно-исследовательской проблематики будущего исследования);
2 – Целеполагающий этап (постановка и формирование цели и задач исследования);
3 – Продуктивно-рефлексивный (анализ информационного материала и возможных способов его использования, разработка авторского, творческого видения решения проблемы);
4 – Стратегически организующий (решение задач исследования в определенной, индивидуально выбранной стратегии действий);
5 – Контрольно-аналитический (защита проекта, анализ результатов выполненной деятельности, поиск источников реализации проекта в практической социальной действительности).
Осуществление данной технологии базируется на принципах:
- проблемно-целевой ориентации, полагающего направленность проекта на социально-проблемные, “болевые точки” внешней и внутренней реальности, например, на проблемы социального, экономического, экологического и личностного, психического развития;
- принцип психолого-педагогической адекватности. Данный принцип определяет отбор тем исследований учащихся с учетом адекватности относительно психолого-возрастных особенностей и индивидуальных интересов учащегося;
- принцип культуросообразности регламентирует построение проекта в социокультурной ориентации, создает “открытость” образовательного действия относительно культурных процессов окружающего мира;
- принцип интегративности направлен на согласование разрабатываемого проекта с содержанием изучаемых предметов и внеучебной деятельностью учащихся;
- принцип персонифицированности. Данный принцип означает соответствие педагогической деятельности с условиями свободного самовыражения и самореализации учащихся.
В рамках осуществления выше представленной модели становится важным педагогическое “выращивание” познавательно-креативных качеств личности учащегося. В этом случае опора на первых этапах обучение на личностно-индивидуальные потребности и предпочтения (внутренние мотивы), в дальнейшем, через обозначение границ и возможностей их применения в социальной действительности, оптимистическая оценка труда учащегося в процессе создании проекта, публичность защиты и поощрения переводят внутренние мотивы учащегося на внешние образовательно- и социально- значимые цели.
Таким образом, проектная деятельность учащихся в информационно-образовательном пространстве может стать эффективной технологией подготовки разносторонне образованного, современного человека, с высокоразвитой общей культурой, способного вести активную социально-преобразовательную и творческую деятельность.
Литература:
- Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности, как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 1989.-С.110-133.
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения.- Киев., 1998.- 130с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности –основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение,1993. – 154с.
- Д.А.Леонтьев. От социальных ценностей к личностным: социогеннез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. №4.: 1996.