Наиболее значимыми показателями развития системы дополнительного образования является изменение технологий и методов преподавания и учения.
Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инновационная методика обучения - проектный метод - имеет принципиальные отличия от существующих методик обучения. Прежде всего, она направлена на самореализацию учащегося как личности; на сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей (схема 1). В понятийный аппарат вошли такие термины, как технология и дизайн [3].
Технология — это многоаспектное понятие, сочетающее составляющие: объект, знание, процесс и волю (мотивация, потребности, намерения, ценности). Результат — материальный мир, созданный человеком.
Дизайн — это целенаправленная деятельность, ориентированная на совершенствование технологии.
Российские педагоги придавали большое значение формированию у учащихся потребности в самостоятельной, творческой деятельности. Еще Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо, «если ученик не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [1].
Основная проблема состоит в том, что необходимо совершенствовать уровень образованности учащихся, который создаст основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности (под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт).
Возможности метода проекта представляют педагогу большие возможности для организации творческой деятельности учащихся. Внедрение в образовательный процесс дополнительного образования метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Особенностью данного метода является то, что учащийся должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и публично защитить свой проект.
У проектного метода в системе дополнительного образования масса психолого-педагогических достоинств. Проектирование направлено на развитие творческой активности личности, а также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, актуализацию их задатков и способностей, призвания; создание условий для их саморазвития, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполнение творческих проектов способствует повышению интереса к занятиям, выработке устойчивых мотивов к познавательной деятельности. В качестве творческих проектов могут быть изготовлены простые швейные изделия, декоративно–прикладные работы (подарки, сувениры, мягкие игрушки, панно и др.). Процесс проектирования включает в себя: выбор идеи, обоснование проекта, сбор информации, обработка идеи в эскизах, выполнение проекта, защита проекта (схема 2).
Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. Он помогает ученику в акте познания через диалог с ним, через постановку новой проблемы. Педагог не должен претендовать на то, что знает ответы на все вопросы. Он становится партнером ученика, поощряет его желание исследовать мир. Такой подход к обучению открывает возможность проведения широких дискуссий на занятиях (включая моральные дилеммы взаимодействия технологии и общества), соединения обучения и воспитания. Этот стиль обучения ведет к созданию более открытого общества. Чем больше знание будет строится на собственном опыте учащихся, тем более творческими и активными будут ребята.
Таким образом, внедрение технологии проектного обучения в дополнительное образование является инновационной находкой, которая помогает раскрыть большие возможности для творчества учащихся.
Литература:
1. Абрамова М., Педагогика, №7, 2001.
2. Логунова Т.Уроки дизайна. М: «Мозайка-синтез»,2002.
3. Колесникова Е.В., Мидуков В.З. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: Учебное пособие. Томск: ТГПУ, 2003.