Цели:
1. Образовательная:
- обеспечить в ходе урока объяснение правила раскрытия скобок и применение распределительного свойства умножения.
2. Воспитательная:
- воспитывать в детях чувство добра и толерантности, раскрыть смысл слова «добродетель».
3. Развивающая:
- развитие логического мышления.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Девиз урока: «А когда не знаешь – как, нужно у кого-нибудь спросить»
Слоненок «38 попугаев»
Подготовка к уроку: заранее прочитать сказку из фольклора народов Северного Кавказа «Общее счастье».
I. Мотивация учебной деятельности
Цель: Активизировать внимание. Повторить свойства сложения и умножения, их применение при вычислении. Учить добывать знания самостоятельно по учебнику.
Устный счет:
Какие свойства действий позволяют без выполнения вычислений утверждать, что верно равенство:
а) 617 + 243 = 243 + 617
б) 348 * 169 = 169 * 348
в) 27 * 111 + 27 * 222 = 27 * (111 + 222)
2. Найдите значение выражения и укажите, какие свойства действий были использованы:
а) 3,6 – 2 + 1,4
б) 2,5 * 3,18 * 4
в) 8,8 + 4,5 + 1,1 + 5,5
г) 5,16 * 1,6 – 1,6 * 4,16
3. Как используя распределительное свойство умножения, найти значение выражений:
6 * 2; 12 * 3
(2 ученика выполняют на индивидуальных досках)
4. (Выполнение № 518) Опишите с помощью рисунка два способа вычисления площади прямоугольника АВСД. Какой закон арифметических действий иллюстрирует этот рисунок? Рис. 1.
Проверь себя! Самостоятельная работа по учебнику, страница 119.
- Поднимите руку, у кого такой же результат, как в учебнике?
- Знание какого закона помогло вам при выполнении задания?
- О чем новом вы узнали из вывода в учебнике? (Распределительный закон выполняется для любых чисел).
Вывод: распределительное свойство применяется в вычислениях и в преобразовании выражений, при раскрытии скобок.
II. Сообщение цели урока.
Итак, цель нашего урока научиться с помощью распределительного свойства раскрывать скобки для целых чисел и буквенных выражений.
III. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Цель: опираясь на ранее изученное, подвести детей к осмыслению правильного раскрытия скобок.
Рассмотрим выражения:
4 * (х + 5) = 4х + 20 и (- 4) * (х + 5) = - 4х – 20
Фронтальная беседа:
- Назовите множители данных выражений.
- Чем являются левые части данных выражений?
- Чем являются правые части данных выражений?
- Одинаковы ли результаты этих двух произведений?
- Как вы думаете, почему результаты этих произведений разные?
Вывод: Нам необходимо узнать алгоритм раскрытия скобок для любых чисел.
IV. Ознакомление с новым материалом.
Цель: Используя занимательный материал подвести детей к алгоритму раскрытия скобок. Воспитывать чувство доброты, бережное отношение друг к другу.
1. Читаем отрывок из сказки:
«Все было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз, стада коров и буйволов, табуны лошадей; гусей и индеек, кур и уток без счету, закрома полны ячменем и пшеницей. И все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме. Все называли друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому, каждый хотел, чтобы у другого лучшая одежда была. Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи – и куда все уйдет, не станет ни силы, ни богатства.
(одновременно на доске появляется инсценировка данного отрывка в виде схемы)
И вот пришла беда: разлад в семье. Бывало, никто не скажет: - «Это мое». А говорит: - «Это наше». А теперь, глядя, каждый норовит взять себе, отнять у другого. «Это мой бык», - говорит один. «Это мой конь», - говорит другой. «За этой козой я ходил, ты не трогай ее», - говорит третий. «Кто видел мою корову», - кричит четвертый. И так во всем. И так каждый день. Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадается под руки, прячет в свой сундук. Каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает вовсе…»
(А на доске должна «ожить» схема и появляется ее продолжение:)
2. Фронтальная беседа.
- Что произошло в доме старика? (от них ушло общее счастье)
- Почему общее счастье покинуло семью старика?
Представь себе, что ты услышал такие ответы на этот вопрос:
А. Мне кажется, что «общее счастье» ушло из дома старика потому, что в начале сказки слишком часто повторяется число 13. Это число является несчастливым;
Б. Нет, причина в другом. В доме старика слишком много народа, они и мешали друг другу;
- Правильно ли ребята объясняют причину ухода Общего Счастья? Если у тебя возникло другое мнение, выскажи его.
- Остались ли они счастливы, после раздела имущества?
- Слышны ли были ласковые слова, и смех в доме старика после раздела имущества?
3. Опираясь на схему, полученную при работе с отрывком сказки, подвожу детей к выведению алгоритма.
- Какое «общее счастье»? (близко с понятием «общий множитель» у данного выражения). Выделяем его в сердечко.
- Сколько «сыновей» делили между собой богатство? Обозначим их в , , (обратить внимание : выделяем вместе со знаками!)
- Сколько «сыновей», столько маленьких семей появляется после раздела. Значит, столько раз появится
- И у каждого появится новый хозяин , , .
- В данной схеме нет знаков! Теперь впишем в схему наши числа
- Следующий шаг – перепишем данное выражение без символов
(Работа со знаками в произведениях детям понятна.)
Х (+ Y) (+7)
-5 * Х -5 * (+ Y) -5 * (+7) = -5Х -5Y -35
-Итак, что заметили?
Вывод: Мы познакомились с операцией раскрытия скобок.
При раскрытии скобок необходимо:
1) Знать общий множитель;
2)Повторить множитель столько раз, сколько слагаемых в скобках;
3) Уметь находить произведения.
V. Первичное закрепление нового материала
Цель: закрепить умение раскрывать скобки, применяя распределительное свойство.
Раскрыть скобки, по алгоритму:
- 5* (-7-а)= * (-7) * (-а)
-5 * (7-а)= *7 * (-а)
(-2)*(-х–у)=-2 -2
Вывод: использование данных символов нам позволило «увидеть» алгоритм раскрытия скобок.
VI. Закрепление изученного.
Цель: отрабатывание алгоритма, работа со словарем.
1. Продолжаем рисовать символы и работать по сказочному алгоритму, даем ему название «общее счастье»
- № 519 б;
- рабочая тетрадь № 2, № 17.2 (стр. 4)
2. Раскройте скобки, выберите правильный ответ и заполните таблицу
1. (-3) * (а -7) = | ||
К. - 3а – 7 | Б. - 3а – 21 | Д. - 3а + 21 |
2. – 8 (в + 2) = | ||
И. – 8в + 2 | О. – 8в – 16 | Р. – 8в + 16 |
3. 6 (t – n) = | ||
Б. 6t – 6n | Т. 6t – n | А. 6t + 6n |
4. – 5 (х – 3) = | ||
В. – 5х – 3 | С. – 5х – 15 | Р. – 5х + 15 |
5. – 2 (у – 6) = | ||
И. – 2у – 12 | Е. – 2у + 12 | Й. – 2у – 6 |
6. 7 (-2 + с) = | ||
К. – 14 + с | В. – 14 - 7с | Т. – 14 + 7с |
7. – 4 (d – 2) = | ||
Л. – 4d + 8 | О. – 4d – 8 | Я. – 4d – 2 |
8. – 9 (n – v) = | ||
М. – 9n – 9v | Ь. 9n + 9v | В. 9n – v |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
-Найдите значение слова «добродетель» в словаре Ожегова.
Добродетель – добрая привычка, внутреннее стремление к совершению добра
3. Выбери наиболее подходящий для тебя афоризм, который совпадает с твоими выводами:
А. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей; Д. Дидро
Б. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон
В. При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. Саллюстий
VII. Домашнее задание.
Ответь на вопросы:
- Согласен ли ты с тем, что счастье может быть только общим?
- Чтобы спросил у «общего счастья» ты?
- Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?
Выполнить номера, используя символы (если испытываешь затруднения)
№ 521 аб
№ 522 аб
№ 543 а
№ 544 а
VIII . Итог урока
-Чему научились на уроке?
Посей поступок – пожнешь привычку,
Посей привычку – пожнешь добродетель или порок,
Посей добродетель или порок – пожнешь характер,
Посей характер – пожнешь судьбу.
P.S. вторую часть сказки можно использовать подобным образом на уроках «Упрощение выражений».