Опыт работы учителей Кировского р-на Санкт-Петербурга по частично-безотметочному методу обучения

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Педагогические исследования, ориентированные на поиск подходов к решению проблемы оценивания учащихся, часто освещаются в различной печати. Много идёт споров, как оценивать знания и умения учащихся на современном этапе. Одна часть высказываний доказывает, что отметка необходима на всех этапах обучения, начиная со 2 класса, другая часть за то, чтобы работать без отметок, так как отметка унижает достоинство ребёнка, а некоторые высказываются за расширение бальной системы.

Система оценочности – серьезная технологическая проблема в обучении. Проверка и оценка достижений младшего школьника – это существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогическим и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования.

Более двух с половиной столетий в нашей стране пользуются в школах отметками, предложенными Яном Амосом Каменским. Нам кажется, что эта форма в современных условиях приносит больше вреда, чем пользы. Ещё К.Д.Ушинский в своих работах подвергал критике применение в школах царской России проверку и оценку знаний и рассматривал пагубное влияние баллов с трёх позиций: на преподавание, на успехи и на нравственное воспитание.

Л.Н.Толстой более 100 лет тому назад определил условия, которые вызывают у учащихся желание, интерес и потребность к учебным занятиям. В системе обучения, созданной великим писателем большое внимание уделяется индивидуальному подходу к учащимся, организации их самостоятельной работы, развитию мышления детей.

Известный учёный-хирург Н.И.Пирогов, герой Севастополя, 5 лет был попечителем учебных округов. Его особенно сильно возмущала оценка познаний и поведения цифрами. Н.И.Пирогов предлагал более простой и понятный словесный способ.

Критика бальной системы велась всю вторую половину XIX века. Появлялись такие статьи, в которых призывали отменить всякие отметки во всём обучении. В начале XX века таких призывов стало значительно больше. Известный педагог С.Т.Шацкий на всю жизнь сохранил негативное отношение к оценке знаний баллами. Талантливый педагог В.А.Сухомлинский справедливо заметил, что неудовлетворительная отметка для ребёнка – “большое горе”, и он в своей учебной практике отказался от их выставления.

Эта острая проблема стоит и сегодня. Почему такое внимание к этой теме?

Любой труд требует оценки. Для маленьких детей очень важно, как относятся к их труду, но маленького человека сначала надо научить трудиться. У ребёнка необходимо сформировать правильное отношение к оценке. Учащиеся 6-7 лет, которые переступили порог школы, не способны давать правильную оценку, как своему труду, так и труду своего товарища. Что же нас не устраивает в оценочной деятельности?

Очень внимательно несколько раз мы читали и изучали материалы круглого стола, проведённого в редакции журнала “Начальная школа” (материалы опубликованы в №10, 2006 г., “Контроль в начальной школе”).

Этот вопрос давно волнует учителей и методистов начальных классов нашего района. Если ученик за каждым ответом будет думать о получении положительной отметки, то никогда не будет учения с увлечением. Мы не сможем сформировать активную созидательную личность, а ведь только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и свою деятельность. Через обучение мы должны воспитать творческую развитую личность, которая способна видеть и правильно оценивать свои поступки. Чтобы вырастить в ребёнке эти способности, потребность в творчестве, необходимо поддерживать в нём то, что связано с его личностным развитием. Обучение должно быть развивающим. Но оно не может считаться таковым, если учитель в своих подходах сводит оценивание учащихся только к своевременному выставлению отметок.

Еще в 1987 г. в беседе с учителями в школе № 387 преподаватель Лениградского Государственного педагогического института им. А.И.Герцена Бельтюкова Г.В., раскрыв классный журнал, попросила учителя объяснить, указав на выставленные отметки за устные ответы по математике, за какие конкретно знания, умения и навыки они поставлены. Учитель этого сделать не смог, так как прошло время. Все забыли: и учитель, и ученик, за что получена данная отметка: решалась ли задача или проверялись вычислительные навыки, а может быть это знание теоретического материала? А как учитель будет учитывать данные отметки при выставлении итога за четверть? Учитель не поставит итоговую отметку “2” или “4” по результатам устных ответов, если за контрольные работы у него стоят тройки. Так нужна ли эта “немая” цифра в журнале? Она указывает лишь на формальность текущего контроля. Стали думать дальше. Через печать познакомились с опытом коллег за рубежом. Мы увидели, что там давно уже отсутствуют отметки за текущий контроль. А чем хуже наши дети? Мы понимаем, что оценивать надо не учащегося, а его деятельность, достижения, его умения пользоваться полученными знаниями. Главная цель оценки – стимулировать познания. Необходимо дать понять любому ученику, даже самому отстающему, слабому, что он может хорошо учиться, что он способный.

Вот с 1987 г. мы и начали думать над этой проблемой и вышли на частично - безотметочный метод обучения, т.е. оставили отметки только за тематические самостоятельные и контрольные работы, а при устных ответах перешли к словесному оцениванию. Сначала оценку давал только учитель, а потом стали привлекать учащихся. Учили их анализировать свои ответы, что получилось, что нет, таким образом, вышли на самооценку. Постепенно стали привлекать учащихся к оцениванию ответа товарища. Решение проблемы оценивания достижений учащихся в начальной школе тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. При переходе на частично - безотметочный метод обучения необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки. Речь идёт о качественно новом обучении. Используя метод Ш.А.Амонашвили, мы стали давать детям образцы ответов, чтобы сформировать у них правильное отношение к оцениванию, научить критериям. На методических объединениях учителя разрабатывали различные критерии к ответам по разным предметам, где учитывались правильность, полнота, глубина ответа, верно ли доказано решение задачи, понятно ли было детям и т.д.

Устный ответ

Правильность
Полнота
Самостоятельность
Дружно
Темп работы
Выразительность

Письменная работа

Правильность
Полнота
Самостоятельность
Каллиграфия

Сильные ученики быстро овладели и стали хорошими помощниками учителя. Постепенно дети привыкали к оцениванию своей работы. Педагоги приучали младших школьников к тому, что каждая работа должна быть проверена учеником. Большое внимание уделяли анализу письменных работ, сравнивали предыдущую работу с последующей. Например, написание слов с парными согласными. А как была выполнена предыдущая работа? Какого успеха достиг ученик в следующей?

Что дает такой способ оценивания? Ученик видит свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Детям стало интереснее учиться, ушла неуверенность и боязнь получить плохую отметку. Изменилась речь учащихся, они научились давать более развернутые ответы, спокойно оценивать свои возможности в выборе разноуровневого задания, видеть свои отрицательные моменты и вовремя попросить помощи по данному вопросу. По-другому учителя посмотрели и на создание атмосферы в классе. Дети на уроках стали более раскованными. Они не стыдятся своих ошибок, спокойно указывают на ошибку товарища и рассматривают это, как помощь другу. Умеют выслушать чужое мнение, не забывают и похвалить товарища. Особенно рады, когда слабый ученик или пропустивший занятие по болезни дает полный ответ. Тут могут раздаться и аплодисменты. Это достигается путём сотрудничества между учителем и учащимися. Отсюда наши учителя легче стали выходить на разноуровневое обучение. При выполнении самостоятельных работ у школьников появилась ситуация выбора. Они стали увереннее в себе, критичнее.

Анкетирование, проведённое среди учащихся, показывает, что мнения детей разделились. Те, кому нравится получать отметки, отмечали, что за них хвалят, с ними интересно, привычно учиться с отметками. Те дети, которые хотели бы работать без отметок, указывали на отсутствие страха, волнения, беспокойства во время ответа, т.е. на создание комфортной обстановки в классе.

Мы понимаем, что частично - безотметочное обучение создает благоприятные условия для воспитания и развития учащихся, для совершенствования качества обучения, но это возможно, только если учитель методически грамотен, в системе работает над усовершенствованием способов и приёмов различного вида контроля. Для этого в помощь в работе методическим объединениям мы регулярно проводим семинары для председателей МО и учителей.

Год ГОУ Тема семинара Для кого проводился семинар
1997 538 “Безотметочный и частично-безотметочный метод обучения” Зам. дир. по УВР
1999 387 “Формирование оценки и самооценки у младшего школьника” Зам. дир. по УВР
2006 Лицей 387 “Формирование оценки и самооценки у младшего школьника” Учителя района
2006 223

503

386

“Система оценивания учебных достижений младших школьников” Председатели МО (по округам)

Так на семинаре в лицее 387 завучи школ ознакомились с видами оценочной деятельности и использованием их на практике:

  • Оценка учителя как эталон оценивания ученика

- Послушайте, как я буду оценивать ответ ученика …(работу в паре, группе, класса на этапе урока)

- Обратите внимание, что учитывать при оценивании.

  • Коллективная оценка работы класса, группы, ученика по указанным критериям

(ответ у доски, развёрнутый ответ, ответ с места)

  • Взаимооценка работы в паре (в группе)

- Кому понравилась работа в паре?

- Кому помогали работать в паре? Поблагодарите за помощь.

  • Самооценка – оценка своей самостоятельной работы (в классе, дома).
  • Коррекционная оценка учителем работы ученика при помощи поощряющих слов.
  • Формирование самооценки при выборе задания из нескольких заданий разной сложности.
  • Высказывание ученика при подведении итога урока о той форме работы, которая ему понравилась.

Мы постоянно совершенствуем эту работу, и на последующих семинарах со своим опытом выступали завучи уже других образовательных учреждений.

Мы считаем, что этот вопрос надо обсуждать не только на уровне района, но и в городе, регионе, стране. Поэтому учителя нашего района рассказывали о своем опыте работы по данной теме на страницах журнала “Начальная школа”:

  • Радюпова Л.А. “Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников”, № 1, 1992 г.
  • Радюпова Л.А. “Из опыта работы по математике в 1-2 классах четырехлетней начальной школы”, № 7, 1995 г.
  • Радюпова Л.А.,.Савина Л.П. “Задания по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления”, № 11, 1999 г.

Ежегодно, подводя итоги работы, мы проводим районные конференции, к которым выпускаем методические сборники. В них учителя района представляют опыт своей работы, в том числе и по частично-безотметочному методу обучения.

Если каждый день вести работу по формированию правильной самооценки, тогда ученик может взять нагрузку по силам, привыкнет за годы обучения в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Именно тогда, перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору факультативов, программ, профильному обучению.