Урок обучения грамоте по программе "Школа — 2100" по теме: "Звуки [д] , [д' ] и буква д"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели.

  • познакомить с согласными звуками [д], [ д'], буквой д;
  • учить дифференцировать звуки [д], [д'];
  • формировать навык чтения;
  • обогащать словарный запас детей;
  • продолжить пропедевтическое ознакомление детей с морфемами слова словообразованием, пунктуацией(многоточие) ;
  • развивать интерес к чтению и желание читать;
  • создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;
  • продолжить воспитание доброты, отзывчивости, любви к родным и окружающим людям.

1. Организационный момент.

1.1. Включение детей в деятельность.

Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

1. 2. Выделение содержательной области.

- Сегодня к нам пришли озорной Домовёнок Кузя и дедушка Домовой.

- А почему они пришли и тему нашего урока, вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.

* На доске появляется картинка.

Тут наш... (дом)

*картинка дома

- Над домом... (дым)

*картинка дыма

- У дома (дерево)

*картинка дерева

- На дереве... (дупло)

*картинка дупла

- У дупла... (дятел)

*картинка дятла

- К дому ведет....(дорожка)

*картинка дорожки

- У дома сидит (дед)

*картинка деда

- Это отдельные предложения или текст? Почему?

(* предложения связаны по смыслу;

*можно дать название)

- Придумаем заглавие.

- Повторить весь текст с заглавием.

2. Постановка учебной проблемы.

2.1. Фиксирование в громкой речи.

Что заметили интересного в тексте?

Назовите слова, которые вы добавляли.

(дом, дуб, дятел, дым, дорожка, дедушка)

Откройте Азбуку на с. 94.

2.2. Сформулируйте тему и цели урока.

*Тема урока: "Звуки [д], [д'] и буква "дэ" "

*Цели: -познакомиться со звуками [д], [д'] и буквой, которая их обозначает;

- учиться отличать звуки [д], {д'];

- учиться читать и писать слоги, слова с новой буквой.

3. "Открытие" детьми нового знания

3.1.Включение детей в ситуацию выбора метода решения прблемы.

- Произнесите слово - домовёнок, выделяя первый звук.

- Назовите этот звук. Охарактеризуйте звук [Д].

Звук [Д] согласный, звонкий, твердый.

- Произнесите слово - дедушка. Выделите первый звук.

- Охарактеризуйте звук [Д']

Звук [Д'] — согласный, звонкий, мягкий.

- Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.

3.2. Упражнение в звуковом анализе. Работа с кассой букв.

- Составить звуковые модели слов дом и дед.

- Дать характеристику первым звукам и сравнить их.

3.3.Знакомство с буквой.

- Какой буквой обозначим звуки [Д], [Д ']? ("ДЭ"). Назовите её место в алфавите. Покажите букву Д.

- На что похожа буква "Д"?

ФОНОГРАММА

3.4. Фиксирование нового понятия в языке.

- Расскажите домовёнку Кузе, как мы должны раскрасить схему - человечка с буквой "Д" и почему?

*буква [Д] обозначает согласный звонкий звук [Д] и согласный звонкий звук [Д'], значит, рисуем желтый колпачок - звоночек. Звук [Д] - твердый, один ботиночек закрашиваем синим, звук [Д'] мягкий - второй ботиночек закрашиваем зелёным.

ФИЗМИНУТКА.

1.Инсценировка.

Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная. Этот домик - буква Д

В домике - окошко,
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

2. Музыкальная.

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно,
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук, тук - дверь открой,
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай,
Лапу подавай.

4. Первичное закрепление.

4.1. Выполнение типовых заданий.

- Домовёнок хочет с вами поиграть.

а) Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Орден, домино, дудочка, Дюймовочка, подушка, дети, солдат, гвоздика, Денис, звезда, белочка.

- Кузя пригласил свою тетушку Сову.

Внимательно послушайте её и запомните слова с новыми звуками. Видеозапись "Сказочная Азбука".

б) Прописи с. 14.

1. Работа по картинке.

- Назовите слова со звуком [Д], затем слова со звуком [Д1].

2. Гимнастика для пальцев. (Фонограмма)

3. Дорисовывание картинки. Составление предложений.

- Для того чтобы записать ваши предложения, сначала научимся писать букву.

4. Письмо элементов строчной буквы Д.

- Чем отличается письменная буква от печатной?

- Из каких элементов состоит буква?

- В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).

Учитель показывает образец на доске, дети пишут в воздухе, на ладошке, в прописях.

Физминутка.

5. Самостоятельная работа с проверкой.

Чтение слогов в азбуке.

- Научим читать Домовёнка!

- Чтение слогов про себя.

- Прочитать слоги, где звук [Д1] произносится мягко.

- Прочитать слоги, где звук [Д] произносится твёрдо.

- Прочитать слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.

- Прочитать слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.

- Прочитать первую строчку с интонацией радости.

- Прочитать вторую строчку с интонацией грусти.

- Что заметили?

*Буквы Д и Т - парные звонкие и глухие согласные.

Физминутка.

Прописи.

Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.

Подчеркивание самых красивых букв.

-Чем отличаются соединения в написании ДО и ОД?

-Дополнить слоги до слов.

Физминутка.

Азбука.

1. Чтение столбиков слов.

- Почитать столбики про себя, подчеркнуть непонятные слова.

1.Объяснение непонятных слов.

Дума - мысль

Душа - жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа;

Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.

Дол - низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.

1 столбик.

- Что общего? Какое слово лишнее?

(*душа - ударение на втором слоге)

* дышит - обозначает действие.

- Прочитайте слово, где все согласные звонкие.

- Прочитайте слово, в котором есть опасное место. Подчеркните.

2 столбик,

- Прочитайте слова с мягким согласным звуком.

- Что заметили? На какие группы можно разбить? Выделите корень дом-, -дол-.

3 столбик.

- Какое слово лишнее? (дым - 1 слог).

- Все слова в этом столбике однокоренные, т.к. есть общая часть ды-. Так прошептал мне Домовёнок. Согласны ли вы с ним?

4 столбик.

- Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

- Что заметили? Выделите корень дар-

- Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?

- Домовёнок интересуется, как правильно дарить подарки?

5 столбик.

- Какое слово лишнее? Почему?

- А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во множественном числе)

- Что объединяет все прочитанные слова? Охарактеризуйте звуки [Д], [Д1].

Составление предложений с прочитанными словами.

Физминутка.

Прописи с. 15.

1. Списывание слов с письменного образца по заданию.

1 строчка.

- Найти слова, которые отличаются одним звуком (дом, дым).

- На что обратим внимание при написании этих слов? (соединение с буквой М).

- Слово, в котором глухих согласных звуков больше, чем звонких (доска). Что заметили в этом слове? (опасное место). Устно подберите проверочное слово.

2 строчка.

- Слово, состоящее из одного слога. Докажите. (Дно)

- Слово, в котором встречается мягкий согласный звук [Д1] и два слога (один).

/

Слово, которое соответствует схеме ---/--/ (градина)

Объяснить значение: замороженные на воздухе дождевые капли.

2. Запись слов по картинкам. Словообразование. Беседа о лекс. значении слов.

Отгадайте ребусы.

- Что такое дом? (строение для житья)

- А для чего авторы нарисовали эти дома?

- Запись слов. Выделение корня.

- Мне кажется, что Кузя догадался, почему его и его дедушку назвали "домовым". Кто такие "домовые"? (это странные невидимые существа, которые являются хранителями дома).

- Домовые хотят с нами подружиться. Домовенок хочет стать нашим... (другом)

А Оля будет его... (подругой). Что можете сказать об этих словах: друг и подруга? (Однокоренные). Найдите эти слова в прописи, выделите корень.

- Дедушка Домовой спрашивает: знаете ли вы, что такое дружба? Что значит дружить?

- Расскажите Кузе и его дедушке, кто есть у вас дома? Как их назвать одним словом? (родные, родители)

- Найдите в прописи слова с таким же значением. Какие это слова? Выделите корень.

Родина - место рождения; земля, государство, где родился.

Род - поколение, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи. Родник - исток реки. По происхождению, тоже однокоренные.

- Кто для вас самый родной человек? Какие слова о своей маме вы скажете нам? (Дорогая, добрая, родная)

- Как понимаете пословицу "Лучше нет дружка, чем родная матушка".

- Что хотите пожелать своей маме и всем родным? (здоровья, радости, добра, удачи).

3. Орфографическое чтение 2 столбика. Наблюдение над произношением и написанием.

Прочитать так, как написано.

- Произнести слова.

- Что заметили? Когда не совпадает написание и произношение слов? (когда согласный находится на конце слова в слабой позиции)

- Почему на конце пишется д? Устно подобрать проверочные слова. Согласную букву д на конце слова подчеркнуть.

3. Списывание предложения с печатного образца.

Подчёркивание опасных мест. Повторение правил написания предложения.

- Домовёнок списал предложение

У Лиды подруга лада.

- Найти ошибки.

Физминутка.

Дедушка Домовой приглашает нас в деревню.

По дороге мы идем.
Пусть далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.

Стихотворение сопровождается действиями.

5. Повторение.

- А вот и деревня! Что мы делали в пути? (сидели, отдыхали). Под каким деревом? (под дубом). Какая была дорога? (дальняя, трудная, длинная).

1.Чтение текста. Наблюдение над предлогами.

- Авторы тоже составили текст по картинке. Давайте прочитаем.

Чтение про себя.

По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.

Озаглавливание.

2.Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок".

- В каких сказках встречается печка?

На доске ключевые слова:

Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.

2. Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова на доске подчеркиваются по мере их появления в тексте.

- Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение.

-Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался).

3-е предложение.

- Какой вопрос зададим тексту? - Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома).

4-е предложение.

- Каким был Дымок? (Любознательным), А как в тексте об этом узнаем?

5-е предложение.

- Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

6-е предложение. (Чтение и подтверждение).

- Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте. Выпалил, что означает это слово? (Сказал

очень быстро громко).

- Что произойдет дальше с ним? (Предположения). Читайте 7-е предложение не спеша.

7-е предложение.

И....(предупредить о выразительном чтении - длинная пауза).

8-е предложение.

-Что же случилось с Дымком? Почему? (растаял. Не успела предупредить труба).

9-е предложение.

- Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

- А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.

- Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?

- Чему учит текст? Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.

6. Итог урока.

5.1. Рефлексия деятельности на уроке.

- Что нового узнали, чему научились?

- Дайте характеристику звукам [Д], [Д1].

- Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа? Почему?

Звуки [Д], [Д1] в загадках, пословицах и поговорках.

ФОНОГРАММА.

- Послушайте загадки дедушки Домового. Объясните смысл пословиц и поговорок. Подарки от Домового (конфета под сиденьем стула).

5.2. Самооценка собственной деятельности на уроке.

Как вы сегодня поработали?

Что интересного было на уроке?