Цели.
- познакомить с согласными звуками [д], [ д'], буквой д;
- учить дифференцировать звуки [д], [д'];
- формировать навык чтения;
- обогащать словарный запас детей;
- продолжить пропедевтическое ознакомление детей с морфемами слова словообразованием, пунктуацией(многоточие) ;
- развивать интерес к чтению и желание читать;
- создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;
- продолжить воспитание доброты, отзывчивости, любви к родным и окружающим людям.
1. Организационный момент.
1.1. Включение детей в деятельность.
Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
1. 2. Выделение содержательной области.
- Сегодня к нам пришли озорной Домовёнок Кузя и дедушка Домовой.
- А почему они пришли и тему нашего урока, вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.
* На доске появляется картинка.
Тут наш... (дом)
*картинка дома
- Над домом... (дым)
*картинка дыма
- У дома (дерево)
*картинка дерева
- На дереве... (дупло)
*картинка дупла
- У дупла... (дятел)
*картинка дятла
- К дому ведет....(дорожка)
*картинка дорожки
- У дома сидит (дед)
*картинка деда
- Это отдельные предложения или текст? Почему?
(* предложения связаны по смыслу;
*можно дать название)
- Придумаем заглавие.
- Повторить весь текст с заглавием.
2. Постановка учебной проблемы.
2.1. Фиксирование в громкой речи.
Что заметили интересного в тексте?
Назовите слова, которые вы добавляли.
(дом, дуб, дятел, дым, дорожка, дедушка)
Откройте Азбуку на с. 94.
2.2. Сформулируйте тему и цели урока.
*Тема урока: "Звуки [д], [д'] и буква "дэ" "
*Цели: -познакомиться со звуками [д], [д'] и буквой, которая их обозначает;
- учиться отличать звуки [д], {д'];
- учиться читать и писать слоги, слова с новой буквой.
3. "Открытие" детьми нового знания
3.1.Включение детей в ситуацию выбора метода решения прблемы.
- Произнесите слово - домовёнок, выделяя первый звук.
- Назовите этот звук. Охарактеризуйте звук [Д].
Звук [Д] — согласный, звонкий, твердый.
- Произнесите слово - дедушка. Выделите первый звук.
- Охарактеризуйте звук [Д']
Звук [Д'] — согласный, звонкий, мягкий.
- Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.
3.2. Упражнение в звуковом анализе. Работа с кассой букв.
- Составить звуковые модели слов дом и дед.
- Дать характеристику первым звукам и сравнить их.
3.3.Знакомство с буквой.
- Какой буквой обозначим звуки [Д], [Д ']? ("ДЭ"). Назовите её место в алфавите. Покажите букву Д.
- На что похожа буква "Д"?
ФОНОГРАММА
3.4. Фиксирование нового понятия в языке.
- Расскажите домовёнку Кузе, как мы должны раскрасить схему - человечка с буквой "Д" и почему?
*буква [Д] обозначает согласный звонкий звук [Д] и согласный звонкий звук [Д'], значит, рисуем желтый колпачок - звоночек. Звук [Д] - твердый, один ботиночек закрашиваем синим, звук [Д'] мягкий - второй ботиночек закрашиваем зелёным.
ФИЗМИНУТКА.
1.Инсценировка.
Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная. Этот домик - буква Д
В домике - окошко,
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.
2. Музыкальная.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно,
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук, тук - дверь открой,
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай,
Лапу подавай.
4. Первичное закрепление.
4.1. Выполнение типовых заданий.
- Домовёнок хочет с вами поиграть.
а) Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Орден, домино, дудочка, Дюймовочка, подушка, дети, солдат, гвоздика, Денис, звезда, белочка.
- Кузя пригласил свою тетушку Сову.
Внимательно послушайте её и запомните слова с новыми звуками. Видеозапись "Сказочная Азбука".
б) Прописи с. 14.
1. Работа по картинке.
- Назовите слова со звуком [Д], затем слова со звуком [Д1].
2. Гимнастика для пальцев. (Фонограмма)
3. Дорисовывание картинки. Составление предложений.
- Для того чтобы записать ваши предложения, сначала научимся писать букву.
4. Письмо элементов строчной буквы Д.
- Чем отличается письменная буква от печатной?
- Из каких элементов состоит буква?
- В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).
Учитель показывает образец на доске, дети пишут в воздухе, на ладошке, в прописях.
Физминутка.
5. Самостоятельная работа с проверкой.
Чтение слогов в азбуке.
- Научим читать Домовёнка!
- Чтение слогов про себя.
- Прочитать слоги, где звук [Д1] произносится мягко.
- Прочитать слоги, где звук [Д] произносится твёрдо.
- Прочитать слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.
- Прочитать слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.
- Прочитать первую строчку с интонацией радости.
- Прочитать вторую строчку с интонацией грусти.
- Что заметили?
*Буквы Д и Т - парные звонкие и глухие согласные.
Физминутка.
Прописи.
Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.
Подчеркивание самых красивых букв.
-Чем отличаются соединения в написании ДО и ОД?
-Дополнить слоги до слов.
Физминутка.
Азбука.
1. Чтение столбиков слов.
- Почитать столбики про себя, подчеркнуть непонятные слова.
1.Объяснение непонятных слов.
Дума - мысль
Душа - жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа;
Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.
Дол - низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.
1 столбик.
- Что общего? Какое слово лишнее?
(*душа - ударение на втором слоге)
* дышит - обозначает действие.
- Прочитайте слово, где все согласные звонкие.
- Прочитайте слово, в котором есть опасное место. Подчеркните.
2 столбик,
- Прочитайте слова с мягким согласным звуком.
- Что заметили? На какие группы можно разбить? Выделите корень дом-, -дол-.
3 столбик.
- Какое слово лишнее? (дым - 1 слог).
- Все слова в этом столбике однокоренные, т.к. есть общая часть ды-. Так прошептал мне Домовёнок. Согласны ли вы с ним?
4 столбик.
- Прочитайте слова с радостью, с восторгом.
- Что заметили? Выделите корень дар-
- Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?
- Домовёнок интересуется, как правильно дарить подарки?
5 столбик.
- Какое слово лишнее? Почему?
- А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во множественном числе)
- Что объединяет все прочитанные слова? Охарактеризуйте звуки [Д], [Д1].
Составление предложений с прочитанными словами.
Физминутка.
Прописи с. 15.
1. Списывание слов с письменного образца по заданию.
1 строчка.
- Найти слова, которые отличаются одним звуком (дом, дым).
- На что обратим внимание при написании этих слов? (соединение с буквой М).
- Слово, в котором глухих согласных звуков больше, чем звонких (доска). Что заметили в этом слове? (опасное место). Устно подберите проверочное слово.
2 строчка.
- Слово, состоящее из одного слога. Докажите. (Дно)
- Слово, в котором встречается мягкий согласный звук [Д1] и два слога (один).
/
Слово, которое соответствует схеме ---/--/ (градина)
Объяснить значение: замороженные на воздухе дождевые капли.
2. Запись слов по картинкам. Словообразование. Беседа о лекс. значении слов.
Отгадайте ребусы.
- Что такое дом? (строение для житья)
- А для чего авторы нарисовали эти дома?
- Запись слов. Выделение корня.
- Мне кажется, что Кузя догадался, почему его и его дедушку назвали "домовым". Кто такие "домовые"? (это странные невидимые существа, которые являются хранителями дома).
- Домовые хотят с нами подружиться. Домовенок хочет стать нашим... (другом)
А Оля будет его... (подругой). Что можете сказать об этих словах: друг и подруга? (Однокоренные). Найдите эти слова в прописи, выделите корень.
- Дедушка Домовой спрашивает: знаете ли вы, что такое дружба? Что значит дружить?
- Расскажите Кузе и его дедушке, кто есть у вас дома? Как их назвать одним словом? (родные, родители)
- Найдите в прописи слова с таким же значением. Какие это слова? Выделите корень.
Родина - место рождения; земля, государство, где родился.
Род - поколение, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи. Родник - исток реки. По происхождению, тоже однокоренные.
- Кто для вас самый родной человек? Какие слова о своей маме вы скажете нам? (Дорогая, добрая, родная)
- Как понимаете пословицу "Лучше нет дружка, чем родная матушка".
- Что хотите пожелать своей маме и всем родным? (здоровья, радости, добра, удачи).
3. Орфографическое чтение 2 столбика. Наблюдение над произношением и написанием.
Прочитать так, как написано.
- Произнести слова.
- Что заметили? Когда не совпадает написание и произношение слов? (когда согласный находится на конце слова в слабой позиции)
- Почему на конце пишется д? Устно подобрать проверочные слова. Согласную букву д на конце слова подчеркнуть.
3. Списывание предложения с печатного образца.
Подчёркивание опасных мест. Повторение правил написания предложения.
- Домовёнок списал предложение
У Лиды подруга лада.
- Найти ошибки.
Физминутка.
Дедушка Домовой приглашает нас в деревню.
По дороге мы идем.
Пусть далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.
Стихотворение сопровождается действиями.
5. Повторение.
- А вот и деревня! Что мы делали в пути? (сидели, отдыхали). Под каким деревом? (под дубом). Какая была дорога? (дальняя, трудная, длинная).
1.Чтение текста. Наблюдение над предлогами.
- Авторы тоже составили текст по картинке. Давайте прочитаем.
Чтение про себя.
По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.
Озаглавливание.
2.Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок".
- В каких сказках встречается печка?
На доске ключевые слова:
Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.
2. Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова на доске подчеркиваются по мере их появления в тексте.
- Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)
2-е предложение.
-Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался).
3-е предложение.
- Какой вопрос зададим тексту? - Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома).
4-е предложение.
- Каким был Дымок? (Любознательным), А как в тексте об этом узнаем?
5-е предложение.
- Почему так думает труба? А что ответит Дымок?
6-е предложение. (Чтение и подтверждение).
- Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте. Выпалил, что означает это слово? (Сказал
очень быстро громко).
- Что произойдет дальше с ним? (Предположения). Читайте 7-е предложение не спеша.
7-е предложение.
И....(предупредить о выразительном чтении - длинная пауза).
8-е предложение.
-Что же случилось с Дымком? Почему? (растаял. Не успела предупредить труба).
9-е предложение.
- Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.
- А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
- Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
- Чему учит текст? Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.
6. Итог урока.
5.1. Рефлексия деятельности на уроке.
- Что нового узнали, чему научились?
- Дайте характеристику звукам [Д], [Д1].
- Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа? Почему?
Звуки [Д], [Д1] в загадках, пословицах и поговорках.
ФОНОГРАММА.
- Послушайте загадки дедушки Домового. Объясните смысл пословиц и поговорок. Подарки от Домового (конфета под сиденьем стула).
5.2. Самооценка собственной деятельности на уроке.
Как вы сегодня поработали?
Что интересного было на уроке?