В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями (Приложение 1). Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека.
В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся и учителей, которая подразумевает:
- умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;
- способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
- применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.
В рамках проекта “Компьютеризация городских и поселковых школ” наша школа получила 2 компьютерных класса (в 2002 г, 2005 г.), и комплект программного обеспечения с минимальным количеством электронных изданий. Кроме этого, часть учебных материалов на электронных носителях мы приобретали самостоятельно. Но все электронные издания (в основном это самоучители, репетиторы, электронные учебники) содержали авторскую трактовку учебного материала (последовательность изложения тем, формулировку заданий, подбор практических и контрольных работ). Все это ограничивало их применение в полном объеме, поскольку отсутствовала возможность адаптации содержания электронного носителя под тот вариант учебной программы, который принят в нашей школе. Учитель не мог самостоятельно выстроить порядок изложения материала, изменить структуру урока, внести поправки в последовательность аудиовизуальных иллюстраций. В результате не реализованными оставались как цели и задачи урока, так и творческий потенциал учителя.
Постоянные поиски программы, содержащей универсальную и простую инструментальную среду для создания “творческой лаборатории” учителя, увенчались успехом. В 2004 г. из Internet я узнала о конкурсе для учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе, “Кубышка медиауроков”, проводимом компанией “Кирилл и Мефодий”. В рамках конкурса предлагалось создать серию медиауроков учителям начальной школы и учителям-предметникам. Участие в конкурсе давало возможность получить в пользование информационно-компьютерную среду (ИКС) “Начальная школа” и электронные библиотеки наглядных пособий (ЭБНП) по различным предметам.
Для участия в конкурсе была сформирована творческая группа учителей школы. В нее вошли учителя начальных классов Вороцянка Л.В., Мартемьянова Т.Г., Степаненко Н.О., учитель биологии Мальцева Е.А., учитель русского языка и литературы Полуяхтова Е.И. и Крук Л.В. – учитель информатики и координатор группы.
Задачи инициативной группы были следующие:
- разработать комплекс уроков по содержательным линиям образовательных областей начальной школы (русский язык, математика, окружающий мир) с использованием ИКС “Начальная школа” и по предмету биология для средней школы с использованием ЭБНП “Биология”;
- выделить этапы урока, на которых возможно применение информационных технологий;
- разработать комплекс заданий и творческих работ для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- разработать систему проверочных работ для отслеживания результата усвоения учебного материала;
- проанализировать и обобщить опыт работы с программами, выделить их достоинства и недостатки.
У координатора группы были еще и специфические задачи:
- познакомить членов группы с возможностями программ в полном объеме;
- подсказать, на каком из этапов урока целесообразнее использовать средства, предлагаемые программами;
- научить членов группы менять структуру урока исходя из возможностей программ;
- оказать помощь в систематизации полученных знаний в области применения ИКТ.
Уже при первом знакомстве с программами мы поняли, что получили уникальный мощный инструмент для создания авторской модели любого урока по любому предмету.
ИКС “Начальная школа” и ЭБНП “Биология” входят в состав учебно-методического комплекса (УМК) “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 – медиатека” и включают в себя следующие основные разделы, которые наша группа использовала при создании системы уроков (разработки отдельных тем уроков приведены в Приложении 2 и Приложении 3):
- Медиатека. Здесь хранятся все доступные мультимедийные информационные объекты. Раздел является открытым, что позволило нам включить в него новые информационные объекты (ИО) и редактировать атрибуты существующих ИО.
- Конструктор заданий и презентаций. С помощью “конструктора” мы смогли создать задания и презентации к урокам, а ученики сформировали наборы необходимых материалов в ходе индивидуальных занятий для создания мультимедиа-сочинений, докладов и рефератов.
- Плеер презентаций. Содержащийся здесь набор инструментов и сервисов, предназначенных для автономного воспроизведения презентаций, позволил осуществлять управление просмотром демонстрационной последовательности наглядного материала, регулировать уровень громкости звукового сопровождения.
Кроме этого каждый учитель смог создать “Индивидуальный портфель”, т. е. собрать и систематизировать комплекс материалов к урокам, разработать тематическое планирование.
Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя. Например, учитель биологии Мальцева Е. А. смогла сделать свои уроки более интересными и красочными, используя
- реалистический визуальный ряд, который включает фотографии ученых-биологов, объектов исследования и видеофрагменты с демонстрацией процессов жизнедеятельности живых организмов;
- синтезированный визуальный ряд, который включает анимацию, трехмерную модель (3D-модель), таким образом, создается более точное представление об объекте исследования;
- звуковой ряд, который представлен в виде
дикторского текста, комментария к изображению на
экране;
Этот комментарий был создан самим учителем. - символьные объекты и деловую графику (диаграммы, схемы, таблицы, формулы);
- компьютерное моделирование (виртуальную реальность, объекты интерактивного взаимодействия, игры).
Все ИО применялись на различных этапах проведения урока. Варианты их использования определялись конфигурацией компьютерной техники, имеющейся в распоряжении учителя информатики. Поскольку в нашей школе 2 компьютерных класса (первый снабжен принтером, а второй – принтером и проектором), то это дает возможность более широкого использования УМК. В первом классе при конфигурации “компьютер + принтер” используются ИО:
- при индивидуальной работе с учениками (демонстрация ИО по теме исследования, показ презентации, проектная деятельность, проведение тренингов, тестов, игровых упражнений на закрепление приобретенных знаний);
- при разработке раздаточного иллюстративного материала.
Во втором классе с помощью проектора демонстрируются на экране ИО, обеспечивающие развернутую комбинированную информацию с помощью средств мультимедиа:
- подача информации для объяснения новой темы или обсуждения пройденного материала;
- возможность обеспечения самостоятельной работы учеников (опрос, тестирование) по созданным самим учителем материалам теста.
Два компьютерных класса (1 рабочее место учителя + 8 рабочих мест ученика; 1 рабочее место учителя + 7 рабочих мест ученика) объединены в локальную одноранговую сеть. В процессе работы есть возможность предоставлять доступ ученикам к файлам презентации, ИО по изучаемой теме, кроме того, можно транслировать презентации на экраны компьютеров учеников с синхронным пояснением к увиденному.
В таблице приводятся варианты использования ИО для автоматизированного рабочего места учителя в двух классах.
Варианты использования УМК учителем
Этапы проведения урока |
Компьютер + принтер |
Компьютер + проектор |
Компьютерный класс |
Объяснение нового материала | Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Создание наглядного раздаточного материала | Подбор анимированных информационных объектов по теме урока. Создание мультимедийной презентации | Подбор мультимедийного материала по теме урока. Создание мультимедийной презентации для составления опорного конспекта учащихся. Трансляция презентации на компьютеры учеников. |
Контроль усвоения пройденного материала | Разработка контрольных и самостоятельных работ | Организация интегрированных занятий с использованием информационных объектов при объяснении нового материала. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. | Разработка тестовых интерактивных
заданий. Разработка электронных рабочих тетрадей школьников. |
Закрепление материала | Составление мультимедийных материалов с использованием ИО медиатеки. | Составление мультимедийных материалов
с использованием ИО медиатеки. Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным материалам. |
Составление мультимедийных материалов
с использованием ИО медиатеки. Проведение виртуальных лабораторных работ. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках с использованием ИО. |
Дополнительное образование | Организация проектной деятельности
учащихся. Подготовка материалов для школьных конкурсов и олимпиад. |
Проведение защиты проектов учащихся по теме исследования | Организация создания и корректировки мультимедийных проектов учащихся. Проведение школьных конкурсов и олимпиад |
Внеклассная работа | Создание собственной базы данных
с использованием ИО Виртуальной Школы Кирилла и
Мефодия. Создание методической мультимедийной библиотеки. |
Работая с УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 – медиатека” я убедилась, что он обладает рядом существенных достоинств, как для учителя, так и для ученика.
УМК позволяет |
|
ученику: |
учителю: |
– проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения; | – самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения уроков; |
– осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками; | |
– получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей (3D-моделей); | – отойти от традиционной формы проведения урока; |
– формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения; | – развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы; |
– работать в индивидуальном темпе; | – создавать вариативные проверочные работы (тестовые и контрольные задания), учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся; |
– формировать навыки самоконтроля; | – быстро анализировать успеваемость и отслеживать динамику ее роста у каждого учащегося за счет ведения “Журнала успешности”; |
– осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании школьной библиотеки наглядных пособий; | – собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам, что особенно важно при переходе к профильному обучению. |
Применение УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 – медиатека” меняют сам подход к организации учебного процесса в школе, дает возможность учащимся применять на практике знания, полученные при изучении ИКТ для освоения других предметов. При этом укрепляются межпредметные связи, формируется единое информационное пространство школы.