– И звёзды вам повинуются? – спросил Маленький принц.
– Ну конечно, - ответил король. – Звёзды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания… Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных для этого условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.
Антуан де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”
В последние годы существенно изменились приоритеты в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, что требует от педагога развития личности ученика, т.е. максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Ни у кого не вызывает сомнений необходимость перехода к личностной парадигме образования, которая ориентируется на то, чтобы развивать ученика, выращивать его способности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.
На мой взгляд, возможна такая организация процесса обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившееся у него в дошкольном возрасте стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти и стать школьником).
Учёба – труд нелёгкий, но не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелёгкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Идя на урок, следует помнить, что учитель несёт детям не только знания. С 1 класса начинается взаимодействие педагога с учеником. Ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками “новые горизонты”. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный имидж. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками. Иначе говоря, русское слово “образ” должно употребляться в широком смысле — как представление о человеке. Интерес к личности учителя, таким образом, — средство привития интереса к предмету.
На стандартных уроках доминирует учитель – информатор, в свою очередь, ученик является копилкой, в которую можно складывать тщательно отобранные знания. Ученик тем лучше, чем больше можно вложить в него знаний. От ученика не ожидают никакой активности, но требуют максимально точного воспроизведения того, что было в него вложено. Такое обучение не вызывает у ученика желание учиться, то есть обучать самого себя. Поэтому принципиально важно, чтобы учитель на уроке был организатором учебно-познавательной деятельности, а учение стало делом самого ученика. К. Д. Ушинский в своей книге “Родное слово” писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.
На мой взгляд, возможна такая организация процесса обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившееся у него в дошкольном возрасте стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти и стать школьником). Психологические исследования показывают, что эффективность урока во многом зависит от 3 положительных эмоций, возникающих у ребёнка: удивление, радость, интерес. Удивление появляется в результате чего-то неожиданного, внезапного. Поставив ребёнка в эмоционально-положительную ситуацию, можно легко зарядить его чувством радости. Как следствие возникает потребность и интерес, которые требуют удовлетворения. Если педагог сможет вызвать в ученике цепочку положительных эмоций, то тем самым создаст ситуацию успеха на уроке и проложит мостик к взаимопониманию. Но не стоит забывать, что ребёнок работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребёнку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы. Памятуя об этом, каждый успех ученика необходимо делать достоянием всего класса, поддерживать начинания и инициативу школьника, указывать на удачные, рациональные моменты их деятельности, создавать положительную мотивацию перспективы последующей деятельности.
Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Следует отметить, что существует целый ряд ставших традиционными способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.
Как показывает практика, без подкрепления и усиления возникшей мотивации не произойдет активного овладения системой знаний и способами деятельности. В связи с этим эффективно создавать ситуации, где происходит столкновение различных точек зрения, интеллектуальный конфликт, конструктивный диалог. Перечисленные приёмы работы активизирует все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринуждённости и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели. Но всё это возможно при организации учебного процесса, где учитель выступает партнёром и консультантом.
Таким образом, происходит стимулирование учащихся на постановку цели. Возникает потребность в деятельности, направленная на получение новых знаний. Недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению. Чтобы этого не произошло, учитель должен моделировать урок, используя, преимущественно, те формы работы, которые ориентированны на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен “продукт” работы. А достижения ребёнка может быть оценено самим учеником, одноклассниками и учителем. В результате формируется осознанное отношение ребёнка к итогу учебной деятельности, тем самым результат обращается в мотив для новой познавательной деятельности.
Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Литература:
- Чистякова М.И. Психо-гимнастика / М.И.Чистякова// М: Просвещение ВЛАДОС. -1995.
- Харчевникова Е.Г .Овладение учителем школьными технологиями / Е.Г. Харчевникова // Начальная школа.- №2. - 2003. – с. 33-38
- Паласюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? / А.Ю. Паласюк // М: Просвещение.-1998.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383с.- (Педагогическая мастерская).
- Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу // Школьные технологии. - 1996. - № 6.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения / А.Б.Воронцов // М.: Русская энциклопедия, 1998. – 360с.