По современным психологическим представлениям интеллектуальное развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания. Психологи спорят между собой о том, к какому возрасту какая часть всего пути умственного развития человека бывает пройдена. Согласно получившей распространение точке зрения, к шести годам это развитие осуществляется уже больше чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно – еще большую роль детства в общем умственном развитии. Но и приведенные примеры достаточно указывают на решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Всем нормальным детям присуща умственная активность, потребность в умственных впечатлениях и в умственных усилиях – в этом органически нуждается их быстро развивающийся, созревающий мозг. Всем здоровым детям свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, испытать.
Одна из основных задач современной школы – всестороннее развитие личности ребенка. По определению психологов путь развития личности состоит “от задатков к способностям”. Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных условиях. Способности также включают в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности.
Что же такое обучаемость? Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых – при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) – зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:
- обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;
- осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
- гибкость мыслительной деятельности;
- устойчивость мыслительной деятельности;
- самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Иными словами, перед нами, как педагогами, стоит основная задача обучения – развивать интеллект ребенка.
В.А.Сухомлинский справедливо говорил, что если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Он отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. У каждого учителя-предметника должны быть несколько учеников, которым дают дополнительную литературу, дополнительные задания. Это и создает интеллектуальный фон класса, пробуждает интерес к знаниям, развивает таланты.
Наиболее благоприятна, подчеркивал С.Л.Рубинштейн, для всестороннего развития личности такая структура интересов, когда они достаточно широки и многосторонни, но все-таки собраны в единой точке, сконцентрированы в одной области, и притом настолько значительной, связанной со столькими существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно широкая и многообразная система интересов. Выявлять интересы детей к тем или иным видам умственной деятельности можно с младшего школьного возраста.
Известно, что способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить или рассудить спорящих.
Ведь, опираясь именно на логическое следование мыслей, на преемственность их понятийного содержания, а не на собственное желание или на возникшее неожиданно предпочтение, врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, судья выносит законный, аргументированный приговор, критик справедливо, беспристрастно и объективно оценивает фильм или спектакль.
Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, способными вырабатывать верные пути лечения, толковыми юристами, склонными к глубокому анализу всех фактов, имеющихся в распоряжении следствия, честными критиками, умеющими разобраться в сути авторского подхода, в содержании законов, по которым он творит, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Системный подход к определению понятия “интеллект школьника”, позволивший обнаружить у интеллектуальных структур не только содержательно-операциональные, но и потребностно-мотивационные, а также эмоциональные компоненты, открыл новую сторону в технологии развивающего обучения.
В основе технологии развивающего обучения, базирующейся на любой педагогической концепции, лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения.
Главным препятствием на пути широкого распространения в практике обучения “субъект-субъектных” отношений является неразработанность вопроса о постановке цели, которая непосредственно направляла бы и регулировала учебную деятельность на всем протяжении урока. В большинстве случаев цель, формулируемая учителем в начале урока и создающая образ будущего результата, - это цель для учителя, а не для учащегося. О.К.Тихомиров считал, что “сам по себе образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею, лишь связываясь с потребностно-мотивационной сферой”.
Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. “Задание должно быть сформулировано таким образом, - по выражению Шадрикова В.Д. – чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности”.
Такая форма постановки цели позволяет регулировать деятельность школьника через конечный результат, который выступает для него в виде “работающего знания”, то есть понимание порции учебного материала.
Прежде чем организовывать обучение, нужно проанализировать характер и содержание учебного материала, сопоставляя его с прошлым опытом учащихся. К примеру, П.П.Блонский в статье “Развитие мышления школьников” приводит такой эпизод: “…Я никогда не забуду, как несколько лет назад был сконфужен один наш молодой товарищ, когда, рассказав городским московским детям, что делает сельсовет, он при проверке учеников обнаружил, что они приняли сельсовет за человека, который делает то-то, решает то-то и т. д.” Вот поэтому, прежде, чем давать ученикам новый материал, мы проверяем, на каких уже имеющихся у детей знаниях можно построить новый урок. Очень важно узнать, как дети представляют то, о чем идет речь. Это важно по двум причинам:
- так мы узнаем, насколько правильны представления ребенка,
- на что в данном вопросе направлены детские интересы и детская мысль.
Учебный материал может носить проблемный характер или не иметь его.
В первом случае задание, предлагаемое учащимся, должно представлять собой проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом, и это решение знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема. “Как, не выходя на улицу, узнать, холодно или тепло?”, “Зная стороны горизонта, мы найдем дорогу в светлое время суток. Но как определить направление ночью?”
Если понимание учебного материала может быть достигнуто на основе оперирования с понятиями или с наглядно-образными аналогами понятий, уже входящими в содержательно-операциональный компонент мышления, то задание, формулируемое учителем с учетом прошлого опыта детей, должно быть нацелено на развитие творческого мышления учащихся. Психолог Берулава Г.А. утверждает: “Продуктивное (творческое, креативное, эвристическое) мышление имеет место в том случае, если субъектом, в результате возникновения проблемной ситуации, продуцируются новые для него знания и умственные действия. Таким образом, если удельный вес продуктивности высок, говорят о собственно продуктивном мышлении”.
Далеко не весь учебный материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функцию цели. Задания, необходимые для овладения учебным материалом не проблемного характера, направлены на развитие воображения, логической памяти, логического мышления. Это могут быть задания “на исключение лишнего”, “найди аналогию и продолжи ряд”, “поменяй буквы в слове” и т.п. Прелагаемый фрагмент задания направлен не только на передачу известных фактов, но и главным образом на формирование таких качеств ума, как гибкость и широта мышления, самостоятельность и творческая активность. Учащиеся обучаются процессу поиска, методам и приемам умственной работы.
Фрагмент задания:
Подумайте, как можно назвать слабое, уязвимое место человека в характере, привычках и склонностях?
Гордиев узел - 17 Дамоклов меч - 15
Ахиллесова пята - 12
Догадайтесь, какая существует связь между двумя числами и рисунком циферблата часов в первой строке таблицы. Проверьте свое предположение (вторая строка таблицы). Примените зависимость и назовите неизвестное число – “ключ” к выбору ответа.
Для каждой строки таблицы запишите равенство. Проверьте с записью на доске. Прочитайте равенства, объясните правило, по которому они составлены, и их решения
1 класс 2 класс 3 класс 9+8=17 78:6=13 36:3*2=24 7+6=13 93:3=31 64:8*5=40 8+4=12 96:8=12 18:6*4=12
Числу 12 соответствует запись выражения ахиллесова пята.
Ахилл – любимый герой легенд Древней Греции, Это непобедимый отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла, Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Держала она сына за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
(Далее по заданию можно придумать любые вопросы, связанные с оперированием чисел, а также вопросы могут ставить и дети, базируясь на собственных знаниях).
Искусственно составленные задания, используемые в процессе развивающего обучения, - это наиболее развитые расчлененные объекты учебно-познавательной деятельности учащихся. Замысел этих заданий должен быть таким, чтобы сразу после их предъявления у детей возникла эмоциональная реакция, вызывающая потребность в выполнении заданий. Также успешность выполнения заданий обеспечивается игровой формой.
В реализации идеи развивающего обучения достаточно сложной и трудной является организация урока таким образом, чтобы все три сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность сознательна и коммуникативна, общение – деятельно и сознательно.
В целях активизации интеллектуально-информационной деятельности школьников я стараюсь проводить уроки в такой форме, чтобы на них можно было решить общие задачи:
- Создать положительную мотивацию на уроке;
- Обеспечить активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации;
- Развивать смысловую догадку;
- Развивать из урока в урок логическое и творческое мышление, воссоздающее и творческое воображение, логическую память;
- Активизировать лексический опыт ученика и обогащать его словарный запас;
- Активизировать рефлексивные способности ученика и способствовать развитию навыков рефлексии учебной деятельности в целом.
Практически на каждом уроке возможно решение этих задач. Конкретные задания составляются в зависимости от целей урока и его информационной базы.
Основное значение имеет не набор упражнений, а их логическое сочетание и последовательность, в которых заключен психолого-педагогический смысл интеллектуально-информационного развития личности.
Приведу примеры уроков. (в краткой форме)
Правописание слов с безударными гласными в корне. 2 класс
1. Организационный момент.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос “Кто это?” (рисунок совы)
Это хищная птица с острыми когтями и кривым клювом. Уничтожает много мышей. Ночью она хорошо видит.
(На доске появляются таблички
Кто?
Где?
Когда? сова она живет? Она вылетает на охоту?
- Считается, что сова очень мудрая и умная птица. Недаром в известных вам мультфильмах (например, “Вини Пух и все, все, все”) к ней обращаются за советом. Поэтому перед игрой, в которой мы сегодня будем состязаться, показывают сову, как символ мудрости, и мы понимаем, что здесь собрались умные и сообразительные люди, которые могут ответить правильно на любой вопрос. Вы догадались, что это игра…
Вы выступаете в роли знатоков, а рядом сидят зрители (учителя), они очень умные и имеют в запасе много знаний, поэтому будут задавать вам вопросы. Ну, а дома вас ждут родители, которые тоже хотят видеть результаты нашей игры, то есть они будут телезрителями. Но у нас нет телекамеры, а как родители увидят ваши успехи? (по тетради).
- Откроем тетради и запишем дату проведения игры.
2. Итак, сначала сделаем фонетическую зарядку для слуха и физкультминутку для пальцев, т.е. с правильным произношением, красиво, с верными соединениями напишем слово “сова”. (фонетический разбор слова – 1 ученик у доски по желанию).
3. Наверно, многие уже догадались, чему будет посвящена наша игра, но, чтобы проверить вашу догадку, послушайте один рассказ.
“Дима написал своему дружку Пете записку: “Приходи вечером с мечом, сыграем”. Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему записку написал, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись”.
- Почему так получилось, как вы думаете? (рис.2)
На доске запись: приходи с мечом, сыграем.
- Какое правило не знал Дима? (учащиеся проговаривают правило, опираясь на схему).
- Что же надо уметь? (ставить ударение, выделять корень слова, подбирать проверочное слово).
- Каллиграфическая минутка.
Мяч – часть речи, число, род, склонение.
(Один ученик в это время выполняет индивидуальное задание у доски “Установи соответствие”:
стр.на и м.сты е ст.на а п.сьмо о з.мля
4. Работа со зрителями (Каждый учитель также вносит свою изюминку в проведение игры и выступает от лица каких-нибудь ребят).
Письмо № 1 (словарная работа)
Ребята! Пишут вам ученики из города, часть которого есть в отгадке этой загадки.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз.
(Мороз – город Морозовск)
Выделите корень слова. Можно ли проверить безударную гласную?
(Далее показываются картинки по теме “Словарные слова”, дети записывают только слова).
Итог после проверки на табло: 1:0
Письмо № 2
Ребята, пишут вам ученики … класса. Нам дали такое задание, с которым нам трудно справиться. Поможете ли вы нам?
Вставьте безударную гласную, напишите проверочное слово.
1 вариант: Дом л.сника (…) ст.ял (…) на б.регу (…) оз.ра (…).
2 вариант: З.леная (…) лужайка зап.стрела (,,,) цв.тами (,,,).
Внимание! Правильные ответы: (показ).
Докажите, что вы назвали родственные слова. (Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу).
Письмо № 3 (звучит музыка)
Внимание: черный ящик!
Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут.
Идут, а с места не сдвинутся. (часы)
- Какая орфограмма в слове? Как проверяли?
(Вывешивается картинка с изображением песочных часов с буквами (рис.3)
Требуется пересыпать песок так, чтобы получилось слово (кормушка).
Подберите родственные слова. Выделите корень. Какое слово будет проверочным? Почему? Составьте предложение с любым из этих слов.
Запись под диктовку (1 у доски)
Например: Коля повесил кормушку на большой дуб.
Разберите по членам предложения, по частям речи.
Итог на табло.
Музыкальная пауза. (физкультминутка)
Письмо № 4
Пишут вам ученики… класса. Мы писали диктант. Вам надо его проверить. Вы заработаете очко, если исправите все ошибки. Желаем удачи.
1 вариант. пришла зема. Паля покрыты пушистым кавром. Марос скавал реки и азера.
2 вариант. Голадно птицам земой. Литают Ани по дварам, ищют корм.
Проверка. Итог на табло.
5. Итог урока. На какую тему были все вопросы?
Что помогло правильно выполнить все задания? Как проверить безударную гласную в корне слова?
Подводим итоги, награждаем учеников медалями “знатоки” или “умницы”.
Фрагмент урока математики “Таблица сложения в пределах 10” 1 класс.
… и вот мы попали в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.
Нам нужно на дереве на этом суку
Кормушку повесить у птиц на виду.
Чтоб были сыты они лютой зимой
И пользой ответили лесу весной.
(Придумайте задачу, чтобы в условии были числа 4 и 2 , а в вопросе слово “всего”; в условии 6 и 2, в вопросе – “осталось”. По ходу – решение, запись).
- Ребята, а какие птицы могут зимой прилететь на кормушку?
- А какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7, клест – 8, аист – 6.
Чтобы это узнать, вам надо решить логическую задачку.
- Как называются геометрические фигуры, используемые в записи данного задания? Какая фигура здесь лишняя? (рис.4)
Клест – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений. (Дети добавляют, что они знают о клесте).
Урок – окружающего мира (пример задания)
Водящий задумал какой-либо предмет, дети должны отгадать его, ставя вопросы на исключение, требующие только ответа “да “ или “нет”: - это сделано руками человека? - это объект живой природы? И т.п.
Подобные задания оказывают большое влияние на общее развитие ребенка, на его стремление узнавать новое, на развитие интеллекта и способностей ребенка.
Список литературы
- Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск.1990.
- Дубровина И.В. Интересы как одно из условий развития способностей школьника. Москва: Академия, 1998.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление. Москва: АРКТИ,2003.
- Лейтес Н.С. Возрастные основы умственного роста// Возрастная психология. Москва: Академия, 1998.
- Тихомиров В.К. Психология мышления. Москва: изд-во МГУ, 1975.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: РОСТЭК, 1994.
- О.И.Перькова, Л.И.Сазанова. Почему так говорим? //Начальная школа,№12 1997.