Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Традиционно считается, что в школе “дают” знания, а ученики их “получают”. Получается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – потребителя с установкой: все должны ему “дать” (учителя, школа, государство), а его задача только “брать”.

Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому надо передавать “богатства, которые выработало до него человечество” для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо.

Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Поэтому я выбрала для себя организацию учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Цель моей инновационной деятельности – создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:

  • Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
  • Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Подход – категория, включающая в себя объемное понятие “стратегия” обучения. Таким образом, подход – основная системообразующая категория, определяющая выбор, процессуальную закономерность компонентов системы обучения.

Коммуникативно – деятельностноый подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствуют формированию познавательных мотивов.

Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода может быть использована как универсальное средство проектирования уроков.

Цель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, самразвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода

1. Актуализация знаний.

Основные задачи учителя.

Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

2. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя.

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

  • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предоставляет “конфликтный” материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

3. Этап планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания.

4 этап. “Открытие” нового знания.

Основные задачи учителя:

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

5 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи учителя.

Развитие общеучебных умений и навыков;

Развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;

Овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает задания на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия “ведущему” (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

6 этап. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

Одно важное условие, которое я соблюдаю для формирования субъектности – организация коллективно-распределительной деятельности.

Коммуникативная сфера развития личности ребенка является основной в этом возрасте. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.

“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.

Для воспитания привычки “спрашивания” у учителя, я использую в работе в первом, втором классах задания, переворачивающие традиционную форму вопрос- ответ, которая существует между учителем и учащимися.

Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа. Я организую такую деятельность учащихся чтобы:

У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у “лидеров” неприятные черты характера.

  • У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
  • Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться.( 1 класс – функции контроля , оценки; 2-3 класс –постановка задач(целеполагание), планирование действий на пути решения поставленной задачи.)
  • Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со “стороны”, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.

Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного задания. Первое время мы инсценировали пробные действия детей с учебными заданиями и корректировали работу.

Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею).

Ответственность перед собой – качество личности, которое как чувство ответственности за себя может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются именно к концу дошкольного детства, и ребенок нуждается в помощи педагога для их развития. При этом обычной педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность является результатом личной инициативы ребенка и следствием принятого им решения.

Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной.

Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь:

  • При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы общения в их опыте еще не было. Значит детское сотрудничество – это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.
  • Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы.
  • Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо- неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия.
  • Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.
  • При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничества).