Проектная деятельность в технологии "Intel" как средство креативного развития младших щкольников

Разделы: Общепедагогические технологии


Существующее представление о начальном образовании как базовой системе формирования знаний и умений школьников в значительной степени обеспечило развитие разнообразных, как традиционных, так и игровых форм и методов обучения. При этом нужно отметить, что начальная школа рассматривается как особая, отличающаяся от основного образования, система, специфика осуществления педагогической деятельности в которой зачастую приводит к проблеме преемственности и готовности школьника к дальнейшему обучению в средней и старшей школе.

В начальном образовании актуальным является не только создание базового фундамента знаний, умений и навыков школьника, но и развитие личностных качеств, позволяющие ему без труда преодолеть возникающие изменения в школьной жизни. Таким образом, актуальным становится задача не только обучения, направленного на формирования базовой системы знаний, но и разработку развивающей стратегии педагогической деятельности, в которой преемственность обосновывалась не на позиции получения и приращения знаний в дальнейшем, но и обеспечение личностного развития ребенка. В том числе и такого значимого личностного качества как креативность..

Принято считать, что креативность можно развивать путем специального обучения, поэтому в последнее время творческие способности являются объектом специального развития в процессе обучения (Н.Ф. Вишнякова, И.П. Волков, Л.Л. Гурова, Е.Л. Солдатова и др.). Однако, в целом, в отечественной науке развитие креативности в учебном процессе изучено чрезвычайно мало, недостаточно исследованы факторы, оказывающие влияние на развитие креативности. Установлено, что упражнения, ориентированные на развитие интеллектуальных функций без ориентации на личность учащегося, оказываются мало эффективными для формирования креативности (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова, Е.Л. Солдатова, Е.Л. Яковлева). Вместе с тем в учебных программах основной акцент делается на формирование знаний, умений, навыков, а развитию творческого потенциала детей не уделяется достаточного внимания.

Анализ состояния практики начального обучения показывает эффективность использования метода проектов как способа развития креативных качеств младших школьников, так как деятельность, в основе которой лежит удовлетворение познавательных интересов учащихся, осуществляемая при их активном участии в ее планировании и реализации, в действительности позволяет не только формировать творческие способности учащихся, но и расширять границы их социального и культурного опыта.

Анализ практики показывает, что возможности использования проектной деятельности не ограниченны, и если дети любят уроки труда и изобразительного искусства именно потому, что на этих уроках позволяется реализовать их творческие замыслы, то предметные области некоторых других естественных и гуманитарных наук зачастую воспринимаются детьми как скучные, рутинные, именно потому, что лишены творческого проектного начала в методике их организации.

Специфика педагогического процесса, основанного на применении метода проектов, состоит в таких его сущностных характеристиках, как интеграция с процессом освоения ребенком окружающего мира; взаимодействие взрослых и детей в их совместной деятельности по достижению социально и личностно значимых целей, в опоре на личный опыт ребенка. Реализация потенциала метода проектов в воспитании позволяет комплексно решать задачи формирования развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности за счет интенсивного развития навыков самоорганизации, целеполагания, планирования и анализа результатов собственной деятельности, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, самореализации в значимой деятельности.

В начальной школе обучение школьников может осуществляться в осуществлении личных творческих проектов: сказок, сценариев, исторических, игровых проектов, конструкторского проектирования. На этом же этапе дети обучаются работе в сотрудничестве, коллективной деятельности. Содержание проектной деятельности детей младшего школьного возраста заключается в создании и реализации детьми различных видов проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др.), направленных на взаимодействие с объектами окружающей социоприродной среды;

Необходимо отметить, что проекты в начальной школе не следует делить на предметные (учебные) и неучебные так как это деление условно.

Условиями эффективного применения метода проектов в воспитании детей младшего школьного возраста, являются:

а) соблюдение технологической цепочки последовательных действий: анализ ситуации, целеполагание и оформление проектного замысла, планирование и создание условий для достижения цели, реализация проекта, оценка результативности деятельности и прогнозирование перспектив развития проекта;

б) соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям младших школьников, стимулирование самодеятельности детей посредством создания условий для перехода их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей и организации деятельности;

в) подготовка учителей к педагогическому сопровождению ориентированной проектной деятельности детей, заключающаяся в формировании у них знаний о сущности метода, навыков проектной деятельности, готовности к сотрудничеству с детьми. В основу проектной деятельности в начальной школы положена программа Intel -Обучение для будущего, созданная при поддержке Microsoft.Выбрано направление- проектирования на основе применения компьютерных технологий. Современные информационные технологии совершенно изменили подходы к поиску, сбору, обработки информации и что важно изменились скорость и доступность обработки информации, такие программы как Paint,WordPad, позволяют ребенку сделать первые шаги в создании проекта – яркого , красочного и современного.

Таким образом, можно заключить, что проектная деятельность в начальной школе остается мало изученной, но перспективной и многообещающей как в дидактическом, так в воспитательном процессе младших школьников.