Проектная деятельность как направление личностно-ориентированного обучения.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.
Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.
Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.
Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:
1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).
2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).
Базой комплекса личностно – ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра.
Как указано в Словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.
Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.
Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.
Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Последовательность работы над проектом:
I этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
II этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.
III этап. Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.
Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.
IV этап. Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этапе презентации важно: научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.
Этапы работы над проектом |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Подготовительный | Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей | Обсуждает предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели |
2. Планирование, организация деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах | Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе |
3. Исследование (осуществление деятельности) | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации | Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации |
4. Представление, отчёт, презентация проекта | Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта | Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок |
Виды проектов.
1. Моно предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.
2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект – вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».
Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Условиями успешности проектной деятельности являются:
1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;
2. Определение планируемых результатов;
3. Констатация исходных данных.
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценкой результатов проектирования.
И.Д. Чечель, доктор педагогических наук, изучая материал опыта проектной деятельности учащихся в лицее Нидерландов, отмечает некоторые интересные организационные аспекты, которые можно применять и в отечественных школах:
Два раза в год в образовательном учреждении объявляется «проектная неделя». При этом отменяются все уроки, а учащиеся работают только над проектами. К этому моменту у них существуют уже определённые «наработки».
При проектировании самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». На консультациях учителю нужно только отвечать на возникающие у ребят вопросы (а их в ходе проектирования учащиеся только учатся ставить).
В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределённостью, его нужно организовать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:
1. Постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
2. Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
3. Осуществление и аргументация выбора;
4. Осознание последствий выбора;
5. Совершенствование самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
6. Сравнение полученного с требуемым;
7. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов;
8. Оценка процесса (самой деятельности) и результаты проектирования.
Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектом, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:
1. Умение работать в коллективе.
2. Умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.
3. Умение разделять ответственность.
4. Умение анализировать результаты деятельности.
5. Способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).
При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся.
Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками». И сегодня далеко не каждый педагог профессионально готов к принятию метода исследовательских проектов в свой арсенал педагогических технологий.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При методах проекта происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная система: «Это верно, а это – не верно» («плохо» и т.п.). Школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, или никто не может говорить, как и что необходимо делать.
Задача педагога заключается в том, что бы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: «выбора» темы проекта и формы его выполнения. (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до рефлексии по поводу полученных результатов.
Оценивание: начинающий руководитель должен записывать очень краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть объективными на самой защите проектов. К оценке предъявляется сам проект в виде макета, видео ролика и т.д., поэтому учителю нужно наблюдать и записывать деятельность учащихся во время выполнения проекта. Оценивается не объём освоенной информации («что изучено»), а применение этого массива в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели.
Пятибалльная оценка для этого не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, сама процедура защиты проекта и его оформление . В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и даже сам проектант.
Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, т.к. личный вклад каждого в общий проект может быть различным.
Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.
Реальные работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознавать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий учащихся, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные:
1. Выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
2. Понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или её частей;
3. Планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развёрнутый ответ по схеме – я хотел бы….;
4. Планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
5. Выполнение обобщённого алгоритма проектирования;
6. Внесение коррективов в ранее принятые решения;
7. Конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная
информация, оснащение и т.п.);
8. Выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
9. Поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;
10. Составление схемы необходимых расчётов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;
11. Оценивание результата по достижению планируемого, по объёму и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
12. Оценивание проектов, выполненных другими;
13. Понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;
14. Конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
15. Расшифровывание замысла, идеи, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившееся на рынке.
16. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:
17. Создать мотивацию;
18. Создать образовательную среду;
19. Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
20. Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
21. Организовать работу (в малых группах, индивидуально)
22. Консультировать (по методу убывающих подсказок);
23. Иметь критерии объективной оценки.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь её решения, определить продуманную последовательность шагов по реализации решения, принятого самим учащимся (это обязательно!).
Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.