Организация классного музея "Корни есть не только у дерева" как средство выявления ценностных ориентаций младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями


Одна из глав учебника “Литературное чтение” Н.А.Чураковой (3 класс) носит название “Корни есть не только у дерева”. Организуя работу с разными текстами, учитель ведёт детей к пониманию общих истоков мышления человечества, общих корней, которые роднят людей между собою, делают их привязанными к малой родине. В это время важно обратить внимание детей на те жизненные ценности, которыми дорожат в каждой семье. Именно поэтому, завершая работу над темой, мы проводим многодневное контрольное мероприятие, связанное с созданием классного музея с таким же названием - “Корни есть не только у дерева”. Цель этой работы – изучить отношения ребенка к окружающему миру через призму отношения к истории своей семьи. Параллельно можно отследить и некоторые умения общепредметного и предметного плана: умение работать с историческим источником, умение создавать текст – рассуждение, строить монолог, участвовать в диалоге. Работу проводим в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Во время работы над соответствующей главой учебника учащиеся получают домашнее задание в такой формулировке:

Во многих семьях хранятся вещи, которые остались от прошлых поколений. Обратитесь к родителям, дедушкам и бабушкам, другим родственникам. Попросите их показать вам такие вещи, рассказать историю этих вещей. Может быть, вам позволят принести их на некоторое время в класс, чтобы можно было устроить небольшой классный музей.

На этом этапе важно провести разъяснительную работу и с родителями учащихся, раскрыть ценность данного мероприятия, совместно обсудить разные способы выполнения домашнего задания: рассматривание семейных альбомов, старинных фотографий, семейных реликвий, обсуждение проблемы с бабушками и дедушками, составление генеалогического древа и т.д.

В это же время создаются необходимые условия для организации классного музея: готовятся стенды, стеллажи.

2. Основной этап.

Организация “музея” - совместная деятельность педагога и учащихся. Размещение экспонатов. Обсуждение рассказов об экспонатах. Проведение мини-экскурсий для учащихся других классов, для родителей.

По уровню интереса и степени включённости учащихся в процесс коллективной деятельности педагог отслеживает проявление таких отношений ребёнка с миром, как отношение к родным людям, родителям, бабушкам и дедушкам; отношение к сверстникам, одноклассникам; отношение к учебному труду, индивидуальной и совместной познавательной деятельности; отношение к многогранному, изменяющемуся миру. На этом этапе важно помочь максимально большему числу учащихся исполнить роль экскурсовода, что позволит детям проявить навыки построения монологического высказывания.

В ежедневной практической деятельности по организации классного музея учитель отмечает для себя такие проявления поведения и отношений учащихся, как интерес к процессу создания музея, к экспонатам, участие в коллективной деятельности по оформлению музея. Педагог фиксирует факты обращения детей к энциклопедиям и справочникам при необходимости выяснения истории вещей. Особое внимание следует уделить возникающим по поводу общей работы взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи.

<Рисунок1>

3. Этап обсуждения проблемы.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему люди хранят старые вещи – семейные реликвии?
  • Какие вещи вы сохранили бы для своих внуков? Что они узнают о вас по этим вещам?
  • Говорят - “Корни есть не только у дерева”. Имеет ли отношение это выражение к теме нашего разговора?

Этот этап – подведение итогов всей предыдущей деятельности. Первые два вопроса можно обсудить подробно, третий – лишь обозначить с тем, чтобы направить рассуждение и при этом не свести последующую письменную работу к пересказу услышанного.

4. Этап письменной работы

Сочинение – рассуждение на тему “Корни есть не только у дерева”.

Как правило, большинство учащихся справляется с данной работой за один урок, тем, кому времени не хватило, непременно дать возможность работу закончить.

Приведу фрагменты сочинений моих учеников:

Рома Накипов: Корни есть не только у дерева, потому что у человека они тоже есть. У человека есть родные, близкие, бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, мамы, папы, братья, сёстры, дяди, тёти. У них тоже есть дети – вот это все твои корни, самые главные в твоей жизни. А если у тебя не было бы корней, тогда бы и тебя не существовало.

<Рисунок2>

Юля Фарнина: Корни – это наши предки. Мы вспоминаем о них, храним их вещи, даже некоторыми пользуемся. Когда мы вырастем, и мы подарим детям или внукам свои любимые вещи. Мы тоже станем корнями.

<Рисунок3>

Андрей Долганов: Каждое дерево когда-то засыхает, но остаются корни, а из них вырастает новое дерево. Так устроена природа.

Лена Пяткова: Мою прабабушку звали Матрёна. Она сама ткала полотенца, скатерти. А мой дедушка сам делал из дерева веретёна. Потом у них родилась моя бабушка. У неё родилась моя мама. Мои мама и папа вместе учились. Они поженились, и у них родилась я. И я когда-нибудь выйду замуж, рожу детей и так же состарюсь. А мои дети тоже выйдут замуж, у них тоже будут дети. Они тоже состарятся и умрут. Вот такая у нас сложная жизнь. Все когда-то состариваются и умирают.

<Рисунок4>

Гриша Зубакин: Корни есть не только у дерева. У моего деда – отца моего папы – большие заслуги. У него много орденов и медалей. Он прошёл Великую Отечественную войну. Когда дед приезжает к нам, в 21.00 он громко и чётко кричит: “Отбой в танковых войсках!” Папа мне тоже спуску не даёт.

Саша Седых: Моя прапрабабушка Вера Николаевна была учительницей начальных классов. Мой прапрадедушка Евгений Богуславович работал сельским доктором. Это мои далёкие корни. Мне хотелось бы увидеть их живыми, а не в альбоме. Моя мама хранит их вещи, потому что это – память о них.

Полина Бабина: Если человек умер, то о нём остаётся память. Мы храним его вещи, потому что они напоминают, какие у него были умелые руки, вспоминаем его голос, старинные запахи. Я оставлю своим внукам салфетку, которую сделала сама.

Рома Елькин: В прошлом году я проводил исследование “Старинные монеты и купюры”. Эти вещи нам остались от моей прабабушки. Нам они напоминают о тех временах, когда эти деньги были существенны.

Павлик Юсупов: По-моему мнению, старые книги, вещи очень нужны, чтобы вспомнить, как прабабушка читала эти книги или гуляла в этой одежде, или очень старой ручкой писала в тетрадке.

Артём Радзиховский: Реликвия – это вещь, которая передаётся от поколения к поколению, от бабушки к внукам.

Ксения Копейка: Корни – это дальние близкие, а ростки – это дети. Вот я – это росток или листочек. Я оставлю своей внучке, если её назовут в честь меня, буковку “К” на золотой цепочке.

Вика Платыгина: Мой прадедушка сделал своими руками соленичку, в ней хранил соль. Эта соленичка хранится у нас дома. Когда-нибудь и мы станем дедушками и бабушками. Я оставлю память о себе: игрушки, украшения. Я составляла семейное древо, и оно у меня получилось. Интересно, если составить всё семейное древо, то оно будет очень большое? Я очень бы хотела, чтобы наше семейное древо было большое!

Вова Турышев: Мне кажется, что дерево – это тот мир, в котором мы живём. Сами листики – это и есть мы. А мы – это семья, а в семье каждый раз рождается и умирает человек. У дерева происходит также. Моё мнение такое: человек иногда живёт грустно, а иногда радостно. Если твои родители богаты, это не означает счастья. Чтобы прожить жизнь, надо хотя бы каплю веры в себя. Я желаю вам большого счастья и любви!

5. Последействие

Обсуждение результатов работы сначала с детьми, затем с родителями. Детские сочинения, фотографии можно тоже оформить в виде газеты, журнала, и тогда они долго ещё будут привлекать внимание детей, заставят размышлять над поставленными вопросами. На родительском собрании учитель знакомит родителей с содержанием сочинений, участвует вместе с родителями в коллективном обсуждении проблемы, которую пытались решить дети.

Многодневное наблюдение за учащимися в это время даст большой объём информации для учителя. Например, будет очевидно, что по отношению к общему делу в классе, можно будет выявить такие группы учащихся:

первая группа - дети, трепетно относящиеся к старинным вещам как частицам истории своей семьи: они много общались по теме со своими родителями, охотно делились с учителем и одноклассниками рассказами о жизни своих родных;

вторая группа - дети, проявившие интерес к экспонатам музея, понимающие смысл связи поколений, однако сами они не смогли или не захотели принести экспонаты в школу;

третья группа - дети, формально выполнившие задание: принесли из дома вещи, но никакого интереса к ним не проявили, не смогли объяснить, какое отношение имеет данная вещь к истории его семьи;

четвёртая группа - дети, отнесшиеся к происходящему в классе с равнодушием.

Кроме того, полученные сведения позволяют выявить такие группы:

  • дети, проявившие неподдельный интерес к вещам как историческим источникам. Их отличает желание узнать историю данной конкретной вещи (семейный аспект), а также историю данной группы вещей – будущие историки;
  • дети – организаторы, им нравится сама идея оборудования классного музея. Они с удовольствием принимают участие в его оформлении, охотно берутся за роль экскурсовода;
  • дети – ораторы, лекторы, экскурсоводы – их отличает высокий уровень коммуникативных умений.

Результаты проведённой работы – огромный объем информации для размышления учителя, материал для индивидуальной работы с родителями, учащимися. На основе выводов можно и нужно внести коррективы в планирование воспитательной работы и работы с родителями.