Участие в издательской деятельности мы рассматриваем как один из индивидуальных проектов, над которым учащиеся работают во время обучения. Целями любого проекта являются изменение взаимодействия человека со средой, или изменение самой среды. Понятно, что по причине наличия юношеского максимализма, лицеистам ближе второе.
Сформулируем задачи, стоящие перед изданием. Это обозначение проблем, решение которых поможет укреплению репутации лицея; использование газеты как средства обратной связи при возникновении каких-либо противоречий; возможность донести до всего лицея имеющуюся информацию о своих одноклассниках, о преподавателях; информирование о всевозможных мероприятиях, проходящих в лицее и городе с позиции современного старшеклассника; создать современное, покупаемое (!) издание, что возможно только с использованием новейших компьютерных технологий. Сама возможность издания лицейской газеты отражает умения учащихся, владеющих компьютерным дизайном и версткой.
«Гвоздь» — общешкольная газета, издаваемая силами учащихся, и по своему содержанию ориентирована на детскую аудиторию. Естественно, успех дела зависит, прежде всего, от редколлегии, которая состоит из детей. Одной из главных задач, которые ставят перед собой взрослые, кураторы газеты, является преемственность в работе редколлегии. Хорошо, когда в редакции ученики разных классов и по профилю, и по возрасту, тогда это получается, творческий процесс непрерывный, дети взаимно обогащают друг друга. Плохо, когда в редколлегии дети из одного класса, и тогда проект «Газета» разрабатывается практически заново, приходится начинать обучение и создавать коллектив, отталкиваясь только от опыта кураторов.
Заново нужно собирать инициативную группу учащихся, которые хотят принимать участие в проекте. В процессе выпуска первых номеров определяются лидеры в главных направлениях издательской деятельности: главный редактор, выпускающий редактор, художники—дизайнеры, наборщики текстов, фоторепортеры.
Кроме того, перед новыми участниками проекта постоянно возникает вопрос: какой должна быть газета: «Административный» вестник, газета Совета президентов (орган самоуправления лицея), газета, отражающая мнение членов редколлегии, стенная газета или газета, для которой «пишу, что хочу и как хочу»?
С одной стороны, газета помогает выявить и реализовать творческие возможности нестандартно мыслящих детей, способствует приобретению полезных для дальнейшей жизни навыков: всю деятельность по сбору материала, набору, верстке, продаже газеты выполняют лицеисты. Реализуются идеи самоуправления, так как у педагога только функция консультанта по верстке, а учащиеся выполняют работу наборщика, дизайнера, корректора, художника, и т.д.
В задачу педагога входит также создание условий для овладения детьми навыками работы с издательскими системами. В процессе осознания своих способностей и потребностей появляется основа для личной самореализации лицеистов. Поскольку деятельность эта коллективная, дети учатся ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные связи с ними. Формируются навыки вербального и невербального общения. Поскольку издание детское, то любая, даже очень серьезная статья должна привлекать внимание своим оформлением. Дизайнеру нужно найти художника, который согласился бы оформить статью (а у перегруженных учебой лицеистов времени свободного нет), согласовать полученные рисунки с автором, которому остроумные, на взгляд художника, рисунки могут показаться обидными, неподходящими к статье, искажающими ее суть. Примером удачного сотрудничества может служить статья о лицейской научно-практической конференции, проходившей 14 февраля, в день святого Валентина. С одной стороны от текста располагались рисунки, относящиеся к научной тематике, а с другой – ко дню всех влюбленных. Страница получилась и серьезной, и интересной, и грустной. Или статья Анастасии Назаровой с остроумными комментариями (прим. от наборщика) Никиты Перфильева, за которую ребята получили приз газеты «Кузнецкий рабочий», или дополнение наивной статьи, написанной «серьёзными» 9-классниками «несерьезными» рисунками одиннадцатиклассников.
Какова бы ни была жажда самовыражения, как бы ни хотелось быть ниспровергателями устоев, дети понимают, что необходимо придерживаться определенных правил при написании и оформлении статей. С тех пор, как цензура – подписание директором оригинал-макета – стала процедурой чисто символической, редколлегия с куда большей ответственностью относится к текстам, верстке, корректуре. У детей пропадает желание сделать что-нибудь «назло взрослым», напротив, учащиеся химико-биологического класса, традиционно далекие от издательской деятельности, написали статью с призывом уделять большее внимание физкультуре и спорту, снабдив рисунками в стиле граффити. Статья имела большой успех. Трудно представить, что призыв, например, классного руководителя или завуча не прогуливать уроки физкультуры обсуждали бы целую неделю.
Дети, принимающие участие в выпуске газеты, опираются на знания, полученные в учебное время. И издательская деятельность может быть рассмотрена как продолжение образования в области компьютерных технологий с учетом профильного обучения. Беря на себя ответственность за выпуск школьного издания, за создание качественного продукта, дети осознают необходимость следования определенным стандартам, повышающим качество публикации. Дети понимают, что неряшливое оформление текста, также как и грамматические ошибки, мешают понять содержание. Правильное оформление документа обеспечивает его юридическую силу, и присутствие выходных данных в газете, подпись под статьей, заголовок работают на повышение культуры издания. Следует отметить и тот факт, что коммерческую деятельность ведут сами «гвоздики» и «гвоздички», что способствует повышению чувства ответственности у детей.
Мы можем констатировать расширение эрудиции и кругозора участников. Работа в газете требует постоянного напряжения интеллектуальных и нравственных сил лицеистов для решения постоянно возникающих проблем, что повышает способность решать их совместными усилиями, выполняя разные социальные роли.
Что касается чисто технической стороны дела, дети проходят путь от владения основными приемами ввода и редактирования текста до хороших навыков по форматированию текста, подготовке графики и верстке с использованием издательских систем. Получают представление о структуре электронных писем; т.к. необходимо отвечать на пришедшую почту. Осваивают работу периферийных устройств (принтеры, сканеры), так как требуется вникать в различные нюансы при работе с этой техникой, решать постоянно возникающие технические проблемы.
Как в любой творческой работе, в процессе выпуска каждого номера возникают трудности. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска газеты для избранного круга читателей (по принципу – сами пишем, сами читаем), нужно расширять круг корреспондентов. Проводятся читательские конференции, на которых обсуждается содержание напечатанных материалов, а также другие мероприятия с целью привлечения большего количества учащихся к сотрудничеству, обеспечения преемственности в работе редакции, чтобы сделать издание действительно общелицейским, интересным для всех – учеников, учителей, родителей.
Таким образом, лицейский издательский центр кроме «промышленной» задачи – выпуска лицейской газеты и журнала, помогает решать и учебные, что способствует подготовке к жизни в современном информационном мире, работает на формирование информационной культуры человека.