Химия
-
Кальций и его соединения 2005
В современной школе большое внимание уделяется саморазвитию личности ребёнка. Данная разработка урока – это обработанная учителем самостоятельная исследовательская работа учеников 9-го класса с применением новых информационных технологий. При проведении данной работы расширяется кругозор учащихся, они учатся самостоятельно находить и обрабатывать материал. Работа имеет профориентационную направленность и способствует профессиональному самоопределению учеников.
-
Неделя физики и химии 2005
Каждый год в нашей гимназии проводятся Недели, посвященные различным предметам, при этом обязательно учитываются межпредметные связи. Например, проводится совместная Неделя физики и химии. Заранее составляется программа, в которой мы стараемся учесть интересы и старших и младших гимназистов, так чтобы как можно большее количество ребят могло проявить себя, свои знания и умения. В статье приводится программа Недели физики и химии, проведенной в 2003 - 2004 учебном году, а также сценарий "Турнира знатоков физики и химии".
-
Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" 2005
Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.
-
Урок в 7-м классе по теме: "Физические и химические явления. Признаки химических реакций" 2005
Связующим звеном между программой курса "Физика. Химия" для 5 - 6-х классов и программами курсов химии для 8 -11-х классов средней общеобразовательной школы является пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для 7-го класса, который продолжает знакомить учащихся с основными понятиями химии. В статье представлена разработка одного из уроков курса по теме "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
-
Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе. Тема урока: "Кислород" 2005
Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе содержит материал для повторения и обобщения изученного по этим предметам. На уроке учащиеся повторяют все разделы русского языка, обобщают знания о кислороде, о его открытии и свойствах. Много внимания уделяется развитию речи, развитию логического мышления, научному стилю речи, работе со словарями. На уроке организована групповая работа, в результате которой, у учащихся формируется навык взаимодействия и сотрудничества.
-
"Химия — жизнь, а жизнь — это химия "(Строение и функции белков с точки зрения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Конспект открытого урока) 2005
Что является движущей силой образования пептидной связи? Благодаря чему образуются вторичная и третичная структуры белка? Почему так разнообразны функции белков в организме? Ответ на эти и другие вопросы, возникающие в ходе урока, ученики находят, руководствуясь основными положениями теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.
-
Интегрированный урок химии и литературы "Д.И. Менделеев и А. Блок в истории России" 2005
В статье дано содержание интегрированного урока химии и литературы, рекомендуемого для проведения в 8-м классе в конце изучения темы "Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева, целью которого является расширение знаний по истории классической науки с использованием межпредметных связей; развитие творческих способностей и познавательного интереса.
-
Игровые технологии на уроках химии 2005
Уникальность дидактической игры по химии заключается в её наполненности образной химической информацией, которая, как правило, отсутствует в традиционных формах предметного обучения. Предлагаемая дидактическая игра входит в сборник развивающих игр по химии «Фракталы вещества» и является одним из средств усиления мотивации к изучению химии, повышения рейтинга уроков химии, а так же стимулом развития педагогического и ребячьего творчества.
-
Химический тренажер по решению расчетных задач 2005
Тренажер для решения расчетных задач по химии относится к обучающим программам. В качестве примера представлен только один из имеющихся типов задач: вычисление продуктов реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Каждый из типов задач имеет следующую структуру: алгоритм для решения задач данного типа, тренажер задач первого, второго и третьего уровней, проверочная работа на два варианта. Задачи первого уровня носят репродуктивный характер, для их решения необходимо точно применить алгоритм. Задачи второго уровня, имеют несколько измененные условия, рассчитанные на умение трансформировать расчетные формулы. Задачи третьего уровня предполагают наличие знаний по химии и умение справляться с задачами разных типов. Этот тренажер способствует развитию и укреплению знаний, обеспечивает дифференцированный подход к учащимся и рациональному распределению учебного времени. Тренажер для решения расчетных химических задач можно использовать как в печатном, так и в электронном виде.
-
Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся 2005
В статье описана методическая система, реализующая компетентностную модель образования на примере обучения химии. Для достижения поставленных образовательных целей вносятся изменения в содержание, структуру, методы, технологии изучаемого предмета, меняется композиция материала, которая становится более адекватной, задачной и практической направленности. Представлены конкретные и апробированные технологии проведения различных развивающих форм учебных занятий - аукцион, конференция, деловая игра, театрализация, а также описаны формы организации учебной деятельности, методы и приёмы обучения.
-
Внеклассное мироприятие-турнир "Живая природа и законы химии и физики" 2005
Турнир "Живая природа и законы химии и физики" проводился как открытое внеклассное мероприятие на городском уровне учителями химии и биологии лицея №1. Идея турнира: найти точки соприкосновения дисциплин естественнонаучного цикла, развивать навыки коммуникативного общения. Эти дисциплины - физика, химия и биология - формируют научное мировоззрение, развивают логику мышления. Вопросы подобраны так, что не требуют много времени на ответы на них. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Домашнее задание - химические опыты для конкурса "Что бы это значило?" и сценки для рекламной паузы - оценивается по 3-х балльной системе.
-
Логические аспекты преподавания химии в общеобразовательной школе 2005
В данной статье говорится о важности логического построения программы обучения химии, объясняются причины необходимости такого построения, о том как не потерять потенциальный интерес детей. Предлагается выход из положения в планировании материала 8-го класса при нехватке часов, начиная с изучения материи, а затем - её свойств. Предлагаются задачи составленные учителем по двум темам, разработка одной из практических работ, делается акцент на необходимость увеличения часов по предмету.
-
Внеклассное мероприятие – химия + музыка: "О любви к музыке и химии"(о жизни и деятельности А.П. Бородина) 2005
В данной работе представлен сценарий внеклассного мероприятия "О любви к музыке и химии", ставящий своею целью показать значимость науки для искусства и искусства для науки на примере выдающегося общественного химика и композитора А.П. Бородина. Сценарий содержит биографические сведения, отражающие синтез химии и музыки в творческой деятельности Бородина, алгоритм проведения занятия, методики освоения учебного материала.
-
Химический турнир в 7-м классе по теме: "Основные классы неорганических соединений" 2005
Представлены материалы для провдения внеклассного мероприятия по химии для учащихся 7-х классов.
-
Применение игровых технологий на уроках химии 2005
Использование "игровых педагогических технологий" на уроках как средство обучения. На уроках химии применялись деловые, ролевые и дидактические игры, игровые разминки, соревнования "на скорость" и другие приемы обучения.
-
Разработка урока химии по теме: "Основания" 2005
Цели урока: 1. Сформировать знания о составе оснований, валентности гидроксильной группы, физических свойствах, применении и получении. 2. Изучить изменение цвета индикаторов в растворе щелочей. З. Воспитать умение работать коллективно (в группах), оценивать свои возможности и знания товарищей.
-
Технологические карты уроков химии по теме: "Урок — это мои крылья…" 2005
Подготовка урока, его проведение, самоанализ – это главное, любимое мое дело. Уроком я живу, набираюсь сил, учусь… А урок – это мои ученики, которые являются центром всей педагогической деятельности любого учителя. Я представляю два урока в 10-м и 11-м классах в виде технологических карт, которые составлены по-разному. Технологические карты удобны для учителя и присутствующих коллег на уроке, которые могут использовать их в качестве методической копилки.
-
Урок обобщения и систематизации знаний, навыков, умений (ЗУН) по теме: "Кислород. Оксиды. Горение" 2005
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, навыков, умений (ЗУН). Предложен конспект зачетного урока. Использование разнообразных методов: игровой ситуации, выступлений по опорному конспекту, межпредметных связей, мультимедийных технологий, моделирования, эксперимента, тестирования, делает урок ярким, насыщенным и наглядным.
-
Ролевая игра в 9-м классе по теме: "Производство стали на ОЭМК" (к 30-летию ОЭМК) 2005
Особое место среди активных форм обучения занимают деловые игры. Игра на уроке не только позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, но и создает особый эмоциональный фон для усвоения знаний, развивает воображение и память, позволяет моделировать различные жизненные ситуации и отношения. Необходимо чаще давать ребятам возможность играть - и результат превзойдет все ожидания.
-
Урок-игра "Химическое лукошко" по теме: "Первоначальные химические понятия" 2005
Проведение итогового урока в форме игры для учащихся 8-х классов с целью повторения и обобщения знаний о первоначальных химических понятиях и закрепления умений составлять химические формулы, уравнения реакций, производить расчеты по химическим уравнениям.
-
Обучение элементам сравнения на уроках химии 2005
В статье представлен опыт работы по обучению учащихся умению сравнивать, на уроках химии, показано многообразие логических и психологических функций сравнения, намечены пути обучения сравнению как важному логическому приему.
-
Элементы образной памяти, приеменяемые на уроках химии 2005
Необходимо проводить работу, направленную на пробуждение способностей, которые имеют дети от рождения, а после их утрачивают. К ним относятся: зрительное, слуховое, вкусовое и обонятельное воображение. Все это необходимо развить для одновременной работы обоих полушарий головного мозга, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще способны делать наши дети. Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, то есть продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.
-
Новогодние химические приключения 2005
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы внеклассная работа расширяла и углубляла знания учащихся, развивала их познавательную активность, давала ребятам возможность применять знания на практике, помогала воспитывать в них любовь к предмету. На мой взгляд, этому в полной мере способствует проведение такого мероприятия, как
-
Интегрированный урок по теме: "Вода — уникальное вещество природы" 2005
Урок-семинар позволяет дать комплексное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, химии, физики, географии, экологии). Рекомендуется использовать на уроках биологии 8-11-х классах. А также данный материал можно использовать и на других занятиях естественного цикла.
-
Использование учебного проекта на уроках химии 2005
В данной работе представлен один из видов заключительного этапа работы над проектами и обобщение изученной темы "Углеводороды. Обобщение и систематизация".
-
Интегрированный урок в 9-м классе по теме: "Эколого-экономические проблемы химической технологии" 2005
Данный урок рассчитан на учащихся 9-го класса, изучающих кроме химии, экономику и экологию. Урок целесообразно проводить в конце учебного года, когда учащиеся уже изучили основные технологические процессы, предлагаемые в курсе химии 9-го класса и основополагающие экономические понятия. Целью урока является формирование целостного восприятия естественно-научной картины мира и умений применять знания и навыки, полученные в ходе изучения различных предметов.
-
Презентация кабинета химии 2005
Знакомство с понятиями: вещество, химическая реакция, химические процессы; презентация кабинета химии, которую проводят ученики 10-х классов.
-
Игра-путешествие по теме: "Подгруппа азота" 2004
Урок построен в форме игры-путешествия по альпинистскому маршруту. Позволяет в интересно и занимательно провести повторение и обобщение по теме. Учащиеся класса заранее делятся на микрогруппы по уровню обученности и получают задания на каждом этапе урока. Задания соответствуют трем уровням сложности, что создает ситуацию успеха для каждого участника. В процессе игры каждый учащийся вовлечен в деятельность, посильную для него, чувствует ответственность за успех общего дела. Интерес стимулируется и возможной наградой - письмом, оставленным на вершине, которое прочитают победители.
-
Контроль на уроках химии как один из методов повышения качества знаний в рамках развивающего обучения 2004
В работе автор рассказывает о некоторых путях реализации контроля знаний учащихся в рамках развивающего обучения, о контроле качества знаний с использованием разноуровневых заданий, часть из которых ориентирована на сильных учащихся, так как именно они будут высококвалифицированными рабочими, которым придется работать на производстве в ХХ веке.
-
Урок химии по теме: "Основные классы неорганических соединений" 2004
Автор материала, преподаватель химии средней школы с 11 летним стажем работы предлагает авторский вариант урока, который рекомендует провести в 11-м классе в рамках деловой игры "День дублёра" для учащихся, которые не изъявили желание побыть в роли учителей в этот день. Материал урока адаптирован для уровня учителя - дублёра и содержит подробный конспект материала урока с указанием технических и прочих нюансов проведения урока. Такое праздничное мероприятие традиционно проводится с большим успехом вот уже не один десяток лет в школе, где работает автор материала.