Цели:
1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.
3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.
Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы: Н3ВO3, NaHCO3, KMnO4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к выполнению практической работы.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим
оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы
посудой.
3. Ход работы.
Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.
Схема движения по модулю
УЭ-1: входной контроль
Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.
Работаем в тетради для практических работ.
ЗАДАНИЕ
I вариант
1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:
а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.
(1 балл.)
2. Что называют мениском?
(1 балл.)
3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?
а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.
(1 балл.)
II вариант
1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:
а) m;
б) w;
в) V;
г) M.
(1 балл.)
2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?
(1 балл.)
3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?
а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.
(1 балл.)
Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ
пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.
УЭ-2
Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.
Упражнения.
1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).
2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г
УЭ-3
Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.
I вариант
Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?
Ответ: m (NaHCO3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.
II вариант
Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Ответ: m (H3BO3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.
УЭ-4
Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.
При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO4. Приготовьте 80 г данного раствора.
УЭ-5
Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?
Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.
Рефлексия
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».