Тема урока: АЛЮМИНИЙ
Класс: 9б.
Тип урока:постановка и решение учебных задач.
Цель урока |
Для учителя |
Для ученика |
1.Образовательная. | Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме. | Знать характеристики алюминия на атомарном и макроуровне. |
2.Развивающая. | Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. | Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность. |
3.Воспитательная. | Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. | Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности. |
Ожидаемый результат
Каждый ученик должен уметь давать характеристику алюминия на атомарном и макроуровне, находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
Оборудование
Лабораторная работа.
Алюминий (стружка, фольга, проволока, гранулы), цинк, соляная кислота (1:2), гидроксид натрия, спиртовка, спички, держалка, 3 пробирки, образец алюминиевой руды (боксит).
Демонстрация.
Вода в стакане, вилка алюминиевая, штатив с лапкой, проволока алюминиевая, спиртовка, спички, хлорид меди (II),азотная кислота (концентр), соляная кислота (1:2)
Таблицы.
Металлическая кристаллическая решетка, получение алюминия электролизом, справочные таблицы по физическим свойствам алюминия, руководство по выполнению эксперимента.
Кодоскопи пленка к кодоскопу (химические свойства, нахождение алюминия в природе, получение алюминия)
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник – М.: Дрофа, 1998 г.;
- Шалинец А.Б. Провозвестники атомного века. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1975 г.;
- Таубе П.Р., Руденко Е.И. От водорода до…? М.: «Высшая школа», 1968 г. Чернышевский Н.Г. Что делать?
Структура и содержание урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Контроль |
1.Организационный момент. | Вступление: мир каких веществ мы изучаем? | Мир металлов. | |
2.Мотивация и целеполагание.
|
Читается отрывок из произведения Чернышевского Н.Г. "Что делать?" и показывается ксерокопия образца мебели из данного метала (приложение 1). | Слушают и формулируют тему урока, подтверждают логику выбора этой темы. | |
3.Планирование. | Обращение к девизу урока (приложение 2) и нацеливание на планирование. | Составляют план изучения данной темы путем переноса ранее изученного материала на новый, сравнивают план с эталоном (приложение 3). | |
4.Реализация плана через решение
частных задач. Атомарный уровень. |
Вызывается ученик к доске по характеристике алюминия на атомарном уровне (состав – строение –свойства). | Дают характеристику алюминия на
атомарном уровне с краткой записью в тетради и
отвечают на контрольные вопросы.
|
1)К каким элементам (s, p, d, f)относится
алюминий? 2)Какую необычную степень окисления может иметь алюминий? (Обратитесь к графической формуле) 3)Как изменяется восстановительная способность в периоде? Почему? |
Макроуровень:
|
Организация фронтальной парной работе по характеристике макро уровня. | Характеризуют состав вещества, строение кристаллической решетки алюминия. | Характеризуют состав вещества, строение кристаллической решетки алюминия. |
Вывод учеников на основании анализа справочных данных (приложение 4) и образцов алюминия по характеристике физических свойств алюминия. | Анализируют и делают выводы с записью в тетрадь. | 5)Охарактеризовать физические свойства алюминия. | |
Выход на проблему химической
активности алюминия: просит сравнить химическую активность с щелочными и щелочноземельными металлами по положению в периодической таблице и в электрохимическом ряду напряжения. |
работая в парах, сравнивают активность алюминия и делают выводы. | 6)Какова химическая активность алюминия? | |
просит сформулировать проблему (противоречие) между знаниями и жизненными наблюдениями. | работая в парах, предлагают проблему и формулируют ее, делают вывод почему она возникла (химическая активность – применение в быту). | 7)Какая проблема возникла? | |
выход на предложение решения данной проблемы. | проводят мысленный сбор данных и мысленный эксперимент, используя оборудование и реактивы урока. | 8)Какой эксперимент вы предлагаете? | |
организует проведение выбранного эксперимента (приложение 5 –опыт 1). | по вариантам проводят эксперимент по
сравнению химической активности алюминия и
цинка Iвариант. Zn + HCl IIвариант. Al + HCl Рисуют схему покрытия алюминия оксидной пленкой. |
7)Какой вывод по итогам эксперимента вы сделали? | |
выполнение демонстрационного опыта (нагревание алюминиевой проволоки в пламени). | смотрят и делают выводы, отвечают на контрольные вопросы, используя данные эксперимента. | 8)Почему расплавленный алюминий не
капает? 9)Подвергается ли коррозии алюминий? |
|
Задает вопрос по химическим свойствам алюминия, очищенного от оксидной пленки. | Отвечают и сравнивают ответ с пленкой
через кодоскоп (приложение 6). |
10)Что необходимо сделать, чтобы изучить химические свойства алюминия? | |
Вызывает двух учеников к доске с целью написания уравнений реакций по химическим свойствам. | Два ученика у доски пишут уравнения
химических реакций: 1 –взаимодействие алюминия с простыми веществами; 2 –взаимодействие алюминия со сложными веществами. (Заполняют пропуски и показывают переход электронов). |
11)Каковы общие химические свойства алюминия? | |
Проводит демонстрационный опыт по пассивации алюминия концентрированной азотной кислотой. | Смотрят и делают выводы по применению алюминия, отвечают на контрольный вопрос. | 12)Какое применение находит алюминий в связи с этим свойством? | |
Вопрос: каковы особенные свойства алюминия? (учебник стр.52). | Предлагают варианты из ранее имеющегося опыта (взаимодействие с щелочами и восстановитель). | 13)Какие продукты образуются при восстановлении оксида алюминия? Как называется процесс? Записать уравнение реакции. | |
Предлагает выполнить опыт 2 (приложение 5). | Выполняют опыт, записывают схему Al + NaOH + H2O > H2 + ?и доказывают наличие водорода. |
14)Можно ли пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот? | |
5.Домашнее задание | Возвращает к плану урока § 13, стр.57-61, повторить амфотерность § 2, сплавы алюминия § 7. Для желающих опыты (инструкции – приложение 7). | Выделяют оставшиеся вопросы из плана, переходят к теме следующего урока и делают вывод, что необходимо повторить дома. | |
6.Рефлексия. | Рефлексивные листочки. | Дописывают предложения (приложение 8). |
|
В зависимости от темпа работы учащихся, можно продолжить рассмотрение плана. | |||
7. Нахождение в природе, получение, открытие. | Организует работу по рядам, учебник стр.59, 60, 62. При ответах учащихся использует пленки через кодоскоп (приложение 9), таблицу «Получение алюминия электролизом». Зачитывает стр.90, "От водорода до…?", Руденко Е.И., Таубе П.Р. | Iряд – нахождение в природе. IIряд – получение. IIIряд – открытие. Делают выводы по поставленным разделам. |
1)В виде чего находится алюминий в
природе? 2)Руда из которой получают алюминий? 3)Способ получения алюминия из руды? 4)Почему используют криолит? 5)С каким открытием связано получение активных металлов? |
Итог урока: «Этому металлу суждено великое будущее.» Н.Г. Чернышевский. |
Тема урока: СПИРТЫ
Класс: 10б.
Тип урока: решение частных задач.
Дидактическая цель: создать условия для закрепления и систематизации учебного материала, выявить уровень овладения системой знаний и умений, применением их в сходных и нестандартных ситуациях средствами технологий развивающего обучения.
Цели по содержанию:
Образовательная - способствовать закреплению и обобщению системы знаний по теме.
Развивающая –продолжить формирование умений выявления проблем, их решения через применение знаний в сходных и нестандартных ситуациях, установлению причинно-следственных связей, формулированию новых проблем.
Воспитательная – способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная.
Средства обучения:
- Химия 10 – учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна – М., Дрофа, 2000 г.
- Кодоскоп и пленки к кодоскопу.
- Демонстрационный эксперимент:
этиловый спирт;
бутиловый спирт;
натрий. - Информационные карты по теме «Спирты».
Структура и содержание урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Предлагает проверить готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. |
2.Целеполагание и мотивация. | Предлагает учащимся вернуться к девизам первых двух уроков: (кодоскоп). Учитель записывает все проблемы на доске. | Зачитывают девизы и отвечают на вопросы
(приложение 1). Устанавливают связи между выписанными проблемами и их классифицируют. |
3.Планирование по решению проблем. | Выслушивает предложения по решению этих проблем. | Предлагают варианты решения выявленных проблем. |
4. Реализация плана через решение
частных задач: а) систематизация и обобщение материала; (5минут) б) применение учебного материала в знакомой и нестандартной ситуации. |
Организую парную работу по передаче
информации, используя карту. 1) Вызывает к доске 6 учащихся для индивидуальной работы по карточкам (приложение 3). 2) Организует фронтальную работу в тетради с учащимися по выполнению химического диктанта (приложение 4). 3) Вызывает к доске 3-х учащихся для проверки работы по карточкам. 4) Просит в парах обсудить итоги диктанта. 5) Выясняет результативность работы по итогам диктанта (оценивает верные результаты). 6) Организует подведение итогов по индивидуальной работе у доски. 7) Предлагает учащимся упражнение 9 стр. 132 (учебник), помогает в формулировке вывода и подтверждает его демонстрационным экспериментом через кодоскоп. 8) Предлагает вопрос перехода (генетической связи) от углеводородов к спиртам. |
Первые два пункта ученик первого
варианта рассказывает ученику второго варианта,
а 3, 4, 5 пункты ученик второго варианта
рассказывает ученику первого варианта 1) Ученики, вызванные к доске, оформляют свой ответ письменно и садятся на место. 4) Обсуждают результат в парах, затем проверяют его по кодоскопу (приложение 4). 7) Высказывают свою точку зрения и объясняют, формулируют выводы. 8) Предлагают переходы и делают выводы. |
5.Итог по уровню обученности. | Ставит оценки за работу у доски, диктант. | Заполняют выходную карту 1 пункт
(приложение 5). Высказывают собственные суждения об успешных достижениях. |
6.Домашнее задание. | Обращает внимание к информационной
карте пункт 1 б (вторая формула) и 1 задание
диктанта – продукт. Задает домашнее задание: § 16.Написать уравнение химических реакций по свойствам глицерина, упр. 14, стр. 133; для желающих осуществить превращение, используя генетическую связь, предельный углеводород > сложный эфир. |
Отвечают на вопросы: 1)Какое соединение здесь получилось? 2)Каковы физические и химические свойства можно предположить у многоатомных спиртов? 3)А будут ли характерны для них особые свойства? Почему? (ответить, опираясь на теорию А.М. Бутлерова). Записывают его в тетрадь, задают уточняющие вопросы. |
7.Рефлексия. | Предлагает заполнить выходную карту и благодарит учащихся за урок. | Заполняют 2, 3 пункты. |