Интегрированный урок по дисциплинам: физколлоидная химия и технология приготовления пищи. Тема урока: "Физико-химические изменения углеводов продуктов питания в процессе технологической обработки"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Цели урока:

Образовательные:

  • углубить знания о строении и свойствах углеводов;
  • выявить изменения углеводов продуктов питания при технологической обработке;
  • показать взаимосвязь физических и химических процессов.

Развивающие:

развивать:

  • умение применять знания теории на практике;
  • умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • наблюдательность, самостоятельность.

Воспитательные:

прививать:

  • чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам лабораторной работы;
  • интерес к избранной специальности;
  • показать студентам ведущую роль теории в познании практики.

Планируемые результаты

Знать:

  • состав, строение, основные свойства и изменения углеводов в процессе технологической обработки продуктов питания.

Уметь:

  • выявлять связь между строением и свойствами углеводов;
  • объяснять влияние изменений углеводов на качество готовой продукции в процессе технологической обработки продуктов.

Тип урока: лабораторная работа

Форма урока: комбинированный

Комплексно-методическое обеспечение:

На столе преподавателя:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран

На столах студентов:

  • химические реактивы: серная кислота, йод, сахароза, крахмал, сульфат меди, гидроксид натрия, вода;
  • химическая посуда: спиртовки, спички, фарфоровые чашки, асбестовые сетки, пипетки, пробирки, штативы, колбы;
  • методическое пособие “Физико-химические процессы, формирующие качество продукции общественного питания”;
  • инструкция по выполнению лабораторной работы.

Методы обучения:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • проблемные

Межпредметные связи:

  • органическая химия
  • физколлоидная химия
  • товароведение
  • технология приготовления пищи
  • биология
  • физика

Ход урока:

Преподаватель: Все продукты питания являются источниками пищевых веществ, необходимых организму человека для нормального развития и функционирования. Мы рассмотрим сегодня только одну группу веществ - углеводы. Углеводы - важнейшие вещества продуктов питания. Углеводы содержатся в основном в продуктах питания растительного происхождения.

Большая часть продуктов питания перед употреблением в пищу проходит соответствующую кулинарную обработку, в результате которой изменяются цвет, вкус, запах, повышается усвояемость, образуются новые вещества. Без знания сущности происходящих процессов при кулинарной обработке, нельзя сознательно подходить к выбору режима технологической обработки, обеспечить высокое качество готовых блюд, уменьшить потери пищевых веществ.

Актуализация опорных знаний. Повторение ранее изученного материала. Студенты отвечают на следующие вопросы преподавателя:

  • Какую роль выполняют углеводы в организме человека?
  • На какие три группы классифицируют углеводы по строению?
  • Назовите физические свойства каждой группы углеводов: моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов.
  • Какое строение имеют моносахариды, дисахариды и полисахариды? Укажите молекулярные формулы и функциональные группы.
  • Как определить новые вещества, образовавшиеся в результате изменений углеводов?
  • Назовите качественные реакции на углеводы: глюкозу, сахарозу, крахмал.

Ответы на предложенные вопросы демонстрируются с помощью слайдов (3 – 7) презентации.

Преподаватель: Физико-химические изменения углеводов мы докажем опытным путем, проведя лабораторную работу.

Преподаватель объявляет цель лабораторной работы и проводит инструктаж по технике безопасности.

Студенты знакомятся с инструкцией по проведению лабораторной работы, проводят опыты, и результаты работы оформляют в таблицу.

Изменения углеводов

/результаты лабораторной работы/

Углевод

Название опыта

Уравнения
реакций

Проявления в ТПП

       
       
       
       
       

Лабораторная работа

Тема: Физико-химические изменения углеводов продуктов питания в процессе технологической обработки

Цель: доказать проявления физико-химических изменений углеводов продуктов питания в технологии приготовления пищи

Инструкция по проведению лабораторной работы

  • наблюдать и объяснять химические явления;
  • пользоваться только реактивами, стоящими на столе;
  • осторожно обращаться с кислотами и щелочами;
  • оформить отчет с полученными результатами и выводами в таблице.

Опыт №1. Гидролиз сахарозы

Опыт №2. Карамелизация сахарозы

Опыт №3. Клейстеризация крахмала

Опыт №4. Гидролиз крахмала

  • Кислотный гидролиз
  • Ферментативный гидролиз

Студенты совместно с преподавателем подводят итоги лабораторной работы (слайды 8-11) и делают выводы:

Какие проявления физико-химических изменений углеводов продуктов питания имеют место в технологии приготовления пищи?

  1. Какие физико-химические изменения углеводов произошли при гидролизе сахарозы? (Растворение, инверсия)
  2. Где эти изменения имеют место в технологии приготовления пищи? (Варка компота, варенья, фруктов)
  3. Какие вещества являются конечными продуктами гидролиза сахарозы? (Глюкоза и фруктоза - инвертный сахар)
  4. Какие физико-химические явления происходят при карамелизации сахарозы и где эти процессы проявляются в технологии приготовления пищи?
  5. /Термомассоперенос и глубокий распад сахаров. Запекание яблок, появление корочки при выпечке хлеба/

  6. Какие физико - химические явления проявляются в процессе клейстеризации крахмала /Набухание и разрушение структуры крахмального зерна
  7. Проявление этих изменений в технологии приготовления пищи
  8. /Варка киселей, соусов, супов-пюре/

  1. Какие вещества являются конечными продуктами кислотного и ферментативного гидролиза? Где мы наблюдаем эти проявления?
  2. /Образуются глюкоза, декстрины, патока. Варка красных соусов, киселей/

  1. Сравните условия ферментативного и кислотного гидролиза. Какой гидролиз происходит быстрее и при более мягких условиях?

Домашнее задание (слайд 12)

Контроль. Проверка знаний студентами фактического материала.

Студенты отвечают на вопросы теста (слайды 13-17).

Студентами проводится взаимопроверка тестирования (слайд 18) и выставление оценок согласно следующим критериям:

менее 6 с.о. – тест не оценивается

6 – 7 с.о. – оценка “3”

8 – 9 с.о. – оценка “4”

10 – 11 с.о. – оценка “5”

Рефлексия (слайд 19)