Цели урока:
Образовательные:
- углубить знания о строении и свойствах углеводов;
- выявить изменения углеводов продуктов питания при технологической обработке;
- показать взаимосвязь физических и химических процессов.
Развивающие:
развивать:
- умение применять знания теории на практике;
- умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- наблюдательность, самостоятельность.
Воспитательные:
прививать:
- чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам лабораторной работы;
- интерес к избранной специальности;
- показать студентам ведущую роль теории в познании практики.
Планируемые результаты
Знать:
- состав, строение, основные свойства и изменения углеводов в процессе технологической обработки продуктов питания.
Уметь:
- выявлять связь между строением и свойствами углеводов;
- объяснять влияние изменений углеводов на качество готовой продукции в процессе технологической обработки продуктов.
Тип урока: лабораторная работа
Форма урока: комбинированный
Комплексно-методическое обеспечение:
На столе преподавателя:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран
На столах студентов:
- химические реактивы: серная кислота, йод, сахароза, крахмал, сульфат меди, гидроксид натрия, вода;
- химическая посуда: спиртовки, спички, фарфоровые чашки, асбестовые сетки, пипетки, пробирки, штативы, колбы;
- методическое пособие “Физико-химические процессы, формирующие качество продукции общественного питания”;
- инструкция по выполнению лабораторной работы.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- практические
- проблемные
Межпредметные связи:
- органическая химия
- физколлоидная химия
- товароведение
- технология приготовления пищи
- биология
- физика
Ход урока:
Преподаватель: Все продукты питания являются источниками пищевых веществ, необходимых организму человека для нормального развития и функционирования. Мы рассмотрим сегодня только одну группу веществ - углеводы. Углеводы - важнейшие вещества продуктов питания. Углеводы содержатся в основном в продуктах питания растительного происхождения.
Большая часть продуктов питания перед употреблением в пищу проходит соответствующую кулинарную обработку, в результате которой изменяются цвет, вкус, запах, повышается усвояемость, образуются новые вещества. Без знания сущности происходящих процессов при кулинарной обработке, нельзя сознательно подходить к выбору режима технологической обработки, обеспечить высокое качество готовых блюд, уменьшить потери пищевых веществ.
Актуализация опорных знаний. Повторение ранее изученного материала. Студенты отвечают на следующие вопросы преподавателя:
- Какую роль выполняют углеводы в организме человека?
- На какие три группы классифицируют углеводы по строению?
- Назовите физические свойства каждой группы углеводов: моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов.
- Какое строение имеют моносахариды, дисахариды и полисахариды? Укажите молекулярные формулы и функциональные группы.
- Как определить новые вещества, образовавшиеся в результате изменений углеводов?
- Назовите качественные реакции на углеводы: глюкозу, сахарозу, крахмал.
Ответы на предложенные вопросы демонстрируются с помощью слайдов (3 – 7) презентации.
Преподаватель: Физико-химические изменения углеводов мы докажем опытным путем, проведя лабораторную работу.
Преподаватель объявляет цель лабораторной работы и проводит инструктаж по технике безопасности.
Студенты знакомятся с инструкцией по проведению лабораторной работы, проводят опыты, и результаты работы оформляют в таблицу.
Изменения углеводов
/результаты лабораторной работы/
Углевод |
Название опыта |
Уравнения |
Проявления в ТПП |
Лабораторная работа
Тема: Физико-химические изменения углеводов продуктов питания в процессе технологической обработки
Цель: доказать проявления физико-химических изменений углеводов продуктов питания в технологии приготовления пищи
Инструкция по проведению лабораторной работы
- наблюдать и объяснять химические явления;
- пользоваться только реактивами, стоящими на столе;
- осторожно обращаться с кислотами и щелочами;
- оформить отчет с полученными результатами и выводами в таблице.
Опыт №1. Гидролиз сахарозы
Опыт №2. Карамелизация сахарозы
Опыт №3. Клейстеризация крахмала
Опыт №4. Гидролиз крахмала
Студенты совместно с преподавателем подводят итоги лабораторной работы (слайды 8-11) и делают выводы:
Какие проявления физико-химических изменений углеводов продуктов питания имеют место в технологии приготовления пищи?
- Какие физико-химические изменения углеводов произошли при гидролизе сахарозы? (Растворение, инверсия)
- Где эти изменения имеют место в технологии приготовления пищи? (Варка компота, варенья, фруктов)
- Какие вещества являются конечными продуктами гидролиза сахарозы? (Глюкоза и фруктоза - инвертный сахар)
- Какие физико-химические явления происходят при карамелизации сахарозы и где эти процессы проявляются в технологии приготовления пищи?
- Какие физико - химические явления проявляются в процессе клейстеризации крахмала /Набухание и разрушение структуры крахмального зерна
- Проявление этих изменений в технологии приготовления пищи
/Термомассоперенос и глубокий распад сахаров. Запекание яблок, появление корочки при выпечке хлеба/
/Варка киселей, соусов, супов-пюре/
- Какие вещества являются конечными продуктами кислотного и ферментативного гидролиза? Где мы наблюдаем эти проявления?
/Образуются глюкоза, декстрины, патока. Варка красных соусов, киселей/
- Сравните условия ферментативного и кислотного гидролиза. Какой гидролиз происходит быстрее и при более мягких условиях?
Домашнее задание (слайд 12)
Контроль. Проверка знаний студентами фактического материала.
Студенты отвечают на вопросы теста (слайды 13-17).
Студентами проводится взаимопроверка тестирования (слайд 18) и выставление оценок согласно следующим критериям:
менее 6 с.о. – тест не оценивается
6 – 7 с.о. – оценка “3”
8 – 9 с.о. – оценка “4”
10 – 11 с.о. – оценка “5”
Рефлексия (слайд 19)