РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ ТУРНИРА:
- побуждение учащихся к познавательной деятельности;
- развитие логического мышления;
- реализация межпредметных связей курсов биологии, химии, физики;
- развитие сообразительности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ТУРНИРА:
Воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, изобретательности.
ОРГАНИЗАТОРЫ:
Учитель химии: Тинишова Э.У.
Учитель биологии: Кулакова Т.М.
Учащиеся 8 класса.
ЭПИГРАФЫ:
Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Демокрит
Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет.
Саади
ПРОГРАММА ТУРНИРА
- Представление участников и гостей турнира.
- Визитка (представление команд: название, девиз, эмблема).
- 1 тур игры – разминка.
- Рекламная пауза – домашнее задание на тему “Химия и биология в лицее 1”.
- 2 тур игры – “Что мы знаем, что мы умеем”.
- Конкурс болельщиков.
- 3 тур игры экспериментальный “Что бы это значило?” - домашнее задание (лабораторный опыт)
- 4 тур игры – “Чёрный ящик” (угадай вещество).
- 5 тур игры – “Тёмная лошадка” (угадай, о каких правилах поведения идёт речь).
- 6 тур игры – “ Финишная прямая” (проверь свою внимательность и зрительную память).
- Заключение (подведение итогов).
Этот турнир проводится в конце учебного года, как заключительное внеклассное мероприятие. Из учащихся параллельных классов составляются 3 команды, каждая из которых состоит из капитана и пятерых участников, остальные – зрители и болельщики.
Программа турнира вывешивается заранее.
Команды за 10 дней до турнира готовят домашнее задание – химические опыты для конкурса “Что бы это значило?” и сценки для рекламной паузы. У каждой команды должен быть девиз, эмблема, название.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Турнир завершается награждением победителей.
1 ТУР. РАЗМИНКА
ТЕМА: ЗАКОНЫ ХИМИИ И ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
- Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство? ( НСI - соляная кислота)
- Какую роль выполняет пищевая сода, когда её употребляют от изжоги? (Пищевая сода нейтрализует соляную кислоту).
- Какой газ используют в медицине при снятии болевого шока при операциях? (Веселящий газ –N2O)
- Что произойдёт, если в дистиллированную воду поместить эритроциты? (Помещение эритроцитов в дистиллированную воду приводит к набуханию, а затем к разрушению эритроцитов, сопровождающееся выходом гемоглобина в плазму крови "лаковая кровь")
- Какое заболевание вызывается недостатком йода в пищевых продуктах и в воде? (Зоб, Базедова болезнь)
- Известно, что гемоглобин эритроцитов принимает участие в переносе кислорода. Можно ли доказать, что он взаимодействует с ним химически? (Венозная кровь темно-вишневая, артериальная - ярко-алая. Изменение цвета указывает на химическую реакцию, при этом валентность железа не изменяется, т.е. оно остаётся двухвалентным)
- Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fе2+ в Fе3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода)
ТЕМА: ЗАКОНЫ ФИЗИКИ И ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА: РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ И ЗАКОНЫ ХИМИИ
- В какой капусте много йода? (Морской. Это бурая водоросль ламинария).
- Без какого газообразного вещества не могут развиваться растения? (СО2)
- Где главным образом сосредоточен фосфор в организме животных? (Скелет, мышцы, нервные ткани)
- Демонстрируется декальцинированная кость. Вопрос: почему куриная кость стала такой мягкой? Чем её обработали, и какой химический элемент из неё исчез? (Её обработали соляной кислотой, исчез кальций).
- Какие соли серной и соляной кислот используют для защиты растений от вредителей и болезней? (СиSО4, FeSO4, BaCl2, ZnCl2 )
- Какие химические элементы поступают в растения из воздуха, воды, почвы? (C, N, O –из воздуха, H и O –из воды, все остальные – из почвы).
ТЕМА: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
- Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а в больших – ядовит? (Озон – О3).
- Какую водку никогда не пьют? Назовите её состав. (Не пьют “царскую водку”. Её состав: 1V HNO3 + 3V HCl)
- Какой газ называют угарным? Почему он вреден? (Угарный газ – СО. Соединение гемоглобина с угарным газом НbСО – карбоксигемоглобин, это патологическое соединение, которое не способно присоединять кислород, что является опасным для жизни).
- Какими путями яды могут попасть в организм человека? (Через органы дыхания, кожу).
- Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами? (Халат, очки, перчатки).
- Какую первую помощь следует оказывать при отравлении кислотами? (Промыть желудок, затем дать выпить молоко или мучную болтушку).
- Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть водой и нейтрализовать 1-2 % раствором уксусной кислоты).
2 ТУР. ЧТО МЫ ЗНАЕМ. ЧТО МЫ УМЕЕМ.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. ВИКТОРИНА.
- Какие вещества являются источниками энергии при работе мышц человека? (Белки, жиры, углеводы).
- Какой русский химик был известным композитором, автором оперы “Князь Игорь”? ( А.П.Бородин).
- В какой воде лучше растворяется поваренная соль – холодной или горячей? (Одинаково. Поваренная соль – единственная из всех солей, у которой растворимость практически не зависит от температуры).
- Полезно ли человеку пить дистиллированную воду? (Вредно, нет полезных газов, например, кислорода и минеральных солей).
- От раствора какой соли при смачивании тела кожа становится чёрной? (Ляпис, нитрат серебра).
- Какой русский химик был энтомологом и занимался пчеловодством? (А.М.Бутлеров).
- Какое действие оказывают на организм человека кислоты и щелочи? (Химические ожоги, кислоты – раздражение верхних дыхательных путей, омертвление кожи, щелочи – общее отравление).
- Какую воду можно замутить своим дыханием? (Известковую, её формула – Са(ОН)2 )
- Какой газ называют “лисий хвост”? (NO2. Он образуется при сжигании топлива на ТЭЦ. Имеет рыжую окраску, тяжелее воздуха, поэтому плохо рассеивается в воздухе. Ядовит).
- “Дырявый газ”, о чём идет речь? (Об озоне – О3, озоновых дырах)
- Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Верно ли это утверждение? (Верно говорить - воздух, обогащенный кислородом или воздух, обогащенный углекислым газом).
- Какой человек будет лучше видеть предметы под водой – страдающий близорукостью или дальнозоркостью? (Близорукие люди будут видеть лучше, т.к. вода ослабляет преломляющую силу глаза).
- Почему не все основания меняют цвет индикаторов? (Основания, нерастворимые в воде, не диссоциируют на ионы ОН- )
- Почему в аптечке находится раствор борной кислоты, а не, например, серной кислоты? (Н2SО4- это очень сильная кислота)
- Что такое купоросное масло? (Серная кислота, т.к. у неё большая плотность 1,84 г/мл, вязкая, маслянистая, получают из минералов – купоросов).
3 ТУР. “ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?”
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:
- “Несгораемый платок”
- “Золотой нож”
- “Зажигание свечи”
Исполнитель смачивает в воде и слегка отжимает хлопчатобумажный платок, после чего пропитывает его этиловым спиртом или ацетоном. Берет платок щипцами, выходит к зрителям и с помощью длинной лучинки поджигает. Спирт сразу же вспыхивает – создается впечатление, что горит платок. Пламя при этом почти бесцветное. Горение скоро прекращается, а платок остается невредимым.
Исполнитель наливает в химический стакан 200мл насыщенного раствора медного купороса CuSO4•5H2O и подкисляет его 1мл 20%-ного раствора серной кислоты. Нож предварительно хорошо зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, промывают в теплой воде и обезжиривают спиртом. Во время демонстрации нож на несколько секунд опускают в раствор медного купороса, а затем вынимают, споласкивают водой, протирают – нож становится “золотым” - покрывается ровным слоем меди.
Непосредственно перед демонстрацией исполнитель под контролем учителя готовит смесь перманганата калия с концентрированной серной кислотой. Для этого в фарфоровую чашку насыпают немного (на кончике ложечки) “марганцовки”, пипеткой отбирают 2-3 капли кислоты и переносят их на “марганцовку”. К фитилю свечи прикладывают ватку, смоченную спиртом. Затем стеклянной палочкой берут небольшое количество окислительной (зажигательной) смеси и подносят к фитилю. Свеча воспламеняется. Возгорание свечи происходит без участия огня – без спичек.
Эти опыты команды готовят заранее с учителем химии и втайне друг от друга. Баллы набирает та команда, которая догадается, какие реактивы были использованы командой-противником.
4 ТУР. “ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”
Однажды Роберт Гук, служивший куратором в Грешем – колледже, где проходили заседания Королевского общества, пригласил Роберта Бойля на одну из публичных демонстраций своих опытов.
Гук поставил на стол горящую свечу и прикрыл её стеклянным колпаком. Прошло немного времени и свеча потухла. Это обстоятельство не смутило учёных: кто не знает, что без притока свежего воздуха свечи горят плохо?
Гук снова зажёг свечу, положил рядом какой-то камень, прикрыл свечу колпаком. Свеча не погасла, она горела и горела, нарушая законы здравого смысла.
Джентльмены стали заключать пари, сколько времени продержится пламя. Свеча горела!...
ВОПРОС: Что за волшебное вещество положил Гук под колпак? Эти вещества ещё в древние времена называли - “поддерживающие огонь”.
ОТВЕТ: Гук положил под колпак соль азотной кислоты – нитрат (KNO3), который при нагревании легко разлагается с образованием кислорода.
5 ТУР. “ТЕМНАЯ ЛОШАДКА”
Команды должны догадаться, о каких правилах поведения идет речь. Ответ оформляется на отдельном плакате с заголовком “Правила выживания в химической лаборатории”.
6 ТУР. “ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ”
Проверить свою внимательность и зрительную память участникам турнира предлагается следующим образом: в течение 1 минуты участники рассматривают плакат, где находятся данные по содержанию макро- и микроэлементов в организме человека. Плакат убирают, каждому представителю от команды дают 3 минуты на то, чтобы на отдельном листке он написал те данные, что ему удалось запомнить. Соответственно и оценивают эти результаты члены жюри.