Цели урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру, исследовательским методом определить свойства кислот, познакомиться с индикаторами, с правилами работы с кислотами.
Ход урока.
Вступление Учителя: в звездной системе “Вещества” на одной из планет было четыре огромных государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждом из них было много жителей. Чем-то они были похожи, а в чем-то имели свои особенности. Давайте совершим путешествие в одно из государств под названием “Кислота” и познакомимся с ее жителями, изучим их нравы. Свое путешествие по стране мы совершим от станции к станции. Первая станция “Ознакомительная”.
Каждый раз, когда перемещаемся от станции к станции, звучит любая легкая приятная музыка.
У каждого варианта лежат карточки с “именами” некоторых жителей страны. Прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются (обсуждение проходит в группах по четыре человека, сидящих за партами, стоящими рядом).
- I Вариант: HCL, H3PO4;
- II Вариант: H2S; H2SO4;
- III Вариант: HBr; HNO3.
(Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода называют по центральному атому, а название кислот, не содержащих атом кислорода, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”).
Внимательно посмотрим на молекулы кислот и найдем: чем же они все похожи (наличием атома водорода). Оставшуюся часть в кислоте принято называть кислотным остатком.
Вспомните метод получения водорода из соляной кислоты и цинка. В чем состоит сущность данной реакции? (Металл замещает атомы водорода кислоты).
Подведем итог, отвечая на вопросы:
- что общего в строении кислот?
- на какие атомы замещается водород в реакциях с металлами?
- как называются атомы или группы атомов, соединенные с атомами водороды в кислоте?
Кислота – сложное вещество, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.
Обратите внимание: кислоты имеют разное число атомов водорода в своем составе, что может служить признаком их классификации. Как вы думаете: на какие группы их можно разделить? (Обсуждаем классификацию по числу атомов водорода, а так же валентность кислотных остатков).
Кто заметил еще один признак, по которому можно было бы классифицировать кислоты? (Атом кислорода, обсуждаем классификацию по этому признаку).
Отправляемся дальше. Следующая станция “дегустационная”. У вас лежат следующие вещества: I вариант: аскорбиновая кислота; II вариант: кусочек кислого яблока; III вариант: кусочек лимона. Попробуйте их. Все эти продукты содержат те или иные кислоты. Что почувствовали вы? (Кислый вкус).
Готовы ли вы теперь ответить на вопрос: почему называются кислотами жители этой страны?
Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые.
Следующая станция, на которой мы совершим свою остановку, это – “правила техники безопасности”. Единственный раз вы попробовали что-то на вкус в химической лаборатории только потому, что это сделать разрешил вам учитель. На самом деле первое и главное правило при работе в химической лаборатории: ничего нельзя пробовать на вкус. Следующее правило: при разбавлении серной кислоты необходимо приливать кислоту в воду, а не наоборот. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью эксперимента. (Учитель проводит эксперимент: в большой стакан, в который налита вода, осторожно небольшими порциями добавляется концентрированная серная кислота, перемешивание производится плотно закрытой пробиркой, в которой налито небольшое количество эфира. Жидкость в пробирке закипает.)
При работе с большими объемами кислот необходимо использовать индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки и защитные очки. Если все же кислота попала на кожу необходимо промыть обожженное место 5% раствором пищевой соды.
Теперь мы знакомы с правилами работы с кислотами и можем отправляться дальше.
Следующая остановка “экспериментальная”. Как определить, что мы встретились с жителем именно страны Кислот? Налейте в три пробирки небольшое количество выданных вам кислот.
- I вариант: соляная кислота;
- II вариант: серная кислота;
- III вариант: азотная кислота.
Добавьте в одну пробирку вещество фенолфталеин, во вторую метилоранж, в третью лакмус и посмотрите, что произошло с окраской. (Учащиеся объясняют результаты опытов и приходят к выводу, что есть вещества способные изменять свою окраску в растворах кислот, записываем определение индикатора и выясняем, что не все индикаторы можно использовать для определения кислой среды).
С кем же дружат кислоты, т.е. с какими веществами они способны вступать в химическое взаимодействие? (Учащиеся проделывают опыты по инструкционным картам, которые им заранее были выданы учителем, обсуждают результаты в группах , а затем один из учеников группы записывает уравнения на доске и объясняет наблюдаемые явления).
Инструкционная карта первого варианта:
Последовательность действий |
Наблюдения |
Уравнения химических реакций |
К 1-2 мл. НСL положить гранулу Zn, если реакция протекает медленно, нагреть. Проверить является ли выделяющийся газ водородом. | HCL + Zn = | |
К 1-2 млHCL добавить каплю индикатора метилоранжа, а затем Ca(OH)2 до изменения окраски раствора. |
HCL + Ca(OH)2 = | |
Поместить в пробирку немного CuO, прилить 1-2мл HCL, если реакция протекает медленно – нагреть. | HCL + CuO = | |
Поместить в пробирку CaCO3 Добавить 1-2 мл HCL. |
HCL + CaCO3 = |
- I вариант: изучает взаимодействие раствора соляной кислоты с цинком, гидроксидом кальция, оксидом меди (II), карбонатом кальция.
- II вариант: изучает взаимодействие раствора серной кислоты с медью, гидроксидом натрия, оксидом магния, хлорида бария.
- III вариант: изучает взаимодействие раствора азотной кислоты с магнием, гидроксидом калия, оксидом кальция, карбонатом калия.
При обсуждении приходим к следующим выводам:
- Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, из азотной кислоты нельзя получить водород.
- Растворы кислот взаимодействуют с основными оксидами.
- Растворы кислот взаимодействуют с основаниями.
- Растворы кислот взаимодействуют с солями, если выпадает осадок или выделяется газ.
Подводим итог работы (рефлексия).
- Дать определение кислот.
- Почему они так называются.
- Какими веществами можно определить наличие кислоты.
- Какие индикаторы используются для определения кислой среды.
- Классификация и номенклатура кислот.
- Химические свойства кислот.