Игровые технологии на уроках химии

Разделы: Химия


Цель урока: актуализация и рубежный контроль знаний, умений и навыков по теме “Важнейшие классы кислородсодержащих органических соединений”.

Девиз урока: “У пространства нет размера, а у знаний нет предела!”

Формат игры:

  1. Класс делится на 4 экипажа химиков-исследователей (по 5-7 учащихся):
  2. “ЭФИРИАНЦЫ”, “АЛЬДЕГИДОИДЫ”, “КИСЛАНТРОПЫ”, “АЛКАНАВТЫ”.

  3. Учитель моделирует игровую ситуацию: полёт к далёкой таинственной
  4. планете КАСП (Кислоты, Альдегиды, СПирты), необходимость исследования этой планеты, изучение образа жизни её обитателей - КАСПиритян и т. п.

    СОВЕТ! Учитель может сам воплотиться в образ посланца инопланетного разума - КАСПиритянина или руководителя Центра управления полётов, в зависимости от настроения!

  5. На доске открывается карта космического маршрута, лист тайм - кипера (Приложение1) и оценочная шкала (Приложение 2).

    СОВЕТ! В оформлении рекомендуется использовать космологическую символику: звёзды, кометы, метеориты, системы галактик и т. п.

  6. Тайм-кипер озвучивает временной режим игры:
    • вступительное слово учителя, объяснение правил игры(120 с);
    • преодоление этапов полёта (1680 с);
    • определение рейтинга экипажей после каждого этапа (480 с),

      ВНИМАНИЕ! Рейтинг определяется экипажами друг у друга после каждого этапа в течение 60 секунд при помощи открываемого учителем кода правильных ответов!

    • подведение итогов игры (120 с);
  7. Каждый экипаж получает набор для моделирования молекул, набор реактивов и вопросительный кейс, включающий задания к каждому этапу полёта;
  8. СОВЕТ! Оптимальный вариант: представить однотипные задания на листах одинакового цвета, чтобы не потеряться во Вселенной вещества!

Игра начинается! Счастливого полёта и мягкой посадки!

Вам желает автор идеи: Лана Пашкевич

ОБРАЗЕЦ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО КЕЙСА

для исследовательского экипажа “АЛЬДЕГИДОИДЫ”

Лист 1 (красный)

НАЗВАНИЕ ЗВЕЗДОЛЁТА

Ум - хорошо, а два - лучше!

Классифицируй вещество по химической формуле состава.

 

формулы алканолы многоат

омные

спирты

фенолы простые

эфиры

альдегиды кетоны карбоновые

кислоты

сложные

эфиры

1

сн2он - сн2он

к

а

р

л

ж

ю

р

з

2

сн3сон

и

о

ю

р

л

ш

о

д

3

сн3ососн3

р

ю

т

п

е

к

ц

ь

4

с2н5он

д

ю

э

х

г

щ

р

л

5

с6н5он

в

д

е

ы

ф

й

т

м

6

сн3соон

м

ж

л

о

к

щ

г

ы

7

сн3сосн3

я

м

с

ч

о

и

ю

ж

8

сн3осн3

а

о

л

д

ю

б

ъ

н

9

сн3он

о

б

т

р

щ

з

х

к

10

с6н4(он)2

р

и

ю

б

п

в

н

е

11

нсоон

ч

я

ф

д

л

т

д

ж

12

с2н5ос2н5

в

т

о

ы

ж

р

ф

к

Ответ ----------------------------------------------

РЕЙТИНГ :)

Лист 2 (оранжевый)

IUPAC - КОНТРОЛЬ

Не будь тороплив, будь памятлив!

Составь структурную формулу органического соединения по названию.

  1. метаналь -------------------------------
  2. метанол --------------------------------
  3. этаналь ---------------------------------
  4. уксусная кислота ----------------------
  5. формальдегид --------------------------
  6. этановая кислота ----------------------
  7. муравьиный альдегид -----------------
  8. метановая кислота ---------------------
  9. ацетальдегид ---------------------------
  10. муравьиная кислота -------------------

РЕЙТИНГ :)

Лист 3 (жёлтый)

КОД  ГАЛАКТИКИ

Не обдумав, не решай, а, решив, не передумай!

Определи наличие функциональных групп в составе соединения.

Название

Одна

-он

Две и более -он

-сон

-со-

- соон

-о-

-о-со-

1

этанол

г

м

ю

ш

д

а

к

2

формальдегид

р

а

и

н

ж

м

х

3

уксусная

кислота

ё

к

п

у

д

р

т

4

глицерин

л

р

с

т

ф

я

ш

5

метанол

и

л

о

м

ж

э

г

6

ацетальдегид

я

ю

р

б

а

е

г

7

стеариновая

кислота

е

н

ю

л

о

ж

я

8

этилацетат

м

ё

х

в

р

п

в

9

фенол

а

б

ю

д

ж

э

ъ

10

этиленгликоль

о

н

р

я

ю

ж

э

11

ацетон

т

е

м

и

к

ё

л

12

диметиловый

эфир

б

я

к

о

р

е

ж

Ответ ------------------------------------------------------

(поясни термин)

РЕЙТИНГ :)

Лист 4 (зелёный)

ВСТРЕЧА  С  ИНОПЛАНЕТЯНИНОМ

Мало хотеть, надо уметь!

Выведи молекулярную формулу органического вещества данного состава, составь структурную формулу и назови.

С - 40%

Н - 6,67%

О - 53,33%

ПЛОТНОСТЬ ПО ВОЗДУХУ (н.у.) - 1,035

ВНИМАНИЕ! ОН - “АЛЬДЕГИДОИД”!

РЕЙТИНГ :)

Лист 5 (голубой)

ГОЛОГРАММА КАСПиритянина

Всякое дело красит мера!

Смоделируй молекулу органического вещества, формула которого получена в предыдущем задании.

РЕЙТИНГ :)

Лист 6 (синий)

STAR  TREK

Мудрым никто не родился, а научился!

Составь уравнения по “цепочке превращений”, укажи условия реакции и назови органические вещества.

Цепочка превращений

  1. --------------------------------------------
  2.  

  3. --------------------------------------------
  4.  

  5. --------------------------------------------
  6.  

  7. --------------------------------------------
  8.  

  9. --------------------------------------------

РЕЙТИНГ :)

Лист 7 (фиолетовый)

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Умелые руки - помощники науке!

Проведи качественную реакцию для обнаружения каждого органического вещества, укажи на “облачке” реактив, условия и признак реакции.

Глицерин

Ацетальдегид

Этанол

Уксусная кислота

Фенол

 

РЕЙТИНГ :)

Лист 8 (лиловый)

МЕЖЗВЁЗДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Сравнение - основа мышления!

1. Исключи лишнее слово: зонелб, панопорл, дамигельдорф, лефон

2. Найди общее окончание

колок --

фен -

прок -

этан

3. Найди слово, соответствующее формуле, по образцу:

сн3сн2сон ----------- крохаль

сн3сн2сн2он --------- вол

сн3сосн3 ------------------ ? (Крокодил, скорпион, павлин).

4. Составь уравнение реакции по схеме:

павлИН + ВОДА > АЛЬбинос

5. Вставь нужную формулу:

А

сн3сон

В

?

нсон

Б

с2н5сон

И

6. Определи название вещества в скобках

сн3сн2он (пентанол) сн3сн2сн2он

сн3он (-------------) сн3он

ВНИМАНИЕ! Можно варьировать количество вопросов в тесте в зависимости от уровня подготовки класса.

РЕЙТИНГ :)

Лист Тайм-кипера

Оценочная шкала

При составлении вопросительного кейса использована литература:

1. Абросимов А., Абросимова М. Проверь себя, юный химик! Тесты для учащихся 8 -11 классов. “Первое сентября”. Химия. : №5 - 38, 1998.

2. Вивюрский В. Учись приобретать и применять знания по химии. Пособие для школьников. М.: ВЛАДОС, 1999.