Цель урока: актуализация и рубежный контроль знаний, умений и навыков по теме “Важнейшие классы кислородсодержащих органических соединений”.
Девиз урока: “У пространства нет размера, а у знаний нет предела!”
Формат игры:
- Класс делится на 4 экипажа химиков-исследователей (по 5-7 учащихся):
- Учитель моделирует игровую ситуацию: полёт к далёкой таинственной
- На доске открывается карта космического
маршрута, лист тайм - кипера (Приложение1)
и оценочная шкала (Приложение
2).
СОВЕТ! В оформлении рекомендуется использовать космологическую символику: звёзды, кометы, метеориты, системы галактик и т. п.
- Тайм-кипер озвучивает временной режим игры:
- вступительное слово учителя, объяснение правил игры(120 с);
- преодоление этапов полёта (1680 с);
- определение рейтинга экипажей после каждого
этапа (480 с),
ВНИМАНИЕ! Рейтинг определяется экипажами друг у друга после каждого этапа в течение 60 секунд при помощи открываемого учителем кода правильных ответов!
- подведение итогов игры (120 с);
- Каждый экипаж получает набор для моделирования молекул, набор реактивов и вопросительный кейс, включающий задания к каждому этапу полёта;
“ЭФИРИАНЦЫ”, “АЛЬДЕГИДОИДЫ”, “КИСЛАНТРОПЫ”, “АЛКАНАВТЫ”.
планете КАСП (Кислоты, Альдегиды, СПирты), необходимость исследования этой планеты, изучение образа жизни её обитателей - КАСПиритян и т. п.
СОВЕТ! Учитель может сам воплотиться в образ посланца инопланетного разума - КАСПиритянина или руководителя Центра управления полётов, в зависимости от настроения!
СОВЕТ! Оптимальный вариант: представить однотипные задания на листах одинакового цвета, чтобы не потеряться во Вселенной вещества!
Игра начинается! Счастливого полёта и мягкой посадки!
Вам желает автор идеи: Лана Пашкевич
ОБРАЗЕЦ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО КЕЙСА
для исследовательского экипажа “АЛЬДЕГИДОИДЫ”
Лист 1 (красный)
НАЗВАНИЕ ЗВЕЗДОЛЁТА
Ум - хорошо, а два - лучше!
Классифицируй вещество по химической формуле состава.
№ |
формулы | алканолы | многоат омные спирты |
фенолы | простые эфиры |
альдегиды | кетоны | карбоновые кислоты |
сложные эфиры |
1 |
сн2он - сн2он | к |
а |
р |
л |
ж |
ю |
р |
з |
2 |
сн3сон | и |
о |
ю |
р |
л |
ш |
о |
д |
3 |
сн3ососн3 | р |
ю |
т |
п |
е |
к |
ц |
ь |
4 |
с2н5он | д |
ю |
э |
х |
г |
щ |
р |
л |
5 |
с6н5он | в |
д |
е |
ы |
ф |
й |
т |
м |
6 |
сн3соон | м |
ж |
л |
о |
к |
щ |
г |
ы |
7 |
сн3сосн3 | я |
м |
с |
ч |
о |
и |
ю |
ж |
8 |
сн3осн3 | а |
о |
л |
д |
ю |
б |
ъ |
н |
9 |
сн3он | о |
б |
т |
р |
щ |
з |
х |
к |
10 |
с6н4(он)2 | р |
и |
ю |
б |
п |
в |
н |
е |
11 |
нсоон | ч |
я |
ф |
д |
л |
т |
д |
ж |
12 |
с2н5ос2н5 | в |
т |
о |
ы |
ж |
р |
ф |
к |
Ответ ----------------------------------------------
РЕЙТИНГ :)
Лист 2 (оранжевый)
IUPAC - КОНТРОЛЬ
Не будь тороплив, будь памятлив!
Составь структурную формулу органического соединения по названию.
- метаналь -------------------------------
- метанол --------------------------------
- этаналь ---------------------------------
- уксусная кислота ----------------------
- формальдегид --------------------------
- этановая кислота ----------------------
- муравьиный альдегид -----------------
- метановая кислота ---------------------
- ацетальдегид ---------------------------
- муравьиная кислота -------------------
РЕЙТИНГ :)
Лист 3 (жёлтый)
КОД ГАЛАКТИКИ
Не обдумав, не решай, а, решив, не передумай!
Определи наличие функциональных групп в составе соединения.
№ |
Название |
Одна -он |
Две и более -он | -сон |
-со- |
- соон | -о- |
-о-со- |
1 |
этанол | г |
м |
ю |
ш |
д |
а |
к |
2 |
формальдегид | р |
а |
и |
н |
ж |
м |
х |
3 |
уксусная кислота |
ё |
к |
п |
у |
д |
р |
т |
4 |
глицерин | л |
р |
с |
т |
ф |
я |
ш |
5 |
метанол | и |
л |
о |
м |
ж |
э |
г |
6 |
ацетальдегид | я |
ю |
р |
б |
а |
е |
г |
7 |
стеариновая кислота |
е |
н |
ю |
л |
о |
ж |
я |
8 |
этилацетат | м |
ё |
х |
в |
р |
п |
в |
9 |
фенол | а |
б |
ю |
д |
ж |
э |
ъ |
10 |
этиленгликоль | о |
н |
р |
я |
ю |
ж |
э |
11 |
ацетон | т |
е |
м |
и |
к |
ё |
л |
12 |
диметиловый эфир |
б |
я |
к |
о |
р |
е |
ж |
Ответ ------------------------------------------------------
(поясни термин)
РЕЙТИНГ :)
Лист 4 (зелёный)
ВСТРЕЧА С ИНОПЛАНЕТЯНИНОМ
Мало хотеть, надо уметь!
Выведи молекулярную формулу органического вещества данного состава, составь структурную формулу и назови.
С - 40%
Н - 6,67%
О - 53,33%
ПЛОТНОСТЬ ПО ВОЗДУХУ (н.у.) - 1,035
ВНИМАНИЕ! ОН - “АЛЬДЕГИДОИД”!
РЕЙТИНГ :)
Лист 5 (голубой)
ГОЛОГРАММА КАСПиритянина
Всякое дело красит мера!
Смоделируй молекулу органического вещества, формула которого получена в предыдущем задании.
РЕЙТИНГ :)
Лист 6 (синий)
STAR TREK
Мудрым никто не родился, а научился!
Составь уравнения по “цепочке превращений”, укажи условия реакции и назови органические вещества.
РЕЙТИНГ :)
Лист 7 (фиолетовый)
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Умелые руки - помощники науке!
Проведи качественную реакцию для обнаружения каждого органического вещества, укажи на “облачке” реактив, условия и признак реакции.
Глицерин
Ацетальдегид
Этанол
Уксусная кислота
Фенол
РЕЙТИНГ :)
Лист 8 (лиловый)
МЕЖЗВЁЗДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Сравнение - основа мышления!
1. Исключи лишнее слово: зонелб, панопорл, дамигельдорф, лефон
2. Найди общее окончание
колок --
фен -
прок -
этан
3. Найди слово, соответствующее формуле, по образцу:
сн3сн2сон ----------- крохаль
сн3сн2сн2он --------- вол
сн3сосн3 ------------------ ? (Крокодил, скорпион, павлин).
4. Составь уравнение реакции по схеме:
павлИН + ВОДА > АЛЬбинос
5. Вставь нужную формулу:
А |
сн3сон |
В |
? |
нсон |
Б |
с2н5сон |
И |
6. Определи название вещества в скобках
сн3сн2он (пентанол) сн3сн2сн2он
сн3он (-------------) сн3он
ВНИМАНИЕ! Можно варьировать количество вопросов в тесте в зависимости от уровня подготовки класса.
РЕЙТИНГ :)
При составлении вопросительного кейса использована литература:
1. Абросимов А., Абросимова М. Проверь себя, юный химик! Тесты для учащихся 8 -11 классов. “Первое сентября”. Химия. : №5 - 38, 1998.
2. Вивюрский В. Учись приобретать и применять знания по химии. Пособие для школьников. М.: ВЛАДОС, 1999.