Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, своё место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творческому, активному их применению.
Поэтому с первых дней работы в школе передо мной встала проблема: как научить детей использовать полученные знания в дальнейшей жизни, как соединить фундаментальное знание с прикладными умениями и навыками.
Ещё Аристотель заметил, что “…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…”
Со временем проблема не потеряла своей актуальности, более того, сейчас, в условиях модернизации образования одним из направлений модернизации является переход от знаньевой к компетентностной модели образования. Несмотря на общее признание значимости этой проблемы в науке и практике отсутствуют достаточно ясные представления о путях реализации такого подхода в практике преподавания различных образовательных областей. В настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения: образование является предметным, монофункциональным; у учащихся не развито рефлексивное мышление, адекватность самоанализа и самооценки; учащиеся не умеют применять полученные знания в жизненных ситуациях, так как у них отсутствует опыт творческой деятельности.
Поэтому, работая над темой “Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся”, я поставила перед собой задачи:
- разработать структуру процесса обучения, позволяющую сформировать ведущие компетентности учащихся;
- скоррелировать учебный материал в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся;
- сформировать у учащихся умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Научно-практическими основами опыта являются идеи В.В.Серикова о компетентностном подходе к разработке содержания образования, а также идеи А.В.Хуторского об определении общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристики нового подхода к конструированию образовательных стандартов.
Для осуществления процесса обучения и реализации поставленных задач были отобраны педагогические средства:
- Формы учебных занятий – различные виды уроков (комбинированные уроки, урок-путешествие, урок-конференция, урок-деловая игра, урок-лекция, урок-семинар, урок-бенефис, урок-аукцион, урок-театрализация, урок-исследование, зачёт-вертушка).
- Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, коллективная работа (в парах, группах).
- Методы и приёмы обучения – перцептивные (словесные, наглядные), гностические (проблемно-поисковые, исследовательские), методы письменного контроля, методы и приёмы формирования интереса к учению.
С целью формирования ведущих компетентностей у учащихся я вношу изменения в содержание, структуру, методы, технологии и формы изучаемого предмета. Программа Р.П. Суровцевой, Л.С.Гузея “Химия-9” рассчитана на 2-3 часа в неделю, но имеется определённый резерв часов, который я могу использовать при 3-х часовой программе для расширения и углубления содержания материала темы. При разработке тематического планирования изменяю структуру изучения материала, не нарушая логики, последовательности его изложения. Так, в теме 6 “Химия металлических элементов” ввожу 6 дополнительных уроков, которые позволяют насытить материал прикладными химическими знаниями, сведениями о практическом значении наиболее важных химических процессов в области металлов и металлургии, а также учебными ситуациями проблемного характера. ( Приложение 1, Приложение 2).
При сравнении этих двух фрагментов тематического планирования можно сделать вывод, что авторский вариант позволяет использовать на уроках фактический материал, необходимый для формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Удачно найденные формы проведения уроков, методы обучения и формы организации учебной деятельности позволяют развивать креативную компетентность и коммуникативные качества личности. Подобную корректировку содержания и форм обучения провожу в каждой теме курса химии. Анализируя тематическое планирование, можно заметить, что основу осуществляемого мною процесса обучения составляет вариативная последовательность организационных форм учебных занятий, которой присуще естественное включение уроков нетрадиционной формы.
За основу построения урока беру классическую структуру комбинированного урока: опорные знания –> информация –> оценка знаний и обогащаю его разнообразными видами учебной деятельности, которые способствуют соединению фундаментальных и прикладных знаний учащихся.
Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях.
Эти необходимые планируемые результаты представляют собой требования к усвоению учебного материала учащимися, что является конкретным выражением целей учителя. В зависимости от этих целей и требований подбираю формы уроков, включаемых в определённый раздел программы.
Предлагаю один из вариантов классификации используемых мною уроков. Она исходит не только из планируемых результатов обучения, но и из стадий процесса учебного познания (усвоения нового материала – формирования новых знаний и умений, их закрепления и систематизации, контроля и оценки полученных результатов).
Каждому типу уроков в моей работе предложены формы и приведены конкретные примеры из практики.
I тип уроков. Уроки формирования новых знаний.
Формы уроков: уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-исследования, уроки-сказки, уроки-инсценировки.
II тип уроков. Уроки обучения умениям и навыкам.
Формы уроков: уроки-диалоги, уроки-расследования, уроки деловой и ролевой игры (Приложение 3), практические работы.
III тип уроков. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Формы уроков: интегрированные уроки, уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-семинары, театрализованные уроки, уроки-путешествия, уроки-соревнования, урок-аукцион (Приложение 4), игровые уроки (КВН, “Что? Где? Когда?”, “Умники и умницы”, “Счастливый случай”, “Последний герой”).
IV тип уроков. Уроки проверки и учёта знаний и умений.
Формы уроков: уроки-викторины, уроки-конкурсы, творческий отчет, общественный смотр знаний, зачет-вертушка.
V тип уроков. Комбинированные уроки.
Сочетание всех вышеперечисленных форм уроков, использование их в системе позволяет формировать стойкий интерес к предмету, развивать креативные навыки учащихся и способствует приобретению ими ведущих компетентностей учения.
Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности.
Собственный опыт использования различных форм учебных занятий позволил мне скоррелировать возрастные группы учащихся и различные виды деятельности.
Класс. Ступень в освоении ведущих компетентностей. |
Формы учебных занятий, виды деятельности. | Уровень активности учащихся |
8 класс (I ступень) |
|
I уровень (работа по образцу, репродуктивная деятельность без опоры, сенсорное восприятие, навыки общения) |
9 класс (II ступень) |
|
II уровень (интерпритационный, продуктивная деятельность, проблемно-поисковая деятельность). |
10 класс (III ступень) |
|
II – III уровень (творческий, перенос знаний в конкретную ситуацию). |
11 класс (IV ступень) |
|
III уровень (творческий, перенос знаний в жизненную ситуацию). |
На первой ступени учащиеся осваивают умения и навыки репродуктивной деятельности, получают навыки общения в парах, группах, осознают значение знаний для решения практических задач.
Вторая ступень позволяет достичь умений и навыков продуктивной самостоятельной деятельности, а также развить коммуникативные качества: умение “говорить и быть понятым”, доказательно отстаивать своё мнение.
Третья ступень знакомит учащихся с правилами следования социальным ролям в достижении общих целей при исследовании проблемы. Возникающее в результате ролевой игры целостное представление о проблеме служит основанием для общей дискуссии и понимания её многогранности.
На четвёртой ступени происходит приращение не столько фактического знания, сколько умения действовать в различных жизненных ситуациях. Учащиеся должны “превзойти себя и обстоятельства, действуя в пределах правил” (определение М.М. Крюкова).
Эти ступени представляют собой систему последовательного осознания учащимися своих личных особенностей, реальных ценностей, освоения навыков социального взаимодействия, переноса фундаментального знания на конкретную жизненную ситуацию.
Особое внимание при конструировании конкретного урока уделяю целеполаганию, поскольку “кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра” (Сенека). Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие навыки выработать. На всех видах уроков цели планирую в трёх уровнях усвоения, для того, чтобы все учащиеся с разной степенью обученности могли достичь положительных результатов в приращении знаний и умений на каждом уроке.
При отборе содержания учебного материала руководствуюсь следующими принципами: соответствие учебной информации теме, точность, научность, современность, доступность, связь с ранее изученным. Учебный материал обогащаю историческими данными об открытии законов, о жизни и деятельности учёных. Использую на уроках дополнительную, занимательную, познавательную информацию. Практикую углубленное изучение отдельных тем курса в соответствие с возможностями учащихся.
В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, в парах).
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает мне учесть возрастные и психологические особенности каждого ученика. Например, при исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения в индивидуальном темпе.
Фронтальная форма учебной работы позволяет обеспечивать одновременное руководство всеми учащимися, активно управлять восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками класса.
При использовании коллективной работы класс делится на временные группы, для совместного решения определённой задачи. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма организации учебной деятельности позволяет мне сформировать у учащихся навыки коллективного труда, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, а также умение действовать в различных жизненных ситуациях (Приложения 3, 4).
Выбор методов и приёмов обучения, последовательность их применения зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Словесные методы (лекция, рассказ, беседа) чаще применяю для объяснения нового материала, для введения в тему.
Сделать восприятие учебного материала более доступным, значимым помогают наглядные методы обучения: демонстрация эксперимента, видео демонстрация, кино показ, таблицы, иллюстрации, наглядные пособия, макеты производств.
Практические методы (проведение экспериментальных опытов, решение расчётных задач, выполнение упражнений) позволяют формировать у учащихся самостоятельность, культуру труда, совершенствовать прикладные умения и навыки.
Гностические методы занимают ведущее место на уроках, особенно в старших классах. Исследовательский, проблемно – поисковый метод является ведущим в конструировании уроков в 10 – 11 классах. Следуя мысли Дистервега о том, что “плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить”, стремлюсь дать детям не готовое знание, а обучить их способу его добывания и применения. Учу детей создавать собственный продукт, используя проектный метод обучения. Проблемное, исследовательское изучение материала позволяет развить у детей способность мыслить неординарно, выдвигать гипотезы, действовать творчески при достижении цели, применять знания в различных ситуациях. Примером служит конспект моего урока “Чудесный секрет мастера Турнбуля” по теме “Комплексные соединения”, который был напечатан в журнале “Химия в школе” №4 за 1998 год.
Методы письменного контроля и самоконтроля помогают сделать анализ успешности обучения, глубины и прочности знаний.
Письменный контроль провожу в виде цифрового, графического диктанта, разноуровневых тестов, защиты творческих заданий. Эти формы работы требуют от учащихся собранности, точности, внимания, умения чётко излагать свои мысли.
Для стимулирования положительной мотивации учения применяю методы формирования интереса к учению: познавательные игры, занимательные упражнения, задачи – сказки, кроссворды, викторины, театрализации, использую художественную литературу.
Дидактические игры помогают поддерживать интерес к предмету, развивать мышление, речь, способствуют включению ученика в творческую учебную деятельность. Даже пассивные дети прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ученики приобретают новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Раскрывается особое значение дидактической игры для воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации. Играя, ребёнок раскрепощается, исчезает его скованность, неуверенность в своих силах, возможностях.
Сказки – задачи, рассказы – задачи нахожу в дополнительной литературе или сочиняю сама. Учащимся предлагается текст, в котором герои – химические элементы и вещества, а приключения, происходящие с ними – химические явления. Предлагаю ребятам разобраться: кто есть кто и что с ним происходило? Ситуации в текстах приближенны к реальным, жизненным, поэтому, решая эти тексты – задачи, учащиеся используют прикладную направленность знаний.
Химические викторины, кроссворды, используемые на различных уроках, стимулируют живой интерес, активность. Отвечая на вопросы кроссворда, викторины, дети привлекают не только знания, полученные на уроке, но и личный опыт, приобретённый в быту при использовании тех или иных химических веществ. “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак”, - говорил О.Бальзак. Отвечая на вопросы викторины, мы с ребятами сразу пытаемся поставить этот знак: “А для чего мне это необходимо знать? Почему?” И здесь же, убеждая в необходимости знания химии, я привожу учащимся высказывание академика Несмеянова “Знать – значит победить!”. Знать способы защиты металлов от коррозии, чтобы победить “Рыжего дьявола”, знать признаки и условия горения, чтобы потушить пожар или наоборот быстро и грамотно разжечь костёр в походе.
Снять усталость на уроке, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает музыкальное, художественное, литературное оформление урока. Связь химии и литературы – настоящий кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию познавательного интереса учащихся и их эмоциональной и когнитивной сферы. Величайший физик XX века А.Эйнштейн утверждал, что Достоевский ему, как учёному, дал гораздо больше, чем самые знаменитые математики мира. И я в своей работе пытаюсь убедить ребят, что науку надо принимать не умом, но и сердцем.
Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых учителем фактов, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих теоретических понятий химии. Кроме того, художественные описания химических явлений и процессов помогают мне создавать интересные и неожиданные “мостики” при организации проблемных ситуаций. Методика использования художественной литературы при изучении химии, разработанная мною была напечатана в статьях журнала “Химия в школе” №3, 1999г. и газете “Химия” №16, 1997г.
Театрализацию на уроках использую как интеграцию химии, литературы, истории. Проигрывание роли способствует приобретению учащимися социального опыта, умения действовать в различных ситуациях, развивает эстетический вкус, творчество (Приложение 5).
Для стимулирования, оценивания работы детей на уроке использую фишки, жетоны, химоны, тотем – иммунитет от двоек, шуточные медали, грамоты.
На каждом этапе обучения химии доминируют определённые методы и приёмы. На первом – особое внимание уделяется стимулированию, на последующем – организации познавательных действий, а на заключительном этапе – контролю и анализу результатов.
Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Я стремлюсь, чтобы мои ученики становились главными действующими лицами процесса обучения, поскольку ради них и построена вся система работы. Меня очень радует, что на уроках присутствует дух сотрудничества и сотворчества. Дети с удовольствием выполняют творческие задания, готовят рефераты, сообщения, пишут сочинения, придумывают химические сказки, кроссворды, викторины, помогают мне готовить приборы для демонстрации экспериментов, рисуют таблицы, помогают обновлять оборудование, пришедшее в негодность.
Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать учебно-познавательную и креативную компетентность выпускников школы. Это подтверждается ежегодным выбором учащимися 9 и 11 классов экзамена по химии.
Корреляция учебного материала в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся способствует устойчивому росту коэффициента результативности. Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в районных, зональных, областных олимпиадах.
Среди моих выпускников есть врачи, учителя химии-биологии, сельскохозяйственные работники, инженеры-технологи химической промышленности, агрономы, лесоводы.
Но главное, что каждый, даже не очень успешно учившийся по предмету ученик может использовать химические знания в повседневной жизни. И пусть мои ученики не станут все великими химиками, но зато они могут грамотно приготовить любой раствор, без спичек с помощью походной аптечки быстро и умело разжечь костёр, очистить воду в походе и никогда не нальют электролит в оцинкованную посуду, а каустическую соду в алюминиевый бидон. А значит, они компетентны в моём предмете! И это самое главное!