Во многих школах уже не один год работают по программе А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак - “Физика. Химия” для 5-6 классов средней общеобразовательной школы. Наша школа не исключение. Учащиеся получают начальные знания по физике и химии. Однако изучение физики продолжается в 7 классе, а к химии возвращаются лишь в 8 классе, вновь начиная изучение предмета с первоначальных понятий. Тем самым нарушается принцип непрерывности образования, а знания по химии, полученные в 5 - 6-х классах утрачиваются. В нашей школе связующим звеном между программой курса “Физика. Химия” для 5 - 6-х классов и программами курсов химии для 8 -11-х классов средней общеобразовательной школы является пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для 7-го класса, который продолжает знакомить учащихся с основными понятиями химии.
Тема: Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Задачи: Сформировать понятия “физические и химические явления”. Познакомить учащихся с признаками химических реакций. Продолжить развивать умение наблюдать, рассуждать, говорить “химическим языком”. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету.
Оборудование: парафин, сахар, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида железа (III), хлорида меди (II), хлорида бария, сульфата калия, концентрированная серная кислота, магний, карбонат натрия (сухой), фенолфталеин, спиртовка, держатель, фарфоровая чашечка для выпаривания, химический стакан.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний и умений.
1.Знание химических элементов (химического алфавита).
Вы знаете, что известно более 100 химических элементов, которые расположились в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. И многие химические элементы вам знакомы. Давайте вспомним химический алфавит.
1) Назовите химические элементы, которые начинаются на букву “К”.
2) Назовите химические элементы, которые начинаются на букву “С”.
3) Назовите химические элементы, которые начинаются на букву “М”.
4) Назовите химический элемент, который читается “аш”.
5) Назовите химический элемент, который читается “феррум”.
6) Назовите химический элемент, который читается “силициум”.
7)Назовите химический элемент, который читается “плюмбум”.
2.Знание химических формул (химических слов).
? Умеете ли вы читать химические слова?
Проводится аукцион “Продажа картин”. Учащимся предлагаются карточки с различными формулами: AlCl3, ZnS, Na2O, H2O. Условие: картину купит тот, кто последним даст ей оценку (учащиеся должны дать как можно больше информации об этом веществе).
3.Умение составлять формулы веществ по валентности.
? Какое важное понятие используется в химии, при составлении химических формул? (Валентность).
Работа учащихся по составлению химических формул с помощью моделей атомов на магнитной доске (AlCl3, ZnS, Na2O, H2O).
Работа по рядам, по цепочке (учащиеся по очереди выходят к доске и составляют формулу вещества по валентности; побеждает тот ряд, который быстрее справится с заданием и составит правильно формулы).
IV | V | III | II | III | IV | I | I | ||
1 ряд: | SO, | PO, | NH, | H O, | PbO, | FeO, | NO, | AgO, | NaO. |
II | I | III | II | IV | II | I | IV | III | |
2 ряд: | HgO, | KO, | BO, | ZnO, | MnO, | NiO, | CuO, | SnO, | NiO |
VI | V | VII | II | IV | II | III | III | V | |
3 ряд: | SO, | AsO, | ClO, | MnO, | PbO, | CuO, | AlO, | PH, | NO |
Подведение итогов. Ряд–победитель получает изображение предмета из лабораторного оборудования.
III. Сообщение темы и задач урока.
С начала учебного года вы научились общаться химическим языком, познакомились с различными химическими веществами. Но изучение веществ будет не полным, если не рассмотреть явления, которые с ними могут происходить. Сегодня вы начинаете изучать новый раздел нашего курса, который называется “Химические превращения”, а тема нашего урока “Физические и химические явления. Признаки химических реакций”. Вы познакомитесь с данными явлениями, научитесь их находить при рассмотрении различных процессов, в быту; познакомитесь с новым понятием “химическая реакция” и с признаками химических реакций.
(На доске записана тема урока, учащиеся записывают её в тетрадь)
IV. Изучение нового материала.
1. Физические и химические явления.
Учащимся задаются вопросы:
- Остаются ли вещества неизменными?
- Какие изменения могут происходить с веществами?
- Приведите примеры изменений веществ, которые вы
наблюдали.
(Учащиеся приводят примеры, учитель записывает их на доске)
Лабораторный опыт №1 “Нагревание парафина”.
(На столах учащихся находятся фарфоровая чашечка для выпаривания, парафин, держатель, спиртовка)
Повторение техники безопасности при работе со спиртовкой.
Учитель задаёт вопросы:
- Опишите физические свойства парафина.
(Твердый, жирный на ощупь, имеет цвет)
- Что произошло при нагревании парафина?
(Расплавился)
- Что наблюдали при охлаждении парафина? (Стал
твердым)
- Изменилось ли вещество? (Нет)
- Изменились ли свойства этого вещества? (Нет)
-Какой процесс наблюдали? (Плавление).
Лабораторный опыт №2. “Растворение и нагревание сахара”
(На столах учащихся кусочек сахара, химический стакан с водой, фарфоровая чашечка для выпаривания, спиртовка, держатель.)
Учитель задаёт вопросы:
- Опишите физические свойства сахара. (Твердый,
белый, сладкий, растворяется в воде)
- Что наблюдали при растворении в воде сахара?
(Кристаллики сахара исчезли, процесс
растворения)
- Каким способом можно разделить смесь сахара и
воды? (Выпаривание).
- Изменилось ли само вещество, его свойства? (Нет)
- Какой процесс наблюдали? (Растворение).
- Что наблюдали при нагревании сахара? (Изменение
окраски).
- Что почувствовали? (Запах).
- Какими свойствами обладает полученное
вещество? (Изменился цвет, появился запах)
- Похоже оно на исходное вещество - сахар? (Нет)
- Какой процесс наблюдали? (Сжигание).
- Кто может сказать, когда наблюдали физическое
явление, а когда химическое?
- Что происходит с веществами и их свойствами при
физических явлениях?
- Что происходит с веществами и их свойствами при
химических явлениях?
Учащиеся делают выводы.
Задание: Распределить явления, которые записаны на доске на физические и химические.
(Учащиеся работают самостоятельно, работа проверяется).
2. Признаки химических реакций.
Как распознать химическую реакцию? Для этого существуют признаки, по которым можно отличить химическую реакцию от физического явления. Некоторые из них вы наблюдали при выполнении лабораторных опытов. Какие? (Изменение окраски, запах).
Демонстрация: 1) р-р NaOH +фенолфталеин + кислота;
-Какой признак наблюдали? (Изменение окраски)
-Где в жизни сталкивались с подобными явлениями,
приведите примеры.
2) Na2CO3 (сух.) + HCl;
-Какой признак наблюдали? (Выделился газ)
-Где в жизни сталкивались с подобными явлениями,
приведите примеры.
3) растворение концентрированной серной кислоты в воде; сжигание магния;
-Какие признаки наблюдали? (Выделение тепла и
света)
-Где в жизни сталкивались с подобными явлениями,
приведите примеры.
4) FeCl3 +NaOH; CuCl2+NaOH; BaCl2+K2SO4;
-Какие признаки наблюдали? (Выпадение осадка)
Вывод: Какими признаками характеризуется химическая реакция?
3. Значение физических и химических явлений.
Испарение воды, конденсация водяных паров и выпадение дождя составляют круговорот воды в природе. В промышленности металлам, пластмассам и другим материалам придают определённую форму (штампуют, прокатывают), в результате получают многообразные предметы. Большое значение имеют химические реакции. Их используют для получения многих веществ: пластмасс, моющих средств, удобрений, медикаментов. При сгорании топлива получают теплоту, которую используют в быту и промышленности. Очень сложные биохимические процессы протекают в живых организмах, связанные с различными химическими превращениями.
V. Итог урока.
- С какими явлениями познакомились на уроке?
- Какие явления называют физическими?
Химическими? Приведите примеры.
- Какими признаками характеризуется химическая
реакция?
Задание: Определите к физическому или химическому относятся явления, перечисленные на доске: ржавление железа, замерзание воды, горение бензина, плавление алюминия.
(Учащиеся выполняют самостоятельно, взаимопроверка, оценивание).
VI. Задание на дом.
Привести по два примера физических и химических явлений, которые наблюдаете дома.