Интегрированный урок (физика + химия) с применением модульной технологии. Тема: "Сгорание топлива"

Разделы: Физика, Химия


"Химия и физика - одна без другой в совершенстве быть не могут". М. В. Ломоносов

Цели и задачи урока:

  • образовательная: сформировать у учащихся представление о процессах, протекающих при сгорании топлива, ввести формулу для расчёта количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива;
  • воспитывающая: продолжить формировать мировоззрение учащихся, развивать осознанное отношение к процессам, влияющим на экономию и понимание собственной значимости;
  • развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, умение выделять главное, анализировать и делать логические выводы.

Оборудование: карты-модули (по одной на парту), схема экзотермической реакции, ключ к физическому диктанту, плакат “Процесс горения и экология”, свеча и спички.

Структура урока

Элементы урока

Приемы, методы и формы

Время, мин

Организация начала урока

Повторение изученного материала

Объяснение нового материала

Закрепление знаний, умений и навыков

Итог урока

Домашнее задание

Устная постановка целей и задач урока

Физический диктант

Объяснение учителя, доклады учащихся, самостоятельная работа по картам-модулям

Фронтальный опрос, решение задач

0,5

5

 

20

 

12,5

1,5

0,5

Ход урока

1. Постановка целей и задач урока

Организация начала урока: сегодня мы будем работать по картам-модулям, расположенным у вас на столах. При работе потребуется лист контроля. Взяли его, подписали.

2. Повторение изученного материала

Работа с модулем УЭ-1 (входной контроль). После выполнения ключ вывешивается на доске и осуществляется самопроверка.

- Перечислите процессы, протекающие с выделением тепла. Конденсация, кристаллизация, десублимация.

Но кроме перечисленных процессов, идущих с выделением тепла, есть ещё один, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке.

3. Объяснение нового материала

Цель нашего урока - выяснить, какие процессы протекают при сгорании топлива и как можно рассчитать выделяющуюся при этом энергию.

Зажигается свеча.

“…огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника
И людям стал огонь любезным братом
Помощником, учителем во всём…”
Эсхил
(поэма “Прикованный Прометей”)

Освоение огня - заметная страница в истории цивилизации. Давайте, опираясь на знания, полученные многими учёными, рассмотрим процесс горения более подробно.

В. К каким явлениям (химическим или физическим) относится процесс горения?

О. К химическим

В. Почему?

О. Процесс идёт с выделением света и тепла.

В. Давайте вспомним, какое определение вы давали в курсе химии реакции горения?

О. Химическая реакция, при которой происходит выделение света и тепла.

Давайте рассмотрим реакцию горения

С20Н42 + О2 СО2 + Н2О + Q

Реакция изотермическая

Для большинства процессов сгорания твёрдого топлива:

С + О2 = СО2 + Q

углекислый газ

2С + О2 = 2СО + Q

Доклад “Экологические проблемы в результате сгорания топлива”. На доске плакат следующего вида:

Плакат

Таким образом, реакции горения используют для получения энергии, но

сажа парниковый эффект

растворимые соли кислотные дожди.

Выход: более полное сгорание топлива, поиск “чистого” горючего.

УЭ-2: Выполнить задание на листе контроля.

Вывод формулы для количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.

УЭ-3:

Работа с картами-модулями.

4. Закрепление знаний умений и навыков

УЭ-4: Рассчитайте, какую массу дров необходимо сжечь, чтобы расплавить оловянного солдатика из сказки Г. Х. Андерсена. Известно, что начальная температура солдатика 12 , а его масса - 500 г. Потерями энергии пренебречь.

Самостоятельная работа в тетрадях и контрольное выполнение на доске.

УЭ-5: Домашнее задание.

Карта-модуль