"Химия и физика - одна без другой в совершенстве быть не могут". М. В. Ломоносов
Цели и задачи урока:
- образовательная: сформировать у учащихся представление о процессах, протекающих при сгорании топлива, ввести формулу для расчёта количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива;
- воспитывающая: продолжить формировать мировоззрение учащихся, развивать осознанное отношение к процессам, влияющим на экономию и понимание собственной значимости;
- развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, умение выделять главное, анализировать и делать логические выводы.
Оборудование: карты-модули (по одной на парту), схема экзотермической реакции, ключ к физическому диктанту, плакат “Процесс горения и экология”, свеча и спички.
Структура урока
Элементы урока |
Приемы, методы и формы |
Время, мин |
Организация начала урока Повторение изученного материала Объяснение нового материала Закрепление знаний, умений и навыков Итог урока Домашнее задание |
Устная постановка целей и
задач урока Физический диктант Объяснение учителя, доклады учащихся, самостоятельная работа по картам-модулям Фронтальный опрос, решение задач |
0,5 5
20
12,5 1,5 0,5 |
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока
Организация начала урока: сегодня мы будем работать по картам-модулям, расположенным у вас на столах. При работе потребуется лист контроля. Взяли его, подписали.
2. Повторение изученного материала
Работа с модулем УЭ-1 (входной контроль). После выполнения ключ вывешивается на доске и осуществляется самопроверка.
- Перечислите процессы, протекающие с выделением тепла. Конденсация, кристаллизация, десублимация.
Но кроме перечисленных процессов, идущих с выделением тепла, есть ещё один, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке.
3. Объяснение нового материала
Цель нашего урока - выяснить, какие процессы протекают при сгорании топлива и как можно рассчитать выделяющуюся при этом энергию.
Зажигается свеча.
“…огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника
И людям стал огонь любезным братом
Помощником, учителем во всём…”
Эсхил
(поэма “Прикованный Прометей”)
Освоение огня - заметная страница в истории цивилизации. Давайте, опираясь на знания, полученные многими учёными, рассмотрим процесс горения более подробно.
В. К каким явлениям (химическим или физическим) относится процесс горения?
О. К химическим
В. Почему?
О. Процесс идёт с выделением света и тепла.
В. Давайте вспомним, какое определение вы давали в курсе химии реакции горения?
О. Химическая реакция, при которой происходит выделение света и тепла.
Давайте рассмотрим реакцию горения
С20Н42 + О2 СО2 + Н2О + Q
Для большинства процессов сгорания твёрдого топлива:
С + О2 = СО2 + Q
углекислый газ
2С + О2 = 2СО + Q
Доклад “Экологические проблемы в результате сгорания топлива”. На доске плакат следующего вида:
Таким образом, реакции горения используют для получения энергии, но
сажа парниковый эффект
растворимые соли кислотные дожди.
Выход: более полное сгорание топлива, поиск “чистого” горючего.
УЭ-2: Выполнить задание на листе контроля.
Вывод формулы для количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.
УЭ-3:
Работа с картами-модулями.
4. Закрепление знаний умений и навыков
УЭ-4: Рассчитайте, какую массу дров необходимо сжечь, чтобы расплавить оловянного солдатика из сказки Г. Х. Андерсена. Известно, что начальная температура солдатика 12 , а его масса - 500 г. Потерями энергии пренебречь.
Самостоятельная работа в тетрадях и контрольное выполнение на доске.
УЭ-5: Домашнее задание.