Девиз урока: “Чтобы познать, нужно научится наблюдать”
Цели урока:
1. Сформировать знания о составе оснований, валентности гидроксильной группы, физических свойствах, применении и получении.
2. Изучить изменение цвета индикаторов в растворе щелочей.
З. Воспитать умение работать коллективно (в группах), оценивать свои возможности и знания товарищей.
Задачи развития: Совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в составе и свойствах оснований.
Оборудование
- Образцы оснований;
- Пробирки;
- Индикаторы;
- Штатив для пробирок;
- Инструкция “Техника безопасности при работе с основаниями”;
- Таблица “Окраска индикатора в воде, растворах кислот и щелочей;
- Учебник;
- Дидактический материал.
Вид работы учащихся:
I. Организационный момент. Приветствие учеников
Учитель объявляет о предстоящем уроке-соревновании. Класс делится на четыре группы. Каждая группа садится за отдельные столы.
На столах находятся карточки: информационные, техника безопасности, экспериментальная, задания для самостоятельной работы.
II. Актуализация знаний
Учитель напоминает, что в процессе изучения химии учащиеся познакомились со свойствами сложных веществ: оксиды, кислоты, соли. На этом уроке полученные ранее знания необходимо привести в стройную систему, установить связи между изученными веществами, выяснить причины взаимного превращения одних веществ в другие. Изучить новый класс веществ — основания.
III. Изучение нового материала
1)Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс веществ - основание. Для этого рассмотрите вещества, находящиеся у вас на столах и попытайтесь вывести определение.
Рис. 1
Мы провели опрос простой
Он высветили состав такой
Кислород с водородом вместе -
“о” и “аш”
Образуют дружную группу ОН (о-аш).
А металлы разные с группой этой
И есть основания,
Их главная примета:
Ме(ОН)n
А за скобкой что за “эн”
Я забыла спросить зачем
В общей формуле сей знак?
Цифры ставить? Ну а как?
Чтобы формулы писать,
Надо всем валентность знать!
Хоть в гидроксогруппе два элемента
Но вся эта группа - одновалентна!
Затем работа по карточке № 1. Каждый стол, отвечает на вопрос, соответствующий номеру стола.
Карточка № 1.
- Какие вещества называются основаниями. Дать определение.
- Определите состав основания. Какие различия и что общего в составе оснований? Приведите примеры.
- Определите валентность гидроксогруппы. Выведите общую формулу оснований.
- Классифицируйте основания на растворимые и не растворимые (пользуясь таблицей растворимости). Приведите примеры.
Учащиеся работают с учебником (§17 стр.87).
Учитель проверяет правильность ответов, вызывая по одному учащемуся от группы. После ответа ребят учитель ёще раз сам проговаривает определение и закрепляет классификацию оснований.
Учитель: Основаниями называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и гидроксогруппы (ОН). Гидроксогруппа образуется из молекулы воды:
Рис.2
Учитель записывает на доске примеры:
Рис. 3
2) Учитель: Далее мы должны познакомиться с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде нерастворяются. Найдите в таблице растворимости примеры щелочей и не растворимых оснований.
Ученики, пользуясь таблицей растворимости, приводят примеры.
Учитель: Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН- едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.
Техника безопасности при работе со щелочами
Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывал омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения.
Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.
Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.
При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.
При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.
Ученики изучают технику безопасности.
Учитель: Определите агрегатное состояние, цвет и запах предложенных вам веществ. Занесите результаты в таблицу.
Ученики заполняют таблицу.
Вещество |
Агрегатное состояние |
Цвет |
Запах |
NaOH | |||
KOH | |||
Cu(OH)2 | |||
Fe(OH)3 |
Учитель закрепляет знания, полученные по физическим свойствам.
3) Экспериментальная часть:
Учитель: Перед вами лежат карточки с описанием лабораторных работ. Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.
Индикатор NaOH |
Цвет индикатора |
||
В чистой воде (нейтральная среда) |
В растворах кислот (кислая среда) |
В растворах щелочей (щелочная среда) |
|
Лакмус | Фиолетовый |
Красный |
Синий |
Метилоранж | Оранжевый |
Красный |
|
Фенолфталеин | Бесцветный |
Бесцветный |
Малиновый |
Карточка 2. Описание лабораторных работ
Лабораторная работа № 1. Даны З пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота?
Рис.4
Ученики добавляют лакмус в пробирки.
Рис.5
Ученики делают анализ работы: пробирка № 1- красный цвет, пробирка № 2- фиолетовый цвет, пробирка № 3 - синий цвет.
Вывод: В пробирке № 1 находится кислота, в пробирке № 2- вода, № 3 - щелочь.
Учитель: Приступаем к работе № 2.
Лаборатовная работа № 2. Прилейте в пробирку, где лежит гранула едкого натра, несколько капель воды. Что наблюдаете? Происходит ли разогревание пробирки при растворении гидроксида натрия? В полученный раствор щелочи добавьте еще немного воды и разлейте (аккуратно!) раствор в три пробирки. В первую добавьте фенолфталеин, во вторую —2 капли лакмуса, а в третью- метилоранж. Отметьте цвет индикаторов в растворе, сравните полученные результаты с данными таблицы.
Рис.6
Ученики проводят лабораторную работу № 2, анализируют ее, делают соответствующие выводы.
Учитель анализирует работу учеников, закрепляет экспериментальную часть, предлагает решить качественную задачу.
Задача: Опытные мастера определяют окончание схватывания штукатурки по внешним признакам (Са(ОН)2 — используются как компонент штукатурного раствора). Можно ли определить это химическим путем с помощью индикатора?
Ответ: (при полном схватывании весь Са(ОН)2 превращается в соль карбонат, и проба с фенолфталеином не дает окрашивания. Если же штукатурка не схватилась полностью, то присутствующий Са(ОН)2 даст с фенолфталеином малиновое окрашивание.)
4) Практическое значение оснований.
Учитель: Мы познакомились еще с одним классом сложных веществ - основаниями. Как вы думаете, имеют ли основания практическое значение?
Ученики: Да.
Учитель: Основания распространены в природе реже, чем кислоты и соли. Их получают в промышленности или в лаборатории. Наиболее базисными являются гидроксиды калия, натрия, кальция. Са(ОН)2 гашеная известь, применяется в строительстве.
Рис.7
IV. Закрепление материала
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по пройденному материалу. Работу выполняет каждый ученик индивидуально.
Карточка № 3.Самостоятельная работа
- Классифицируйте и назовите следующие основания.
3. Как опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится раствор щелочи? Какие вещества называются индикаторами? Как изменяют растворы щелочей цвет лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина?
Учитель: А теперь обменяйтесь работами, обсудите выполненные задания, исправьте ошибки (ответы представлены на доске). Оцените работу друг друга. По окончании урока самостоятельные работы сдайте учителю.
V. Вывод увока
Учитель закрепляет изученный материал. Оценивает работу учеников, как в
группе, так и индивидуальную.
VI. Домашнее задание
Изучить § 17 стр.87. Провести домашний эксперимент.
Домашний эксперимент:
Возьмите кусочек негашеной извести (СаО). В стакан налейте воды и бросьте в него с помощью стальной ложки кусочек извести. (Не трогайте известь голыми руками! не наклоняйтесь над стаканом!) Что Вы наблюдаете?
Чтобы подтвердить, что в результате реакции образовалось щелочь, надо раствор испытать индикатором.(Фенолфталеин продается в аптеках в качестве слабительного). Меняет ли фенолфталеин окраску при добавлении к вашему раствору? Опишите свои наблюдения.
Список литературы:
1. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. “Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы”. Москва, Школьная пресса, 2002 г.
2. Пичурина Г.В. “Повторяем химию. (На примерах из повседневной жизни)”, Москва, “Аркти”, 1999 г.
3. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”, Москва,1992 г.
4. Сатболдина С.Т., Медин Р.А., “Химия-8” Москва,1993 г.
5. Сгибнева Е.П., Скачков А.В., “Современные открытые уроки химии 8-9 классы”, Ростов-на-Дону, 2002 г.