Цели мероприятия.
Обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”; стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию, логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.
Оборудование.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса.
Подготовительный этап.
а. Название каких элементов (в переводе на
русский язык) вы знаете? Что они означают? (прил.1)
б. В каких пословицах и поговорках встречаются
названия химических элементов?
в. Назовите 8 элементов, существование которых
предсказал Д.И.Менделеев. (Галлий, скандий,
германий, рений, полоний, протактиний, радий,
актиний).
г. Какой элемент является самым распространенным
в солнечной системе? Кем и когда он был открыт?
д. Названия каких химических элементов
происходят от имен героев древних мифов и
сказаний? (прил.1)
е. При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из
какого металла она изготавливалась и где
хранилась? (из железа, точнее из чугуна, одевалась
она на шею и снималась только тогда, когда
“награждённый” бросал пить)
Ход мероприятия:
Учитель. Сегодня нам предстоит
обобщить ваши знания о периодическом законе,
который не может быть записан в виде какой-либо
математической формулы или уравнения, а имеет
графическое выражение в виде периодической
системы химических элементов. Она может быть
представлена разными видами таблиц (учитель
показывает коротко- и длиннопериодный варианты).
Таким образом, перефразируя высказывания
великого поэта, можно сказать: “Периодический
закон и Периодическая система – это
близнецы-братья. Мы говорим “Периодический
закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы
говорим “Периодическая система” -
подразумеваем Периодический закон”.
Вы знаете, что основой периодической
системы являются химические элементы.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
1-й ведущий. “Прошу всех встать! Большой приз КВНа внести! (двое учащихся вносят колбу с голубой жидкостью) Этот приз получит команда самых смекалистых, самых умных и самых сообразительных. Итак, начинаем наш конкурс, наш КВН. Для начала представим самое справедливое жюри (в состав жюри могут входить учащиеся 10-11 классов). Познакомимся с участниками – слово для приветствия предоставляется командам. (команды приветствуют друг друга, жюри и болельщиков)
2-й ведущий. Для того, чтобы проверить готовность команд к соревнованиям, проведём разминку - каждая команда приготовила по 3 вопроса, связанных с биографией Д.И.Менделеева (команды по очереди задают вопросы, время для обдумывания - 20 секунд). Вопрос – 1 балл, полный ответ – 2 балла.
Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию давалась нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя. В августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения, проделав в одиночку путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км. За свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.
1-й ведущий. Конкурс “ Химия +
География +Астрономия”:
-назовите химические элементы, названные в честь
стран и городов;
- назовите химические элементы, названные в честь
планет. (за каждый названный элемент – 1 балл,
время-3 минуты)
2-й ведущий. Пока команды работают над своими ответами, поиграем с болельщиками.
Загадки:
Больше, чем его, друзья,
В природе нету элемента.
В его присутствии железо
Горит, как магниевая лента.
Ещё сказать уместно:
Всем он нужен и во сне.
Что за элемент чудесный?
Кто узнал, скажите мне?
( Кислород)
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнём,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нём.
Он как кумир, он свержен нами,
Уж блеск его не так манит:
Ведь хорошо мы знаем с вами-
Не всё так ценно, что блестит.
( Золото)
Учитель. Золото по праву считается одним из самых древних и ценных металлов. В представлении алхимиков золото считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы. В ХI в. в южной части Афганистана был найден самородок размером “локоть на локоть”, что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок золота за всю историю золотодобычи. Самые крупные получают имена и хранятся в музеях - “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год), “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869 год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842 год). Самородное золото никогда не бывает чистым. Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет от соломенно-желтого до зелёного, яркого розово-красного и белого. Так, “червонное золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему красный цвет.
1-й ведущий. Конкурс “ Шерлок-
Химик”.
Условия: одна из команд - детектив “Шерлок”,
другая - “Химик”. “Химик” загадывает (про себя)
один из химических элементов периодической
системы и на вопросы детектива “Шерлока” имеет
право отвечать только “да” или “нет”.
Соответственно, “Шерлок” может задавать
вопросы только так, чтобы на них можно было
ответить однозначно. Нельзя спрашивать: “В каком
периоде или группе ты живёшь?”. Выигрывает та
команда, которая находит загаданный элемент
наименьшим числом заданных вопросов. (Ведущий
считает число вопросов)
2-й ведущий. Конкурс “Знаешь ли ты
периодическую систему?”
Вызывается по одному участнику от команды и
выдаётся “слепая” таблица периодической
системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как
можно больше знаков химических элементов в
пустые клетки таблицы. (За каждый вписанный
элемент - 1 балл, время - 3 минуты)
1-й ведущий. Пока заполняется таблица периодической системы с пустыми клетками для команд, проводим конкурс “химический кроссворд”. (Команды обмениваются кроссвордами и решают их.)
Учитель. Проводит игру с болельщиками:
- назовите элементы, названия которых состоят из трёх букв;
- назовите элементы, названия которых состоят из четырёх букв;
- назовите элементы, названия которых состоят из десяти и более букв.
2-й ведущий. Конкурс капитанов.
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.
Строение атома Положение химического элемента в периодической системе Порядковый номер Номер периода Номер группы Заряд ядра Г
Д
Ж
Число электронов в атоме Е
З
К
Число протонов в ядре атома Л
М
Н
Число нейтронов в ядре атома Ю
У
С
Число электронов на внешнем уровне О
П
И
Число энергетических уровней Ч
Й
Я
Ответ: гелий.
2-й ведущий. Конкурс “Волшебный
платок”.
Приглашаются по 2 участника от каждой команды.
Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как,
используя эти вещества, сжечь носовой платок,
чтобы он остался целым и невредимым.
Учитель. Проверим ваше домашнее
задание - как ответили на вопросы викторины.
Капитаны по очереди подходят к ведущим,
вытягивают вопрос викторины ,а команды отвечают.
За ответ получают до 5 баллов.
Пришло время подвести итоги, пока жюри
совещается, мы познакомимся с великим чародеем.
“Чародей” просит любого ученика задумать
химический элемент по периодической системе и
провести с номером элемента следующие
вычисления без сообщения промежуточных
результатов:
- номер элемента удвоить;
- к произведению прибавить 5;
- сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему,
который сразу объявляет задуманный элемент.
Жюри объявляет итоги, награждает победителей.
Кроме этого участники команд и активные
болельщики получают оценки.
В заключении демонстрируется опыт “Извержение
вулкана” (выключается свет и звучит музыка).
Приложение 1
Названия химических элементов
Фосфор в переводе с греческого –
“светоносец”;
Фтор – от греческого “фторос” - разрушение,
гибель;
Бром – от древнегреческого “бромос” -
зловонный;
Йод – с греческого – “фиолетовый”,
“тёмно-синий”;
Астат – от греческого “астатос” - неустойчивый;
Литий – от греческого “литос” - камень;
Рубидий – от латинского “рубидос” -
тёмно-красный;
Магний - от греческого названия “Магнии” -
местность в Фессалии, где добывали магнезию-
окись магния;
Хром - от греческого “хромос” - краска, цвет и т.
д.
Именами героев древних мифов и сказаний
названы следующие химические элементы:
титан (Титаны – мифические обитатели земли),
ванадий (Ванада – богиня скандинавской
мифологии),
ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
прометий (Прометей – мифический герой,
подаривший людям огонь),
тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).
В честь стран и городов:
магний (Магнезия – город в Греции);
иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
германий (Германия);
рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.
Приложение 2
Опыт “Несгораемый платочек”
Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим.
Опыт “Извержение вулкана”
На асбестовую сетку или металлический лист (можно фарфоровую чашку), укреплённые в штативе, насыпают дихромат аммония и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана.
“Чародей” - задумайте элемент.
Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент №25 (марганец). Проведём с числом 25 следующие действия:
25*2=50
50+5=55
55*5=275
Число 275 сообщается “чародею”, который в уме
отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и
отнимает от полученного числа число 2 –
получается 25. Это и есть номер заданного
элемента. После этого “чародею” остаётся только
назвать этот элемент – марганец.
Использованная литература
- Малышкина В.Занимательная химия. Тригон. Санкт – Петербург.2001г.
- Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль. Академия .2000г.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. Фрунзе – 1990.
- Тыльдсепп А.А. Корк В.А. Мы изучаем химию. Москва “Просвещение”1988г.
- Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю.Занимательные опыты по химии. Москва.Дрофа.2002г.