“Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных данных
может делать теоретические выводы”
М.В.Ломоносов
I. Целеполагание.
– Как вы думаете, почему я взяла эти
слова эпиграфом к нашему уроку?
– Чем мы будем заниматься, исходя из этого
эпиграфа?
– Сегодня у нас будет проведение не опытов, а
проведение эксперимента.
– Чем на ваш взгляд различаются опыт и
эксперимент?
На доске фиксируются ответы учащихся.
– Я вам напомню, что такое опыт. Опытом
называется воспроизведение какого-нибудь
явления экспериментальным путем, создание
чего-нибудь нового в определенных условиях с
целью исследования, испытания.
Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы,
затем ее проверку с помощью опыта и, наконец,
вывод, подтверждающий или опровергающий данную
гипотезу. (Гипотеза – предположение, требующее
подтверждения).
Так вот сегодня на уроке наша задача будет
состоять в следующем: сделать вывод о природе
неизвестного вещества на основании проведенного
эксперимента. Давайте договоримся, что будем
понимать под природой вещества. (Состав,
строение, свойства – карточки с данными словами
закрепляем на доске)
СОСТАВ |
| |
СТРОЕНИЕ |
| |
СВОЙСТВА |
II. Повторение ранее изученного.
– Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента. (Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.)
– Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры – таблички с названиями прикрепляем на доску).
СПИРТЫ |
АЛЬДЕГИДЫ |
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ |
ЭФИРЫ |
– С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт? (Качественный реактив на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко синий. Качественный реактив на альдегид-взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра. Признак реакции – образование осадка – “серебряного зеркала” на стенках пробирки).
III. Организация эксперимента.
– Теоретические вопросы вспомнили.
Перейдем к практике. Помните, что проведение
эксперимента требует точности, аккуратности,
внимательности. Но прежде о правилах техники
безопасности (См. Приложение 2). Вспомним
правила работы со спиртовкой при нагревании и
закреплении пробирки, как работать с едкими
веществами.
Итак, перед вами три пробирки с растворами
веществ, все они кислородсодержащие.
С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и
многоатомный спирт, а третье – неизвестное
вещество. Задача данного этапа –
обнаружить, в какой пробирке находится
неизвестное вещество, зная качественные реакции
на альдегид и многоатомный спирт. Помните, что мы
проводим эксперимент, а это значит – сначала
выдвигаем гипотезу. Результаты наблюдений
заносим в таблицу, которая находится у вас на
столе.
IV. Оормление результатов и заполнение таблицы.
– Запишите наблюдения в таблицу.
Таблица 1.
Пробирка № 1 |
Пробирка № 2 |
Пробирка № 3 |
|
Проба № 1 |
|||
Проба № 2 |
|||
ВЫВОДЫ |
– Какие выводы можно сделать по данным
экспериментальных наблюдений?
– Какие свойства проявляет неизвестное
вещество, находящееся в третьей пробирке?
– Знаем ли вы формулу такого вещества?
V. Решение задачи.
– Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав.
Задача.
Вещество в пробирке №3 имеет следующий качественный состав:
W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%
Молярная масса неизвестного вещества
равна 180 грамм/моль.
Найти формулу неизвестного вещества.
Дано: W (C) = 40% М (вещества) = 180 грамм/моль ___________________________ Найти: Сх Ну Оz – ? |
Решение: |
VI. Составление структурной формулы.
– Знаем формулу С6Н12 О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных. Так попробуйте составить его структурную формулу. Помните: 1 – атом углерода 4-х валентен, 2 – вещество содержит одну альдегидную группу, 3 – несколько гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза. Вы обратили внимание, что в начале урока не была сформулирована тема. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих листах. Наиболее четко и неординарно сформулированная тема записывается на доске – “Глюкоза – альдегидо-спирт”.
VII. Подведение итогов урока.
– Вспомните, какая задача была
проставлена перед вами в начале урока?
– Какой результат вы получили?
– Есть ли среди вас такие ученики, кто сделал
сегодня на уроке для себя маленькое открытие?
VIII. Домашнее задание.
1. Составить буриме:
___________________ паника
___________________ органика
___________________ глюкоза
___________________ угроза.
2. Подготовить сообщение о практическом значении глюкозы.
Возможные варианты буриме:
У меня в организме паника,
А причина тому – органика.Нет больше сил – угроза,
Дайте, дайте скорее глюкозы!Угроза, угроза, угроза,
Паника, паника, паника,Глюкоза, глюкоза, глюкоза,
Это и есть – органика!
Приложение 1
ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ “ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”
Тема: Глюкоза – альдегидоспирт.
Цель: формирование представлений о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами (на примере глюкозы).
Задачи:
- Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.
- Совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умения устанавливать причинно-следственные связи)
- Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод: частично-поисковый.
Форма урока: экспериментальная работа.
Средства обучения , оборудование: штатив с пробирками под номерами, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.
Реактивы: глицерин, глюкоза, аммиачный раствор оксида серебра, сульфат меди, гидроксид натрия, метаналь.
Предполагаемый результат: сформированное представление о двойственных свойствах органического вещества – глюкозы через построение структурной формулы вещества и установление взаимосвязи между строением и свойствами.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Повторение ранее изученного материала.
- Организация эксперимента (правила ТБ, алгоритм действий).
- Эксперимент.
- Оформление результатов эксперимента (заполнение таблицы)
- Решение задачи на вывод формулы вещества.
- Составление структурной формулы вещества на основании результатов эксперимента и решения задачи.
- Обсуждение результатов и формулировка темы урока учащимися.
- Подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
Приложение 2
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
- Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
- Если включили – выключите.
- Если открыли – закройте.
- Если разобрали – соберите.
- Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
- Если вы не разбирали, не вздумайте собирать.
- Если вы одолжили что-нибудь – верните.
- Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
- Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус кво.
- Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
- Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.
- Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
- Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.
- Если вы не можете что-либо понять – почешите в затылке.
- Если все же не поймете – то и не пытайтесь.
- Если вы "горите" на уроке – постарайтесь чтобы, у вас ничего не загорелось.
- Если у вас что-либо взорвалось – проверьте, остались ли живы.
- Если вы не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.