Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе. Тема урока: "Кислород"

Разделы: Химия, Русский язык


“…а пока что я и две мыши дышали им ”.

Дж. Пристли.

Тип урока: обобщающий, комбинированный.

Цели:

  • закрепление знаний о кислороде;
  • проверка умений составлять уравнения реакций;
  • формирование умения самостоятельно определять различия между полными и неполными, односоставными и двусоставными предложениями;
  • развитие представлений о функции данных предложений в устной и письменной речи;
  • повторение пройденного материала о научном стиле речи.

Задачи:

  • образовательные:
    • повторить орфографию русского языка;
    • повторить пройденный материал о разговорном и научном стилях речи, а также употребление в них полных и неполных, односоставных и двусоставных предложений;
    • обобщить знания учащихся о кислороде, умение записывать уравнения реакций.
  • развивающие:
    • развивать речь учащихся, их способности к изучению родного языка, умение быстро находить речевые ошибки, умение выражать свои мысли чётко и логично;
    • развивать чувство речевой и орфографической уверенности;
    • развивать логическое мышление учащихся на основе создания проблемных ситуаций;
    • развивать интерес к точным наукам.
  • воспитательные:
    • приобщать учащихся к культуре устной и письменной речи;
    • воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо, активность, самостоятельность и интерес к предмету;
    • формировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова, “Школьный этимологический словарь русского языка” Н. М. Шанского, “Школьный словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова, “Орфографический словарь” Д. Н. Ушакова, дифференцированные карточки по русскому языку, по химии, портреты Дж. Пристли, А. Лавуазье, К. Шееле; химическое оборудование для ответа о получении кислорода; школьная газета, книжки–раскладушки с творческими работами учащихся, эмблемы команд; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Оформление урока: стихотворение о кислороде, определения кислорода из разных словарей, текст с пропущенными словами, портреты ученых-химиков Дж. Пристли, А. Лавуазье, К. Шееле с краткой справкой о каждом, книжки-раскладушки с творческими работами учащихся.

Подготовка учащихся к уроку.

Предварительно, за две недели до проведения данного урока в кабинетах русского языка и химии на стенде “К уроку” были вывешены вопросы, составленные преподавателями.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учащиеся класса делятся на 3 команды:   группы по 8 человек, из них 3 учащихся хорошо успевают по этим предметам, 3 учащихся средне успевают, 2 учащихся слабо успевают). Члены команд выбирают капитанов.
У каждой команды свое название, например: “Кислород”, “Элемент”, “Озон”. Каждому капитану дается карточка для оценивания индивидуальных и командных ответов. В карточке перечислены все позиции, за которые выставляются оценки.

II. Постановка цели и задач урока.

Учитель русского языка. Сегодня мы будем говорить о газе. Вы повторите и обобщите изученный ранее материал по русскому языку и химии, а также составите текст-справку для газеты. А о каком газе сегодня пойдёт речь, вы скажете сами, выполнив следующее задание.

III. Подготовка к восприятию темы.

Стихотворение записано на доске.

Достоин тот га… уд…вленья –
Его пр…меняют сейчас
Для ре…ки мета…ов, в стал…варенье
И в доме…ых мощных п…чах.
Берёт его лётчик в высотные дали.
П…дводник с собою берёт.
Вы, верно, уже уг…дали,
Что этот га… – … (Кислород)

Задания для комплексного повторения.

Учитель русского языка.

1. Выразительно прочитайте стихотворение; определите, о каком газе идёт речь. Запишите тему урока. (Учитель информатики проецирует на экране тему урока).
2. Вставьте пропущенные буквы, устно объяснив причины их выбора.
3. Сделайте орфографический разбор стихотворения. (Ученик работает у доски, вставляет в слова стихотворения пропущенные буквы, делает орфографический разбор: гаЗ – гаЗы, реЗка – реЗать, кислороД – кислороДа; удИвленья – дИво, в пЕчах – пЕчь, угАдали – догАдка; ПРИменяют (в значении присоединения к чему-либо); пОдводник; домеННые – домНа + Н; метаЛЛ; сталЕваренье.
Оценка ответа учителем русского языка, ее запись в карточку капитаном.)

4. Сгруппируйте устно орфограммы.

Ученик. Парные согласные в корне слова (гаЗ – гаЗы), безударная гласная в корне слова (в пЕчах – пЕчь), правописание приставок пре-, при- (ПРИменяют), правописание неизменяемых приставок (пОдводник), правописание удвоенных согласных с основой на Н (домеННые), правописание словарных слов с удвоенными согласными (метаЛЛ), способ образования слов – сложение основ на мягкий согласный с соединительной гласной Е (сталЕваренье).

5. Сделайте транскрипцию слова “кислород”. (Ученик на доске записывает транскрипцию слова, а учащиеся – в своих тетрадях).

[ к, и с л а р о т ] – 8 букв, 8 звуков.

(Оценка ответа учителем русского языка, ее запись в карточку капитаном).

IV. Защита эмблем.

Учитель химии. Что же такое кислород? (Учащиеся по командам защищают свои эмблемы)

Команда “О”. Капитан назначает отвечающего ученика.

Ученик. “О”– атом кислорода, химический элемент. Кислород – самый распространенный элемент на Земле. Он входит в состав кислородсодержащих кислот (серной, азотной, фосфорной), их солей и оксидов. Кислород образует два аллотропных видоизменения: О2 – кислород и О3 – озон.

Команда “О2”. Капитан назначает отвечающего ученика.

Ученик. Кислород – это газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде. Он поддерживает горение и дыхание. Без кислорода не возможна жизнь на Земле.

Команда “О3”. Капитан назначает отвечающего ученика.

Ученик. Озон (аллотропная модификация кислорода) – это газ со специфическим свежим запахом, голубого цвета, мало растворим в воде. Не устойчив О3 = О2 + О. Образуется в природе из кислорода и воздуха под действием электрического тока (грозы): 3О2 = 2О3.

(Оценка ответов учителем химии, их запись в командные карточки капитанами).

V. Работа со словарями.

Учитель русского языка. Обобщая свои ответы, найдем значение слова “кислород” в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова и запишем его в тетради.

Ученик находит определение и зачитывает вслух, учащиеся записывают в тетради. Учитель информатики одновременно проецирует его на экране: “Кислород – химический элемент, бесцветный газ, входящий в состав воздуха, необходимый для дыхания и горения”.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Учитель русского языка. Предположите, как образовалось слово “кислород”? Давайте обратимся к “Школьному этимологическому словарю русского языка” Н. М. Шанского. Найдем этимологическое значение слова кислород и запишем его в тетради.

Учитель информатики проецирует определение на экране, учитель русского языка зачитывает его вслух, а учащиеся записывают в тетради: “Кислород – словообразовательная калька французского слова OXYGENE, неологизм Лаувазье, это сложение греческого OXIS – “кислый” и GENNAO – “рождаю”. Окончательно закрепилось в I половине XIX века. До этого кислород назывался также кислородным газом, оксигеном, кислотвором.

Учитель русского языка. Сделаем морфемный разбор слова “кислород”. Для этого обратимся к “Словообразовательному словарю” А. Н. Тихонова.

Учитель русского языка зачитывает определение, спроецированное на экране учителем информатики: “Это слово непроизводное, употребляется только в единственном числе; состоит только из корня и окончания”.

Учитель русского языка. Учитывая это, разберите “кислород” по составу.

(Ученик делает разбор слова на доске, а учащиеся – в своих тетрадях: кислород )

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Учитель русского языка. Но как по-другому можно разобрать это слово, используя определение “Этимологического словаря” Шанского?
(кисл + о + род )

Ученик делает другой разбор этого слова на доске, а учащиеся – в своих тетрадях.

(Оценка ответа учителем русского языка, ее запись в карточку капитаном).

IV. Повторение изученного.

Учитель химии. Расскажите об открытии кислорода.

Учащиеся по командам рассказывают об открытии кислорода:

Команда “О”. Капитан назначает отвечающего ученика.

Ученик. В чистом виде кислород впервые был получен в 1772 году шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.

(Учитель информатики проецирует на экране портрет ученого – химика Карла В. Шееле с краткой справкой о нем).

Ученик. Это имя стало широко известным ученому миру в 1777 году, когда К. Шееле опубликовал книгу “Химический трактат о воздухе и огне”. Книга была написана в 1775 году, и лишь по вине издателя публикация ее задержалась на два года. Это досадное обстоятельство лишило К. Шееле права именоваться первооткрывателем кислорода, хотя он описал его еще в 1772 году, причем полнее и четче, чем это сделал Джозеф Пристли.

Команда “О2”. Капитан назначает отвечающего ученика.

Ученик. В 1774 году английский ученый Джозеф Пристли разложением оксида ртути (II) получил кислород и изучил его свойства. (Учитель информатики проецирует на экране портрет ученого – химика Джозеф Пристли с краткой справкой о нем).

Ученик. Ученый проделал следующие опыты:

1. В сосуд с кислородом он внес горящую свечу. “Свеча горит блестящим (ярким) пламенем” – сказал он. Пристли сделал вывод: “Кислород поддерживает горение”.

2. Ученый взял два колокола – один с воздухом, а второй с кислородом. Под каждый колокол поместил по мыши и стал наблюдать. Вскоре под колоколом с воздухом мышь погибла, в то время как в кислороде мышь продолжала резвиться. Пристли еще раз повторил этот опыт. Результат был такой же. Исследователь сделал вывод: “Кислород поддерживает дыхание”. Тогда он попробовал сам дышать кислородом, после чего сказал: “В кислороде дышится легко и свободно”. А в заключении опытов Пристли написал: “Кто знает, может быть, этот газ станет модным предметом роскоши, а пока что я и две мыши дышали им”.

Команда “О3”. Капитан назначает отвечающего ученика.

Ученик. Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха. Только спустя несколько лет Лавуазье, подробно изучивший свойства этого газа, установил, что он является составной частью воздуха.

Учитель информатики одновременно с ответом ученика проецирует на экране портрет ученого – химика Антуана Лавуазье с краткой справкой о нем.

(Оценка ответов учителем химии, их запись в карточку капитаном).

VII. Закрепление изученного (дифференцированные задания по командам).

Учитель химии. На каких свойствах кислорода основано его применение в указанном стихотворении:

1) для получения высоких температур (сталеварение и резка металлов);
2) для ускорения процесса (в доменных печах);
3) для дыхания (лётчик, подводник)?

Дополнение: как взрывчатое вещество и смесь жидкого кислорода с углём, древесной мукой – оксиликвиты.

Учитель химии дает каждой команде карточки с дифференцированными заданиями:

1-ая команда – рисунок 1.

2-ая команда – рисунок 2.

3-ая команда – рисунок 3.

Капитан руководит действиями команды: один ученик собирает прибор, как показано на рисунке, и отвечает на вопрос. Одновременно с ним другой ученик пишет уравнения реакций получения кислорода на доске, а остальные учащиеся в тетрадях.

Команда “О”.

Ответьте на вопрос: Можно ли воспользоваться изображенным на рисунке прибором для получения кислорода и собирания его в пробирку? Ответ поясните.

Рис. 1

Рис. 1

Один ученик подходит к демонстрационному столу, собирает прибор, изображенный на рисунке №1 и отвечает, что таким прибором получить и собрать кислород нельзя, так как пробирка, в которую надо собрать кислород, расположена вверх дном. Кислород тяжелее воздуха, поэтому он будет перемешиваться с ним. Другой ученик в это время на доске пишет уравнения реакций получения кислорода в лаборатории:

2HgO = 2Hg + O2
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

Ученик зачитывает их, учащиеся проверяют запись.

Команда “О2”.

Ответьте на вопрос: Можно ли воспользоваться изображенным на рисунке прибором для получения кислорода и собирания его в пробирку? Ответ поясните.

Рис. 2

Рис. 2

Один ученик подходит к демонстрационному столу, собирает прибор, изображенный на рисунке и отвечает, что с помощью такого прибора получить и собрать кислород можно. Пробирка, в которую надо собрать кислород, расположена вверх отверстием, газоотводная трубка опущена до самого дна пробирки. Кислород тяжелее воздуха, поэтому он будет вытеснять его из пробирки, и она наполнится им. Другой ученик в это время на доске пишет уравнения реакций получения кислорода в лаборатории:

2H2O2 –>MnO2 –> 2H2O + O2
2KNO3 = 2KNO2 + O2

Ученик зачитывает их, учащиеся проверяют запись.

Команда “О3”.

Ответьте на вопрос: Можно ли воспользоваться изображенным на рисунке прибором для получения кислорода и собирания его в пробирку? Ответ поясните.

Один ученик подходит к демонстрационному столу, собирает прибор, изображенный на рисунке и утверждает, что с помощью такого прибора можно собрать кислород. Этот газ мало растворим в воде, поэтому его можно собрать над водой”. Другой ученик на доске пишет уравнение реакции получения кислорода в лаборатории:

2H2O2 –>MnO2–>2H2O + O2
2KClO3 = 2KCl + O3

Ученик зачитывает его, учащиеся проверяют запись.

Участник команды делает дополнения о том, что ни на одном рисунке:

  1. Нет в пробирке вещества, из которого получают кислород.
  2. Не указаны условия получения кислорода (нагревание).
  3. Команда "О" не может получить кислород из HgO, так как в результате реакции получится ртуть (жидкость), и она вытечет из пробирки. Чтобы этого не произошло, надо поменять наклон пробирки.
  4. Команда "О2" не может получить кислород из перекиси водорода (H2O2), так как это жидкое вещество, и оно вытечет из пробирки. Чтобы этого не произошло, надо также поменять наклон пробирки.

(Оценка ответов учителем химии, их запись в карточку капитаном).

VIII. Творческое задание.

Учитель русского языка. Используя свои знания о кислороде, дополните химическое определение терминами.

Учитель информатики проецирует определение с пропусками на экране, учитель русского языка зачитывает его вслух: “Кислород – это… газ. Он… воздуха, … в воде, легко реагирует с другими …, при этом образуются сложные вещества, которые называются …”. Учащиеся работают в тетрадях. На доске выставляются слова для справок: бесцветный, тяжелее, не растворим, веществами, оксидами.

Учитель русского языка. А теперь проверьте правильность выполнения своей работы. Учащиеся проверяют.

(Оценка ответа ученика команды "О2" учителем русского языка, ее запись в карточку капитаном).

IX. Фронтальный опрос.

Учитель русского языка. Какими по структуре предложениями вы пользовались чаще при ответах на конкретные вопросы и почему?

Ученик. Односоставные и двусоставные предложения, распространённые и нераспространённые, полные и неполные; в устной разговорной речи мы чаще всего используем неполные и нераспространённые предложения.

Учитель русского языка. Какие предложения называются односоставными, какие двусоставными?

Ученик. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Эти предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Учитель русского языка. Какие предложения являются распространёнными, какие нераспространёнными?

Ученик. Распространёнными называются те предложения, в которых есть хотя бы один второстепенный член, а нераспространёнными те, которые состоят только из главных членов предложения.

Учитель русского языка. Какие предложения называются полными, какие неполными?

Ученик. Полными называются те предложения, в которых есть оба главных члена, а неполными, в которых пропущен какой-либо член предложения — главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре. Неполные предложения часто употребляются в диалоге. Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.

Учитель русского языка. Когда предпочтительнее полные и распространённые предложения?

Ученик. В письменной речи.

X. Творческая работа в группах.

Учитель русского языка. Какой стиль речи вы использовали на уроке при ответах на вопросы по химии? Докажите.

Ученик. Научный стиль речи. Мы употребляли научные термины, использовали символы, формулы. Научному стилю присуще употребление однозначных слов, а также логичность суждений.

Учитель русского языка. Сейчас каждая команда, обобщив свои знания о кислороде, должна составить небольшой текст-справку или заметку о газе, используя научный стиль речи. В заключение вы прочтете тексты, и мы поместим их в нашу газету.

Через семь минут в каждой команде назначенный капитаном ученик зачитывает готовый текст, их речевые ошибки исправляют участники других команд. После прочтения и обсуждения заметки каждый текст помещается в газету.

Полученные тексты.

Команда “О”. “Кислород – самый распространенный элемент земной коры. В связанном виде он входит в состав воды, минералов, горных пород и всех веществ, из которых построены организмы растений и животных. Кислород образует два аллотропных видоизменения: О2 – кислород и О3 – озон.”

Команда “О2”. “Кислород – это газ, без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде. Кислород поддерживает горение и дыхание. Если резиновый мячик опустить в жидкий кислород, а потом вынуть его и бросить, то он разобьется, как стеклянный. Струя жидкого кислорода отклоняется в сильном магнитном поле”.

Команда “О3”. “Озон – газ голубого цвета, с запахом свежести, мало растворим в воде. Озон – сильный окислитель. Если поместить окрашенную ткань в сосуд с озоном, она обесцветится. Озон убивает бактерии в питьевой воде, в сточных водах, в воздухе помещений.

XI. Итоги урока.

Учитель химии подводит итоги урока, учитель русского языка выставляет оценки в журнал.

XII. Домашнее задание.

Учитель русского языка. Дома составьте кроссворд о кислороде из 10 слов – химических терминов.