Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003

    Автор: Карижская Наталья Николаевна

    Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.

  • "Есть словко – как мед сладко, и есть словко – как полынь горько" 2009

    Автор: Гудошникова Татьяна Леонидовна

    Задачи нравственного становления личности ученика должны стоять на первом месте на уроках гуманитарного цикла, так как ценность человека определяется не суммой усвоенных им знаний, а его нравственной самостоятельностью. Для развития этих «более важных качеств» на уроках русского языка нужно работать над важнейшими нравственными понятиями, ставить и решать морально-этические проблемы.

  • "Жаргонизмы и общеупотребительные слова" (методическая разработка урока русского языка в 6-м классе) 2008

    Автор: Айдемирова Татьяна Романовна

    Цель урока: закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную; узнать новое понятие – «жаргонизм», научиться отличать жаргонизмы от других слов. Р/р творческий диктант.

  • "Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова 2011

    Автор: Никитина Татьяна Ивановна

    У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью. Слово - живое. Учащиеся изучают тайны слова - проводят творческое исследование слова, знакомятся с основными разделами языкознания, что способствует приобщению детей к миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.

  • "Жизнь слов в русском языке (историзмы, архаизмы, неологизмы)". 5-й класс 2014

    Автор: Терских Светлана Николаевна

    Урок русского языка развивает критическое мышление. В ходе урока учащиеся познакомятся со «старыми» и «новыми» словами, богатством родной речи. Самостоятельный подход, поисковый метод, применяемый на уроке, систематизирует знания, обогащает словарный запас, речь и мышление учащихся.

  • "За словом в карман…" (Из опыта сотрудничества учителей русского языка и литературы г. Саянска с региональным еженедельником "Новые горизонты") 2011

    Автор: Чумакова Елена Николаевна

    Дежурные по рубрике отвечают на вопросы читателей, публикуют свои наблюдения за языковыми явлениями, следят за соблюдением норм русского языка в общественных местах города, печатают интересные материалы о происхождении слов, о значении слов и выражений – все то, что способствует популяризации грамотного и красивого русского языка.

  • «Есть речи – значенье темно иль ничтожно, но…» (ФГОС и ЕГЭ: проектная работа на уроке – кластер) 2015

    Автор: Волченко Наталья Алексеевна

    В статье рассматривается метапредметная проектная работа с кластером – способ обработки информации, подготовки учащихся к заданиям 1 и 24 ЕГЭ по русскому языку. Методику можно использовать на любом предмете. В статье приводятся примеры работы с кластером на уроках русского языка и литературы.


  • Дюма на Кавказе 2022

    Автор: Цаликова Альбина Солтанбековна

    Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.

  • Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" медаль 2012

    Автор: Арсеньева Наталья Сергеевна

    Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.

  • ЕГЭ по русскому языку: подготовка к части "С" 2018

    Автор: Моисеева Марина Григорьевна

    Что же оценивается в работе? Насколько адекватно, глубоко и полно понят смысл прочитанного текста (К1-К4); способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте (К1); можете ли ясно и убедительно изложить свою позицию и, если она не совпадает с авторской, способны ли вежливо, корректно отстаивать свою точку зрения (К3, К4, К5, К11); хороша ли ваша речь (К-6, К-10); умеете ли вы излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации (К7-К10).

  • ЕГЭ по русскому языку. Часть С: структура и компоненты сочинения-рассуждения медаль 2014

    Автор: Федорова Тамара Ивановна

    Система презентаций выстроена по единой схеме: знакомство с критерием проверки сочинения, теоретические сведения по теме презентации, типичные ошибки, клише, образцы выполнения задания, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ, источники. Проект рассчитан на учащихся 10–11-х классов, но целесообразно использование презентаций или их фрагментов в 8−9-х классах, так как они содержат систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения.

  • ЕГЭ: подготовка к части С. Речевое оформление текста 2013

    Авторы: Зотова Елена Александровна, Мациенко Лидия Викторовна, Сафоклова Ирина Владимировна

    Планируя уроки по подготовке учащихся к сочинению (часть С), необходимо создавать условия для формирования умения самостоятельно находить речевые ошибки в тексте, вырабатывать умение исправлять их, не допускать в своей работе. Занятия подобного плана позволяют актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему. Такие уроки помогают создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

  • ЕГЭ: проблемы и возможности 2013

    Автор: Сафина Зоя Николаевна

    Неспособность выпускников самостоятельно мыслить - следствие "натаскивания" на ЕГЭ, беспочвенны. ЕГЭ лишь выявляет эту неспособность, показывая, что выпускник не имеет хорошей школы в работе с информацией. Существуют упражнения, которые приучают ученика следить за ходом мысли, постоянно "ощущать эту мысль в ее словесном воплощении". Подготовка ученика к ЕГЭ в таком случае становится не "натаскиванием", а работой, полезной для его последующего образования.

  • Единство обучения и воспитания на уроках русского языка 2011

    Автор: Бардиж Светлана Анатольевна

    Решение проблемы единства обучения и воспитания зависит от умения учителя слить в единый процесс воспитание и обучение на каждом уроке. И если при обучении русскому языку руководством для учителя являются программа и учебник, то решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Ведь характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, возраста учеников, их индивидуальных особенностей, специфики семейных условий и др.


  • Ежели вы вежливы… 2012

    Автор: Балачий Галина Викторовна

    Педагог должен понимать, что нельзя всех детей считать одинаковыми, то есть работать в режиме внеличностной парадигмы образования. Поэтому учитель должен стремиться наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого учащегося, развить его неповторимую индивидуальность. Это возможно при использовании личностно ориентированного подхода в обучении, когда педагог прилагает все усилия для развития у ребенка уникальных личностных качеств.

  • Есть на Земле замечательный город (подготовка к домашнему сочинению в 7-м классе) 2008

    Автор: Потапова Карина Анатольевна

    Сочинения на публицистическую тему - ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо как можно раньше. Область детского творчества может быть различна. Здесь прежде всего - личные переживания детей в самом широком смысле слова.

  • Еще один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка 2009

    Автор: Николко Елена Николаевна

    Предлагаемая методика помогает развивать у учащихся умение слушать и понимать текст на слух. В ходе обсуждения слышанного учитель предлагает перефразированные варианты звучавшего текста, тем самым, давая ученикам образцы возможного свертывания текста, сокращения его объема за счет емкости фразы. Таким образом, работа по аудированию может иметь целью не только приобретения навыков понимания текста на слух, но и служить подготовительным моментом к изложению услышанного. Работа такого рода готовит школьников не только к итоговой аттестации в 9-х классах, но и помогает в 5–8-х классах успешно писать как сжатые, так и подробные изложения.

  • Еще раз о подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-эссе 2014

    Автор: Подвербная Елена Викторовна

    Выпускники встречаются с множеством проблем при подготовке к написанию наиболее сложной и важной части экзаменационной работы по русскому языку (часть 3). Основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру этого вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.

  • Жанры публицистического стиля. Репортаж-повествование 2008

    Автор: Коротченкова Елена Дмитриевна

    Данный урок – ролевой проект. Форма урока – работа в группах. Велик объем предварительной работы: учащиеся в группах готовят видеосъемку (операторы), текст репортажа (репортеры), редактируют репортаж (редакторы), готовят презентацию (вся группа). Жаль, в конспекте урока нельзя передать те страсти, которые бушевали на пресс-конференции во время обсуждения репортажей!

  • Живая речь. Заседание исследовательского лингвистического общества. Исследование на краеведческом языковом материале 2009

    Автор: Захарова Надежда Юрьевна

    Исследование посвящено анализу устной речи на основе работы с "Толковым словарём живого великорусского языка" В.И. Даля. В ходе исследования обучающиеся решают "загадку" о месте рождения человека, который повествует о своём детстве. Предполагает использование интерактивной доски и электронной версии словаря.

  • Загадка – не только для ума зарядка 2011

    Автор: Пожилинкина Татьяна Ивановна

    В работе показано, как при "подаче" нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул можно при помощи загадки. Использование загадок при ознакомлении с новым словом ценно еще и тем, что в тексте загадки раскрывается лексическое значение слова-отгадки, его признаки, связь с другими частями речи, роль в предложении.


  • Загадки наших фамилий 2010

    Автор: Гребенёва Валентина Михайловна

    Фамилия – это живая история. Информация, даваемая фамилиями, весьма широка: это и топонимика, и маршруты миграции населения, и сведения об исчезнувших профессиях, история труда и быта страны, история языка.

  • Загадки русской души (на страницах литературы) 2012

    Автор: Крившенко Лариса Григорьевна

    В статье представлены размышления автора о загадках русской души, раскрываемой в произведениях литературы. Приведены словарные статьи понятия "душа", пословицы и поговорки о душе.

  • Загадочная филология кубок 2012

    Автор: Митрофанова Любовь Петровна

    Конкурс-игра предназначена для учащихся 8-х классов. В игре принимают участие три команды (из разных классов). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопрос, на который команда не может ответить, переходит к противникам. Самая эрудированная команда получит памятный приз. Командам предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения.

  • Задание 7 ЕГЭ по русскому языку 2015

    Автор: Бойченко Эмилия Владимировна

    Представлен комплект заданий по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

  • Задание 8 ЕГЭ. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 2024

    Автор: Панчук Вита Николаевна

    Представлена презентация по теме "Синтаксические нормы: нормы согласования и управления".

    ЕГЭ по русскому языку

  • Задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву 2023

    Автор: Бусел Анастасия Вениаминовна

    В работе проводится рассмотрение задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву

  • Задания на проверку осознанного чтения 2023

    Автор: Гладышенко Ольга Владимировна

    В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования появилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько практических знаний, умений, навыков. Выяснилось, что предметные знания обязательно должны сочетаться с практическими умениями и навыками и что перед овладением каждым знанием необходимо обязательно мотивировать учащихся. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Формировать данные общеучебные умения призваны компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Поэтому учитель вынужден постоянно создавать такие задания самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию несколько компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование осознанного чтения у учащихся.


  • Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. Готовимся к ЕГЭ 2009

    Автор: Магулян Тамара Яковлевна

    С помощью тестов для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года.

  • Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 10-й класс 2015

    Автор: Орлова Татьяна Николаевна

    Задания олимпиады для 10-го класса охватывают все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умение работать с речевыми ошибками.