Закрепление и совершенствование навыков правописания самостоятельных частей речи

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфографии (находить и выделять орфограммы в слове; применение и проверка орфографического правила; выбирать и распределять слова с определенной орфограммой; анализировать текст со смешиваемыми и конкурирующими написаниями); развитие навыков самоконтроля, внимания и аккуратности; воспитание чувства гуманизма и интернационализма, опираясь на национальные традиции.

Методы урока: словесные и практические. Контроль и обобщение знаний.

Оборудование: схемы, иллюстрации, карточки для индивидуальных и групповых заданий учащимся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Нет силы, чтоб справиться с нами, –
Тверды мы – в сраженьи любом,
Не разрушайте в беспамятстве сами,
Люди, славянский наш дом!!!

Иван Пашков

II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка.

III. Повторение и закрепление изученного

1. У доски по индивидуальным карточкам работают ученики. Это задание выполняют и консультанты в тетрадях.

Карточка № 1.

Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изученные орфограммы.

Смоленский собор – одно из красивейших архитектурных сооружений центральной части нашего города. Когда запрокидываешь голову, чтобы увидеть сочетание чудных красок золота и серого неба, видишь плывущие темные облака, и, кажется, будто храм спокойно плывет среди шума городских автомобилей, обрывков человеческой речи, среди привычных нам будней житейского моря.

Карточка № 2.

Перепишите предложение. Объясните, на чем основано употребление пропущенных букв. Подчеркните все члены предложения.

Испокон веку вера христианская живет на нашей земле, она нас связывает с далекими предками, с прошлым России; мы должны помнить об этом, чтобы не дать погибнуть русской культуре, России в целом.

2. Распределительный диктант. Запишите словосочетания, распределяя их по видам подчинительной связи.

Согласование

Управление

Примыкание

мои земляки памятники старины бережно сохранять
Соборная площадь творчество белгородцев постепенно расширяясь
белгородские жители музеи города изредка смотреть
    стоит одиноко

3. Комплексный анализ текста

… «Любовью и единением спасемся!» Этими словами преподобного Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского и его воинство на Куликовскую битву, Белгородчина встречала президентов Белоруссии, России и Украины 3 мая 2000 года.
Значимость встречи усиливается исключительно удачным совпадением места и времени ее проведения. Она состоялась на Третьем ратном поле  Отечества.
Самым ярким и символичным эпизодом встречи президентов стало их участие в церемонии открытия у храма святых апостолов Петра и Павла часовни единения трех братских славянских народов.
Под куполом часовни – колокол единения. Когда президенты дружно взялись за подвешенную к языку колокола веревку и трижды ударили в него, на глазах у многих присутствующих появились слезы радости.

Озаглавить текст. Определить его тему и основную мысль.

Класс разделен на группы. В каждой группе есть свой консультант, который в течение всего урока проверяет все задания и оценивает работу каждого ученика, входящего в его группу.

  • I группа объясняет лексическое значение следующих слов при помощи толковых словарей: церемония, апостол, часовня, единение.
  • II группа получает задание: произвести фонетический разбор двух слов. С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) автор выражает свое отношение к происходящему?
  • III группа выписывает из текста последнее предложение и производит его синтаксический разбор.
  • IV группа объясняет постановку всех знаков препинания в тексте и производит морфологический разбор двух разных частей речи.
  • V группа объясняет правописание пропущенных орфограммы и разбирает по составу три слова.

4. Каждая группа получает конверт с заданиями. После выполнения работы консультанты оценивают знания каждого члена группы.

I группа. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

Звонница на Прохоровском поле – торжественный памятник, возведенный к 50 – летию Победы в Великой Отечественной войне в память о павших здесь в крупном танковом сражении в 1943 году.
В архитектурно – композиционном решении 50 – метровой величественной звонницы, поставленной на насыпной подиум, использованы приемы и детали, характерные для древнерусских храмов. Точное соотношение между элементами декоративного оформления и самой архитектурой позволило автору создать выразительный, запоминающийся образ, более похожий на скульптуру.

  • Объясните трудные орфограммы.
  • Докажите, что это текст.
  • Разберите по составу три причастия.

II группа. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Много их в разных краях и землях – памятников славы российской, славы народной. Гранитные, чугунного литья, мраморные, высеченные из простого дикого камня, стоят они на перекрестках дорог, на площадях городов, на известных курганах и безымянных высотах, на необъятных полях. Они стоят там, где когда-то звенели мечи, падали, дымясь, горячие ядра, пикировали самолеты, взрывались танки.

Поле Куликово... Бородино... Прохоровское поле...

Все памятники перечислить невозможно. Они появляются постоянно. Возводят обелиски героям, имена которых стали известны недавно.

  1. Подберите синонимы к следующим словам: памятник, сооружать, военный.
  2. Какие языковые средства являются выражением смысловой связи между предложениями в этом тексте?
  3. Обозначить изученные орфограммы.

III группа. Комплексный анализ текста

  1. Прочитать текст. Выяснить значение непонятных слов.
  2. Определить основную мысль текста.
  3. К какому типу речи этот текст относится?
  4. Произвести морфологический разбор двух имен существительных (по выбору учащихся).
  5. Сделать синтаксический разбор любого сложного предложения.
  6. Составить схемы следующих предложений.

(1) К большой радости белгородцев и удовлетворению всех россиян, на месте, где был сломлен хребет гитлеровской армии, сооружен крупный мемориальный комплекс общенационального значения.(2)В его составе – памятник Победы на Прохоровском танковом поле, музей Прохоровского танкового сражения и православный храм святых апостолов Петра и Павла в память о погибших на Курской дуге. (3)Храм полностью построен на народные пожертвования, которые поступили из разных уголков России и бывших республик СССР. Это еще раз подтверждает величие подвига, совершенного на этой земле.

IV. Подготовка к домашнему заданию.

Прочитайте отрывок. Назовите все изученные орфограммы. Попробуйте озаглавить стихотворный текст.

Не для праздного мига,
А на долгую жизнь
Здесь славянские ветки,
Три славянских сплелись, –
Наши общие предки,
Наша общая мысль.
Крест наш неизносимый,
Наша радость и грусть,
Украина, Россия
И сестра – Беларусь.

А. Кольцов

V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Для чего нужна орфография?»

VI. Рефлексия

VII. Итог урока

Пользуясь учебниками и схемами, ребята отвечают на вопрос: «С какими правилами орфографии вы столкнулись, работая на уроке?»
Учитель анализирует работу каждой группы.

Карточка консультанта

Фамилия, имя ученика

Задания

Общий балл
Домашнее задание

Распределительный
диктант

Анализ текста

Работа по карточке