Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфографии (находить и выделять орфограммы в слове; применение и проверка орфографического правила; выбирать и распределять слова с определенной орфограммой; анализировать текст со смешиваемыми и конкурирующими написаниями); развитие навыков самоконтроля, внимания и аккуратности; воспитание чувства гуманизма и интернационализма, опираясь на национальные традиции.
Методы урока: словесные и практические. Контроль и обобщение знаний.
Оборудование: схемы, иллюстрации, карточки для индивидуальных и групповых заданий учащимся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф к уроку:
Нет силы, чтоб справиться с нами, –
Тверды мы – в сраженьи любом,
Не разрушайте в беспамятстве сами,
Люди, славянский наш дом!!!
Иван Пашков
II. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка.
III. Повторение и закрепление изученного
1. У доски по индивидуальным карточкам работают ученики. Это задание выполняют и консультанты в тетрадях.
Карточка № 1.
Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изученные орфограммы.
Смоленский собор – одно из красивейших архитектурных сооружений центральной части нашего города. Когда запрокидываешь голову, чтобы увидеть сочетание чудных красок золота и серого неба, видишь плывущие темные облака, и, кажется, будто храм спокойно плывет среди шума городских автомобилей, обрывков человеческой речи, среди привычных нам будней житейского моря.
Карточка № 2.
Перепишите предложение. Объясните, на чем основано употребление пропущенных букв. Подчеркните все члены предложения.
Испокон веку вера христианская живет на нашей земле, она нас связывает с далекими предками, с прошлым России; мы должны помнить об этом, чтобы не дать погибнуть русской культуре, России в целом.
2. Распределительный диктант. Запишите словосочетания, распределяя их по видам подчинительной связи.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
мои земляки | памятники старины | бережно сохранять |
Соборная площадь | творчество белгородцев | постепенно расширяясь |
белгородские жители | музеи города | изредка смотреть |
стоит одиноко |
3. Комплексный анализ текста
… «Любовью и единением спасемся!» Этими
словами преподобного Сергия Радонежского,
благословившего Дмитрия Донского и его воинство
на Куликовскую битву, Белгородчина встречала
президентов Белоруссии, России и Украины 3 мая 2000
года.
Значимость встречи усиливается исключительно
удачным совпадением места и времени ее
проведения. Она состоялась на Третьем ратном
поле Отечества.
Самым ярким и символичным эпизодом встречи
президентов стало их участие в церемонии
открытия у храма святых апостолов Петра и Павла
часовни единения трех братских славянских
народов.
Под куполом часовни – колокол единения. Когда
президенты дружно взялись за подвешенную к языку
колокола веревку и трижды ударили в него, на
глазах у многих присутствующих появились слезы
радости.
Озаглавить текст. Определить его тему и основную мысль.
Класс разделен на группы. В каждой группе есть свой консультант, который в течение всего урока проверяет все задания и оценивает работу каждого ученика, входящего в его группу.
- I группа объясняет лексическое значение следующих слов при помощи толковых словарей: церемония, апостол, часовня, единение.
- II группа получает задание: произвести фонетический разбор двух слов. С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) автор выражает свое отношение к происходящему?
- III группа выписывает из текста последнее предложение и производит его синтаксический разбор.
- IV группа объясняет постановку всех знаков препинания в тексте и производит морфологический разбор двух разных частей речи.
- V группа объясняет правописание пропущенных орфограммы и разбирает по составу три слова.
4. Каждая группа получает конверт с заданиями. После выполнения работы консультанты оценивают знания каждого члена группы.
I группа. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Звонница на Прохоровском поле –
торжественный памятник, возведенный к 50 – летию
Победы в Великой Отечественной войне в память о
павших здесь в крупном танковом сражении в 1943
году.
В архитектурно – композиционном решении 50 –
метровой величественной звонницы, поставленной
на насыпной подиум, использованы приемы и детали,
характерные для древнерусских храмов. Точное
соотношение между элементами декоративного
оформления и самой архитектурой позволило
автору создать выразительный, запоминающийся
образ, более похожий на скульптуру.
- Объясните трудные орфограммы.
- Докажите, что это текст.
- Разберите по составу три причастия.
II группа. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Много их в разных краях и землях – памятников славы российской, славы народной. Гранитные, чугунного литья, мраморные, высеченные из простого дикого камня, стоят они на перекрестках дорог, на площадях городов, на известных курганах и безымянных высотах, на необъятных полях. Они стоят там, где когда-то звенели мечи, падали, дымясь, горячие ядра, пикировали самолеты, взрывались танки.
Поле Куликово... Бородино... Прохоровское поле...
Все памятники перечислить невозможно. Они появляются постоянно. Возводят обелиски героям, имена которых стали известны недавно.
- Подберите синонимы к следующим словам: памятник, сооружать, военный.
- Какие языковые средства являются выражением смысловой связи между предложениями в этом тексте?
- Обозначить изученные орфограммы.
III группа. Комплексный анализ текста
- Прочитать текст. Выяснить значение непонятных слов.
- Определить основную мысль текста.
- К какому типу речи этот текст относится?
- Произвести морфологический разбор двух имен существительных (по выбору учащихся).
- Сделать синтаксический разбор любого сложного предложения.
- Составить схемы следующих предложений.
(1) К большой радости белгородцев и удовлетворению всех россиян, на месте, где был сломлен хребет гитлеровской армии, сооружен крупный мемориальный комплекс общенационального значения.(2)В его составе – памятник Победы на Прохоровском танковом поле, музей Прохоровского танкового сражения и православный храм святых апостолов Петра и Павла в память о погибших на Курской дуге. (3)Храм полностью построен на народные пожертвования, которые поступили из разных уголков России и бывших республик СССР. Это еще раз подтверждает величие подвига, совершенного на этой земле.
IV. Подготовка к домашнему заданию.
Прочитайте отрывок. Назовите все изученные орфограммы. Попробуйте озаглавить стихотворный текст.
Не для праздного мига,
А на долгую жизнь
Здесь славянские ветки,
Три славянских сплелись, –
Наши общие предки,
Наша общая мысль.
Крест наш неизносимый,
Наша радость и грусть,
Украина, Россия
И сестра – Беларусь.А. Кольцов
V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Для чего нужна орфография?»
VI. Рефлексия
VII. Итог урока
Пользуясь учебниками и схемами, ребята
отвечают на вопрос: «С какими правилами
орфографии вы столкнулись, работая на уроке?»
Учитель анализирует работу каждой группы.
Карточка консультанта
Фамилия, имя ученика | Задания |
Общий балл | |||
Домашнее задание | Распределительный |
Анализ текста |
Работа по карточке | ||