Одним из способов обогащения лексики русского языка словами на всем протяжении его развития является пополнение словаря лексикой других языков. Больше всего заимствований из английского языка. О проникновении в русский язык заимствований из якутского языка говорят нечасто. Наши исследования показали, что не только русский язык оказал огромное влияние на язык коренного народа РС(Я), обогатив его новыми словами, но и сам русский язык подвергся определенному воздействию якутского языка в области лексики.
Все заимствования в текстах даны без перевода, что свидетельствует о широком употреблении этих слов в русской речи жителей нашей республики. Они отражают жизнь и быт, историю и культуру коренного народа нашей республики, способствуют точности и выразительности русского языка, придают описанию определенный национально-исторический колорит. Этот факт свидетельствует о непрерывности процесса контактирования национальных культур, о систематическом взаимном обогащении языков в условиях многонационального государства.
Использование подобных слов из якутского языка в русских текстах еще не означает полного вхождения в словарный состав русского языка. Но можно с уверенностью сказать, что некоторые слова прочно вошли в русский язык, например: унты,кумыс, саха, тордаса, балаган. Есть уверенность, что в скором времени войдут в широкое употребление такие слова, как олонхо, ысыах, осуохай.
Данное исследование показало необходимость изучения в школах города якутского языка, что позволит детям, говорящим на русском языке, лучше узнать не только язык, но и культуру и традиции коренного народа РС(Я).
Цель:
- познакомить обучающихся 4 кл. с заимствованной лексикой из якутского языка, вошедшей в русскую речь жителей нашей республики;
- развивать интерес к исследовательской, проектной деятельности;
- научить представлять информацию по теме проекта, доказывать свою точку зрения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор.
Образовательные ресурсы: выставка книг, словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Постановка учебной задачи
– Что такое заимствованные слова?
– Из каких языков вошли слова в русский язык?
– Есть ли заимствования из якутского языка?
– Сегодня мы познакомимся с заимствованной
лексикой из якутского языка в русской речи
населения РС(Я).
III. Исследование языкового материала
1) Слово учителя:
– Одним из способов обогащения лексики
русского языка словами на всем протяжении его
развития является пополнение словаря
лексикой других языков.
Из всего многообразия заимствований, вошедших в
русский язык в последние десятилетия, следует
особо выделить заимствования из английского
языка, которые составили 58% всех заимствованных
слов. Об этом писали многие известные российские
лингвисты: Шанский Н.М., Будагов Р.А., Хомина М.И. и
другие. О проникновении же в русский язык
заимствований из якутского языка говорят
нечасто.
Заимствованные слова быстро пополняют различные
сферы функционирования языка (политику, науку,
спорт, культуру и т.д.), при этом освоение данной
иноязычной лексики происходит медленно, даже в
нашей многонациональной республике, что влияет
на культурно-речевой уровень носителей
языка.
На протяжении 380 лет в Республике Саха (Якутия)
рядом с коренным народом живут русские.
В процессе культурно-экономических связей между
ними происходит активное взаимодействие,
взаимовлияние культур как материальных, так и
духовных. Естественно, что русский язык,
обладающий обширными общественными функциями и
имеющий разветвленную лексико-семантическую
систему, оказал большое влияние на якутский язык,
обогатив его новыми словами различных
тематических групп. Однако и сам русский язык
подвергся определенному воздействию якутского
языка , прежде всего, в области лексики. О своих
исследованиях вам расскажет Корякин Артем.
2) Сообщение обучающегося
– Русским языком заимствуются слова, отражающие жизнь и быт народа саха. Они способствуют точности и выразительности русского языка, не нарушая его законов, придают описанию определенный национально-исторический колорит.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей. В параллели 4 классов – 94 обучающихся. Из них саха – 30 обучающихся, русских – 53, эвенов – 2, киргизов – 4 , бурятов, поляков, азербайджанцев, колмыков, эвенков – по 1 представителю.
Большинство школьников русской национальности.
В целях выявления степени владения ими заимствованной лексикой из якутского языка было проведено нами анкетирование. Были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли вы якутский язык?
2. Употребляете ли вы заимствования из якутского
языка в своей речи? Если да, приведите примеры
слов.
3. Знаете ли вы их лексическое значение?
Опрос показал, что якутский язык знают 28 обучающихся,не знают 76. Все школьники употребляют в речи заимствования из якутского языка, например: унты,сорат, осуохай, чорон, ысыах, олонхо, сэргэ, кумыс, саха, хомус и другие. Все эти слова им знакомы благодаря урокам ЯНК. Но , к сожалению, многие не знают их точного лексического значения. В связи с этим нами было принято решение создать школьный словарь заимствований из якутского языка, который прилагается к нашей работе.(см. Приложение)
Причинами заимствования являются следующие факторы:
1. Потребность в наименовании новой вещи, нового
понятия, например: унты – высокая меховая обувь;
олонхо – якутский народный эпос).
2. Необходимость разграничить содержательно
близкие, но все же различающиеся понятия,
например: кефир – сорат, дом – ураса, район –
улус).
3. Наличие в заимствующем языке сложившихся
систем терминов, обслуживающих ту или иную сферу
жизни, например: чароит – полудрагоценный
камень, получивший наименование от названия реки
Чара, где он был найден.
Не имеет аналогов в русской культуре и не переводится на русский язык чаще всего бытовая, национально-культурная, фольклорная, историческая лексика.
К бытовой лексике обычно относят наименования жилья (балаган, сайылык,хотон, ураса и др.); названия утвари и посуды (чорон, сэргэ, салама, ытык и др.); наименования одежды (унты, торбаса, малахай, кянчи и др.); наименования блюд и напитков (хан, ойогос, сорат, бырпах, кумыс, кобер и др.). Слова этой группы при переводе художественных произведений писателей и поэтов органически входят в русский текст. Например, «О, мой милый сайылык, до чего здесь хорошо…» – подумал он с нежностью (Софрон Данилов «Листы и корни» ). «Запах кумыса и масла… Запах аласа родного…» (Семен Данилов. Избранное) «Пил я чай с молоком, ел лепешку с кобером». (Леонид Попов «Зову май»)
Фольклорная лексика отражает содержание и образы устного народного творчества нашего северного края, мифические представления народа (Аал Луук Мас, абаасы, байанай, чучуна и др.) Подобные слова встречаются как в русских, так и в переводных текстах: «Под сенью могучего дерева жизни Аал Луук Мас, как бы оберегая мирную тишину аласа, сидит мать с ребенком» (И.Потапов «Ступени творческого роста»). «Главный герой эпоса, небесный бргатырь Эр Соготох сражался за свою любимую и за выживание ее племени против злых духов-разрушителей абаасы из нижнего мира…» (Андрей Борисов.Из интервью изданию «Культура»)
Национально-культурная лексика объединяет наименования национальных игр, праздников, танцев, национальных музыкальных инструментов (хапсагай,ысыах, осуохай, олонхо, хомус и др.)
Приведем пример из газеты «Якутск вечерний» от
30 ноября 2012г.: «Дни республики завершились
театрализованным представлением «Эллэй Боотур»,
посвященным национальному Дню олонхо.
Впечатляющий самобытный спектакль Театра
олонхо, рассказывающий о прародителях народа
саха Омогое и Элляе, вызвал живой интерес
москвичей и бурные овации зрителей. Финалом Дней
Якутии в Москве стал осуохай «Радуга дружбы» (
статья Елены Киселевой «Дни Якутии в Москве»,
стр.57).
«Ысыах – встреча лета народными играми,
пеньем,хороводными танцами «осуохай», Олонхо –
океанские волны якутской эпической речи, если б
не было их – разве б в жизни я радость познал?» –
пишет в стихотворении «Любовь якута» Семен
Данилов. «Затихнул топот, вещий и великий. Хомус
Манчары отзвенел и стих…» (Леонид Попов «Гость
земли»)
Все заимствования в текстах даны без перевода, что свидетельствует о широком употреблении этих слов в русской речи жителей нашей республики.
Заимствованы также названия животных, рыб и растений, например: чубуку, мундушка, сардана. «Сардана утренней росой умылась, засияла; так схожа с девичьей красой, меня заколдовала» (И.В.Мигалкин «Как детские узоры»)
Использование подобных слов из якутского языка в русских текстах еще не означает полного вхождения в словарный состав русского языка. Большинство заимствований используются только в речи русскоязычного населения РС(Я).
Одним из признаков освоения национальной лексемы является включение ее в толковые словари русского языка. Так можно с уверенностью сказать, что некоторые слова прочно вошли в русский язык, например: унты,кумыс, саха, торбаса, чароит. Есть уверенность, что в скором времени войдут в широкое употребление такие слова, как олонхо, олонхосут, ысыах, осуохай и другие. Ежегодно с экранов телевизоров, из газет и журналов можно услышать или прочитать различные слова и выражения народа саха. Так , например, в том же номере газеты «Якутск вечерний» от 30 ноября 2012г. приводится цитата Рамазана Абдулатипова, председателя президиума Совета Ассамблеи народов России: « Вы – жители Земли олонхо – являетесь самым близким и теплым регионом для столицы России».
Не только для жителей России, но и зарубежных стран, наша республика действительно стала «Землей олонхо» по праву, так как олонхо – достояние не только нашей республики, но и всего мирового сообщества. В 2005 году он был объявлен ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Осуохай же летом этого года вошел в книгу рекордов Гиннеса. «Это было достойное событие – 15-тысячный круг осуохая потряс своей энергетикой всех» («Якутск вечерний» от 7.12.2012г. Стр.27)
(Презентация «Словаря заимствованной лексики из якутского языка в русской речи жителей РС(Я)»)
3) Вопросы обучающихся к докладчику.
IV. Творческое задание. Работа в парах
– Прочитайте вырезки из местных газет «Якутск
вечерний», «Эхо столицы». Найдите заимствования
из якутского языка, составьте их словарные
статьи и запишите в тетрадь.
Составьте свои предложения с этими словами.
Проверка выполнения задания. Фронтальный опрос.
V. Рефлексия
– Понравился ли вам сегодняшний урок?
– Оцените работу , проведенную Корякиным А.
– Где можно использовать словарь, созданный им?
– Спасибо за урок!
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка, С-П.,
2000
2. Будагов Р.А. История слов в истории
общества, М., 1971;
3. Данилов С.П. Избранное, М., «Художественная
литература», 1977;
4. Ожегов С.И. Лексикология, М., 1974;
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка, 24-е изд.,
М., 2012;
6. Попов Л.А. Зову май.Стихи.Современник,М., 1986
7. Самсонов Н.Г. Русское слово, Я., 2007;
8. Серошевский В.Л. Якуты, С-П.,1896;
9. Фомина М.И. Современный русский язык.
Лексикология, М.,2001;
10. Шанский Н.Л. Лексикология современного р
ыка, М.,1972.