Сценарий урока
Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 «Б» класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
- освоить способы решения проблем поискового характера;
- освоить основы познавательной рефлексии;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- усвоить, что речь делится на части – части речи;
- усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи;
- усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи;
- рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи;
- приводить примеры разных частей речи;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам орфографии;
- расширение словарного запаса учащихся.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, технология исследования, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения:
- проблемно-поисковый метод;
- наглядный;
- репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Оборудование:
- для учеников: учебник «Русский язык», 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Русский язык», рабочая тетрадь; сигнальные карточки, лист исследования для работы в группах.
- для учитель: электронная презентация, карточки для составления кластера, карточки для составления предложения, учебник «Русский язык», 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Оформление доски.
Магнитная доска |
21 февраля. Мороз, морозный, морозить; |
Интерактивная доска |
Место урока в учебной программе.
- Наша речь (3 часа)
- Текст (3 часа)
- Предложение (11 часов)
- Слова, слова, слова… (18 часов)
- Звуки и буквы (60 часов)
- Части речи (57 часов) 1 урок в теме.
Ход урока
Слайд 2.
1. Организационный момент
Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.
Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.
- Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Настроение замечательное.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет-сыплет снег-снежок!
Начинается урок!
Мы начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний
Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.
Деятельность учителя: задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.
Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.
- Начнём урок с традиционной минутки чистописания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы.
Минутка чистописания.
- Ребята, догадайтесь кто оставил роспись на стекле?
Посмотрите, как пишем росчерк, напишите красиво в тетрадь.
Словарная работа.
- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)
- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка)
- Чему учились? (Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка)
- Проверим себя. Применим полученные знания.
Мороз, морозный, морозить;
о морозе, от мороза, по морозу.
Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.
Слайд 3.
- Проверьте работу.
- Какие орфограммы выделили в словах? Объясните их написание.
- Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки. Слайд 3. Подождать. Слайд 4.
- Оцените себя, по памятке.
Табличка с критериями на слайде.
– выделил 8 орфограмм | |
– выделил 6–7 орфограмм | |
– выделил 5 и менее орфограмм |
- Покажите нам как вы справились с работой. (сигнальные карточки)
- Нужно ли нам возвращаться к этой теме? Мы всегда должны помнить правила правописания.
- Что можете сказать о записанных словах? (все про зиму, есть однокоренные) Почему вы так думаете? Выделите корень слова.
- Что записано во 2 строке? Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Это формы одного и того же слова.
- Подберите:
- синоним к слову морозный – холодный;
- антоним к слову мороз – жара, теплота.
- Вы уже знаете много о словах, их лексическом значении, составе слова.
Все слова можно разделить на группы. Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Слайд 5.
- Ребята. Как вы думаете, что означает? (существует ещё какая-то группа слов)
- Посмотрите на группы слов. Для чего нам нужны все слова? Слова мы используем в нашей речи. Все они являются частью нашей речи. Кто догадался, как будет называться тема урока? Части речи.
- Что вы знаете о частях речи? Это слова.
- Что вы хотите ещё узнать? Узнать какие бывают части речи, как они называются, их признаки, …
Давным-давно в одном городе жили-были слова. Жили они все дружно в одном домике. Слов становилось всё больше и больше, что им стало тесно, да и домик был очень старый и маленький. И вот однажды зимой выпало много снега, подули холодные ветры. Домик занесло снегом, и….он просто развалился. Но слова не растерялись. Они дружно выстроили себе новое жильё, да не один домик, а несколько домов и с радостью расселились в них.
Посмотрите, какие слова поселились в 1 домик? Во 2? В 3?
снег |
сильные |
ударили |
А почему они так расселились?
- Как будем решать проблему? (ответы детей)
- Мы уже не раз были исследователями, а сегодня новое задание. Я предлагаю исследовать слова и сделать выводы.
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Цель – открытие нового способа действия.
Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.
Деятельность ученика: совместная деятельность в группе, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.
Учащиеся работают в группах с картами исследования слов.
Выступление представителей групп, подведение итогов работы. Слайд 6
предметы |
признаки предметов |
действия |
снег |
сильные |
ударили |
кто? |
какой? |
что сделал? что делают? |
Существительное |
Прилагательное |
Глагол |
Сущ. |
Прил. |
Гл. |
- У нас получилась схема. Давайте сделаем общий вывод.
- Что же такое части речи? Слова.
- На какие группы делятся части речи? Как они называются?
- Расскажите о существительном, прилагательном, глаголе.
- Прочитает о частях речи в учебнике. Совпадают ли наши выводы с правилом учебника?
4. Первичная проверка понимания нового материала
Цель – вербальное фиксирование нового знания.
Деятельность учителя: организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.
Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.
- Вернёмся к словам. Они хоть и расселились в разные домики, но всё же дружат друг с другом. Они часто выходят гулять и берутся за руки. Тогда получаются….. предложения. Составьте их.
- Запишите в тетрадь предложения. (у доски 1 ученик комментирует).
Выпал пушистый снег. Ударили сильные морозы. Прилетели красногрудые снегири.
- Выделим над словами части речи, поставив к словам вопрос. Подпишем сверху. (учитель показывает как это сделать) в 1 предложении, далее работу проводят дети.
- Ребята, так как же называются слова, живущие в 1 домике? Во 2? В 3? А как назовём всю улицу?
- Недалеко от домиков, где живут слова есть парк. Я предлагаю отправиться туда. Пока мы идём, давайте понаблюдаем за падающим снежком.
Физминутка для глаз
Наблюдение за падающими снежинками.
- Вот мы с вами и очутились в парке. (работа с рисунком в учебнике)
- Кто ещё пришёл в парк?
- Рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке? (девочку, мальчика, ворону, белочек, синичку)
- Как называются слова, которые вы назвали? – существительные.
- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Девочка какая?... добрая, маленькая… Ворона какая? … важная, серая…., Белочки какие?...рыженькие, шустрые …
- Придумайте слова - действия этих предметов. Девочка что делает? кормит…..
- Какие части речи вы сейчас назвали?
- Придумайте устно предложения с данными словами.
- Ребята, посмотрите: снегом намело целый сугроб, а вместе с ним слова. Из этих слов нам нужно составить предложение, но чтобы оно соответствовало схеме.
Понравилось ли вам предложение? Чего в нём не хватает? Исправьте ошибку, запишем предложение.
Маленькая синичка села на ветку.
- Найдём в предложении главные члены, подпишем части речи.
- Имена сущ. могут употребляться вместе с маленькими словами-предлогами. Они не имеют вопросов и ничего не обозначают. Зато они помогают делать смысл предложения понятным, изменяя формы слов.
- Вернёмся к началу урока. Наши слова нагулялись и расходятся по домам, каждое в свой домик.
- Что же будем делать с предлогами? Поселим их в пустой домик.
Частей речи гораздо больше, они живут на другой улице, мы познакомимся с ними позже.
5. Итог урока. Составление синквейна
Цель – осмысление своих достижений.
Деятельность учителя: напоминает правила написания синквейна.
Деятельность ученика: составление синквейна(в парах), озвучивание результата.
Слайд 7.
- Ребята, а зачем дети пришли в парк? (погулять, покормить зверей и птиц).
- Совершенно верно. А ведь мы с вами тоже принимаем участие в акции «Помоги птицам». Что мы с вами для этого делаем?
- Мы умеем составлять синквейн. Я предлагаю составить синквейн про птиц зимой.
- Вспомним правила составления синквейна, но только будем называть слова новыми именами.
Самостоятельная работа (индивидуальная или в парах).
Озвучивание получившихся стихов-синквейнов.
- Ребята! Какими предложениями синквейна можно дополнить наш текст?
6. Рефлексия
Продолжите фразы…
- На уроке я узнал…
- Теперь я умею…
- Больше всего понравилось…
- Было трудно…
- За что можете себя похвалить?
Изобразите лесенку успеха.
7. Домашнее задание
- Ребята, прочитайте наши предложения. Что можете сказать? Это текст, но он не законченный. Придумайте несколько предложений, заголовок и укажите над словами части речи.
Используемая литература
- Учебник. Русский язык для 2 класса. Часть 2. Авторы: Канакина В.П.Горецкий В.Г.Издание: 3-е изд. – Москва. Просвещение, 2016 г.
- Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева. Издание: Москва. Просвещение, 2012 г.
- Стихи о зиме: С.Д.Дрожжин "Снег летает и сверкает..."
- Сказка о словах, стихотворение – синквейн о птицах, подборка заданий для работы в группах – авторские материалы учителя Пановой И.А.