Задачный подход на уроке русского языка. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Сценарий урока

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 «Б» класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

  • освоить способы решения проблем поискового характера;
  • освоить основы познавательной рефлексии;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД:

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • усвоить, что речь делится на части – части речи;
  • усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи;
  • усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи;
  • рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи;
  • приводить примеры разных частей речи;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  • развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам орфографии;
  • расширение словарного запаса учащихся.

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, технология исследования, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый метод;
  • наглядный;
  • репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.

Оборудование:

  • для учеников: учебник «Русский язык», 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Русский язык», рабочая тетрадь; сигнальные карточки, лист исследования для работы в группах.
  • для учитель: электронная презентация, карточки для составления кластера, карточки для составления предложения, учебник «Русский язык», 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Оформление доски.

 

Магнитная доска

21 февраля.
Классная работа.
мзи@ мзи@ мзи@

Мороз, морозный, морозить;
о морозе, от мороза, по морозу.

 

Интерактивная доска

Место урока в учебной программе.

  • Наша речь (3 часа)
  • Текст (3 часа)
  • Предложение (11 часов)
  • Слова, слова, слова… (18 часов)
  • Звуки и буквы (60 часов)
  • Части речи (57 часов) 1 урок в теме.

Ход урока

Слайд 2.

1. Организационный момент

Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.

Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.

 - Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Настроение замечательное.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет-сыплет снег-снежок!
Начинается урок!
Мы начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний

Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.

Деятельность учителя: задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.

Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.

- Начнём урок с традиционной минутки чистописания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы.

Минутка чистописания.

- Ребята, догадайтесь кто оставил роспись на стекле?

Посмотрите, как пишем росчерк, напишите красиво в тетрадь.

Словарная работа.

- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка)

- Чему учились? (Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка)

- Проверим себя. Применим полученные знания.

Мороз, морозный, морозить;
о морозе, от мороза, по морозу.

Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.

Слайд 3.

- Проверьте работу.

- Какие орфограммы выделили в словах? Объясните их написание.

- Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки. Слайд 3. Подождать. Слайд 4.

- Оцените себя, по памятке.

Табличка с критериями на слайде.

– выделил 8 орфограмм
– выделил 6–7 орфограмм
– выделил 5 и менее орфограмм

- Покажите нам как вы справились с работой. (сигнальные карточки)

- Нужно ли нам возвращаться к этой теме? Мы всегда должны помнить правила правописания.

- Что можете сказать о записанных словах? (все про зиму, есть однокоренные) Почему вы так думаете? Выделите корень слова.

- Что записано во 2 строке? Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Это формы одного и того же слова.

- Подберите:

  • синоним к слову морозный – холодный;
  • антоним к слову мороз – жара, теплота.

- Вы уже знаете много о словах, их лексическом значении, составе слова.

Все слова можно разделить на группы. Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Слайд 5.

- Ребята. Как вы думаете, что означает? (существует ещё какая-то группа слов)

- Посмотрите на группы слов. Для чего нам нужны все слова? Слова мы используем в нашей речи. Все они являются частью нашей речи. Кто догадался, как будет называться тема урока? Части речи.

- Что вы знаете о частях речи? Это слова.

- Что вы хотите ещё узнать? Узнать какие бывают части речи, как они называются, их признаки, …

Давным-давно в одном городе жили-были слова. Жили они все дружно в одном домике. Слов становилось всё больше и больше, что им стало тесно, да и домик был очень старый и маленький. И вот однажды зимой выпало много снега, подули холодные ветры. Домик занесло снегом, и….он просто развалился. Но слова не растерялись. Они дружно выстроили себе новое жильё, да не один домик, а несколько домов и с радостью расселились в них.
Посмотрите, какие слова поселились в 1 домик? Во 2? В 3?

снег
морозы
снегири

сильные
пушистый
красногрудые

ударили
прилетели
выпал

А почему они так расселились?

- Как будем решать проблему? (ответы детей)

- Мы уже не раз были исследователями, а сегодня новое задание. Я предлагаю исследовать слова и сделать выводы.

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Цель – открытие нового способа действия.

Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.

Деятельность ученика: совместная деятельность в группе, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.

Учащиеся работают в группах с картами исследования слов.

Выступление представителей групп, подведение итогов работы. Слайд 6

предметы

признаки предметов

действия

снег
морозы
снегири

сильные
пушистый
красногрудые

ударили
прилетели
выпал

кто?
что?

какой?
какие?
какая?

что сделал? что делают?
что сделала? что сделали?

Существительное

Прилагательное

Глагол

Сущ.

Прил.

Гл.

- У нас получилась схема. Давайте сделаем общий вывод.

- Что же такое части речи? Слова.

- На какие группы делятся части речи? Как они называются?

- Расскажите о существительном, прилагательном, глаголе.

- Прочитает о частях речи в учебнике. Совпадают ли наши выводы с правилом учебника?

4. Первичная проверка понимания нового материала

Цель – вербальное фиксирование нового знания.

Деятельность учителя: организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.

Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.

- Вернёмся к словам. Они хоть и расселились в разные домики, но всё же дружат друг с другом. Они часто выходят гулять и берутся за руки. Тогда получаются….. предложения. Составьте их.

- Запишите в тетрадь предложения. (у доски 1 ученик комментирует).

Выпал пушистый снег. Ударили сильные морозы. Прилетели красногрудые снегири.

- Выделим над словами части речи, поставив к словам вопрос. Подпишем сверху. (учитель показывает как это сделать) в 1 предложении, далее работу проводят дети.

- Ребята, так как же называются слова, живущие в 1 домике? Во 2? В 3? А как назовём всю улицу?

- Недалеко от домиков, где живут слова есть парк. Я предлагаю отправиться туда. Пока мы идём, давайте понаблюдаем за падающим снежком.

Физминутка для глаз

Наблюдение за падающими снежинками.

- Вот мы с вами и очутились в парке. (работа с рисунком в учебнике)

- Кто ещё пришёл в парк?

- Рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите на рисунке? (девочку, мальчика, ворону, белочек, синичку)

- Как называются слова, которые вы назвали? – существительные.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Девочка какая?... добрая, маленькая… Ворона какая? … важная, серая…., Белочки какие?...рыженькие, шустрые …

- Придумайте слова - действия этих предметов. Девочка что делает? кормит…..

- Какие части речи вы сейчас назвали?

- Придумайте устно предложения с данными словами.

- Ребята, посмотрите: снегом намело целый сугроб, а вместе с ним слова. Из этих слов нам нужно составить предложение, но чтобы оно соответствовало схеме.

Понравилось ли вам предложение? Чего в нём не хватает? Исправьте ошибку, запишем предложение.

Маленькая синичка села на ветку.

- Найдём в предложении главные члены, подпишем части речи.

- Имена сущ. могут употребляться вместе с маленькими словами-предлогами. Они не имеют вопросов и ничего не обозначают. Зато они помогают делать смысл предложения понятным, изменяя формы слов.

- Вернёмся к началу урока. Наши слова нагулялись и расходятся по домам, каждое в свой домик.

- Что же будем делать с предлогами? Поселим их в пустой домик.

Частей речи гораздо больше, они живут на другой улице, мы познакомимся с ними позже.

5. Итог урока. Составление синквейна

Цель – осмысление своих достижений.

Деятельность учителя: напоминает правила написания синквейна.

Деятельность ученика: составление синквейна(в парах), озвучивание результата.

Слайд 7.

- Ребята, а зачем дети пришли в парк? (погулять, покормить зверей и птиц).

- Совершенно верно. А ведь мы с вами тоже принимаем участие в акции «Помоги птицам». Что мы с вами для этого делаем?

- Мы умеем составлять синквейн. Я предлагаю составить синквейн про птиц зимой.

- Вспомним правила составления синквейна, но только будем называть слова новыми именами.

Самостоятельная работа (индивидуальная или в парах).

Озвучивание получившихся стихов-синквейнов.

- Ребята! Какими предложениями синквейна можно дополнить наш текст?

6. Рефлексия

Продолжите фразы…

  • На уроке я узнал…
  • Теперь я умею…
  • Больше всего понравилось…
  • Было трудно…
  • За что можете себя похвалить?

Изобразите лесенку успеха.

7. Домашнее задание

- Ребята, прочитайте наши предложения. Что можете сказать? Это текст, но он не законченный. Придумайте несколько предложений, заголовок и укажите над словами части речи.

Технологическая карта урока

Используемая литература

  1. Учебник. Русский язык для 2 класса. Часть 2. Авторы: Канакина В.П.Горецкий В.Г.Издание: 3-е изд. – Москва. Просвещение, 2016 г.
  2. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева. Издание: Москва. Просвещение, 2012 г.
  3. Стихи о зиме: С.Д.Дрожжин "Снег летает и сверкает..."
  4. Сказка о словах, стихотворение – синквейн о птицах, подборка заданий для работы в группах – авторские материалы учителя Пановой И.А.