Задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву

Разделы: Русский язык


Автор текста - Василий Авченко.

1. Синтаксический анализ

Прочитайте текст.

1) В отношении к зелёному, растущему, живому Арсеньев представляется антиподом своего предшественника и коллеги - знаменитого исследователя, военного географа и фанатичного охотника Николая Пржевальского. 2) Тот истреблял дичь в невообразимых масштабах, не стесняясь в этом признаваться. 3) В пору Арсеньева богатства Уссурийского края всё ещё считались неисчерпаемыми. 4) Ни крестьянам, ни солдатам и в голову не приходило жалеть казавшееся бессчётным зверьё, что бы ни говорил по этому поводу мудрый арсеньевский проводник. 5) Тайга попросту выжигалась, тигров отстреливали почём зря. 6) Лишь в 1947 году, когда Арсеньева уже не было в живых, тигра в Советском Союзе наконец взяли под защиту, вскоре он стал гордостью и символом Приморья.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1)  В предложении 1 есть приложение.
2)  Первая часть предложения 4 - односоставное безличное предложение
3) В предложении 2 грамматическая основа «истреблял дичь».
4)  Предложение 5 содержит 1 (одну) грамматическую основу.
5)  Предложение 6 содержит придаточное времени.

2. Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горький говорил(1) что Арсеньев объединил в себе Альфреда Брема (2) и Фенимора Купера. Географ (3) и этнограф (4) лирик (5) и мистик (6) археолог (7) и борец с браконьерами (8) всё это Арсеньев (9) и список нимало не исчерпан. Мы также вправе считать его (10) одним из первых российских экологов.

3. Синтаксический анализ

Замените словосочетание «равнодушно смотреть», построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1. НЕ ОСМЫСЛЕНА - в кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько и в полном

2. НЕ ИМЕВШИЙ (ОБРАЗОВАНИЯ) - НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово

3. ПОЛУТОРА (ДЕСЯТКАМИ) - слова с корнем ПОЛУ- пишутся слитно

4. ЦИВИЛИЗАЦИЮ - в окончании существительного женского рода после Ц пишется и

5. ОСКВЕРНЕНИЕ - написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

5. Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Путешественник, учёный, писатель Владимир Арсеньев оставил огромное наследие, часть которого, как ни странно, не осмыслена до сих пор, - имею в виду прежде всего дневники и письма.

2)Арсеньев продолжил начатое русскими первопроходцами открытие Дальнего Востока.

3)По-настоящему освоенным становится только то, что переплавлено в художественные образы.

4)Именно Арсеньев, этот очарованный странник, рассказал миру об Уссурийском крае, сделав его фактом культуры.

5)Самоучка, не имевший академического образования, он стал учёным широчайшего, воистину ломоносовского профиля.

6)За его плечами были только два года юнкерского пехотного училища, всё остальное - самообразование, которое военный географ Арсеньев продолжал всю жизнь.

7)Изучал языки коренных народов, занимался археологией, этнографией и полутора десятками других наук.

8)Составлял геополитические прогнозы, часть из которых сбылась уже после его смерти, а часть небезынтересна и поныне, помогал царской и советской властям заселять и развивать дальневосточные периферии.

9)Жёстко критиковал современную ему цивилизацию, не признавая технического прогресса в отсутствие нравственного.

10)Видя, что происходит с природой из-за бездумного отношения к планете и желания поскорее извлечь выгоду, называл человека бичом Земли, самым ужасным, свирепым и беспощадным хищником.

11) Арсеньев считал тайгу храмом и не мог равнодушно смотреть на ее осквернение.

12)В итоге он был вынужден прийти к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников».

13)Арсеньев, вне всякого сомнения, незаурядный прозаик, и было бы неверно считать его книги слегка обработанным полевым дневником.

14)Это самобытный философ, тонкий лирик, учившийся описанию и осмыслению природы у русских классиков, и даже мистик.

15)Важна, конечно, и сама личность Арсеньева - интеллигента, пассионария, человека железной воли.

16)Скрывая многочисленные недуги, он до конца дней ходил в тяжелейшие походы и никогда не жаловался. 17)Твердил: «Работай или умри».

18)Уроженец Петербурга, он по собственному желанию навсегда перебрался на Дальний Восток, городу всю жизнь предпочитал тайгу.

19)Жизнь его - нечастый для России пример успеха, достигнутого не покорением, а, напротив, оставлением столицы.

  1. Арсеньев получил высшее образование в военном университете.
  2. Арсеньев считал, что человек вредит Земле своим желанием поскорее извлечь выгоду.
  3. Арсеньев был незаурядным прозаиком, потому что большое количество стихов.
  4. Всю свою жизнь Арсеньев прожил в Петербурге.
  5. Арсеньев скрывал свои болезни, участвовал в трудных экспедициях.

6. Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является метафора.

  1. Именно Арсеньев, этот очарованный странник, рассказал миру об Уссурийском крае, сделав его фактом культуры.
  2. Видя, что происходит с природой из-за бездумного отношения к планете и желания поскорее извлечь выгоду, называл человека бичом Земли, самым ужасным, свирепым и беспощадным хищником.
  3. 3)Составлял геополитические прогнозы, часть из которых сбылась уже после его смерти, а часть небезынтересна и поныне, помогал царской и советской властям заселять и развивать дальневосточные периферии.
  4. Уроженец Петербурга, он по собственному желанию навсегда перебрался на Дальний Восток, городу всю жизнь предпочитал тайгу.
  5. Изучал языки коренных народов, занимался археологией, этнографией и полутора десятками других наук.

7. Лексический анализ

В предложениях 7-9 найдите слово с лексическим значением «Отдалённая от центра территория, местность».

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Жизнь его - нечастый для России пример успеха, достигнутого не покорением, а, напротив, оставлением столицы.»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.  Как Вы понимаете значение слова САМООБРАЗОВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое самообразование?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ:
2. 125
3. 1469
4. смотреть с равнодушием
5. 235
6. 25
7. 12
8. периферия