Закрепление знаний учащихся о роли суффиксов в нашей речи

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели:

  • личностные – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование уважительного мнения к чужому мнению.
  • метапредметные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, в том числе групповой; освоение начальных форм личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.
  • предметные - закреплять знания учащихся о роли суффиксов в слове; формировать умения образовывать слова с помощью суффиксов и находить суффиксы в словах.

Оборудование: изображение карты путешествия; карточки с суффиксами; презентация по заданиям; интерактивная доска SmartBoаrd, ПК, видеопроектор; конверты с заданиями по 2 штуки на группу; конверт с письмом; карточки с названиями групп; набор оценочных эмблем («личико»).

Ход урока

I. Организационный момент.

У: Ребята.

Повернитесь все друг к другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите.
Скажем весело: «Ура!»
Начинать урок пора!

- Давайте вспомним, как работать группами. Слайд 2.

Д: Слушать друг друга, говорить шепотом в своих группах, помогать друг другу, принимать решение сообща, не ссориться, отвечать по очереди. Слайд 3.

У: Молодцы! А ещё, давайте договоримся, что когда группа будет готова отвечать, вы возьметесь за руки и дружно их поднимите. Если ваша группа будет затрудняться при выполнении какого-либо задания, не расстраивайтесь, другие группы вам обязательно помогут. Когда закончится время выполнения задания, я хлопну в ладоши 3 раза, и вы постараетесь закончить работу в группах.

II. Чистописание.

У: У вас на партах конверт №1 с заданием. Каждая группа достаёт из конверта своё задание, при этом один из группы читает для всех членов группы. Второй говорит, какие буквы вычеркнули, третий читает оставшиеся буквосочетания, которые группа записала в тетрадь, и обводит их на интерактивной доске. Оставшиеся буквы каждого ряда запишите красивым каллиграфическим почерком. Как мы называем этот этап нашего урока? (Минутка чистописания). Приложение 1

  1. Из ряда букв вычеркнуть те, которые обозначают звонкие согласные звуки. Оставшиеся буквы обвести красным маркером. (Обводят УШК)
  2. Из ряда букв вычеркнуть те, которые не обозначают звуков. Оставшиеся буквы обвести красным маркером. (Обводят ОНОК)
  3. Из ряда букв вычеркнуть те, которые указывают на твердость согласных. Оставшиеся буквы обвести красным маркером. (Обводят ИК).
  4. Из ряда букв вычеркнуть те, которые обозначают 2 звука, когда стоят после гласной, в начале слова или после Ъ и Ь. (Обводят ОК)

На доске все задания появляются по мере их озвучивания детьми. Слайд 4.

  1. г у в ш д з м к й
  2. о н ъ о ь к
  3. о и у к а ы
  4. е о ё к ю я

Учитель помогает каждой группе только по просьбе участников группы, отдавая предпочтение самостоятельной учебной деятельности детей. Учитель следит за временем и подает детям знак к завершению работы. В итоге должны остаться суффиксы, т.е. буквосочетания, которые записали дети. Слайд 5. Проверяют все группы по очереди. По предварительной договоренности в группе дети уже распределили, кто какое действие представляет всему классу. Дети записывают в тетрадях получившиеся сочетания.

У: Что вам напоминают эти буквосочетания?

Д: Суффиксы.

У: Назовите те умения, которые помогли вам выполнить эти задания из конвертов? (предметные и метапредметные цели данного урока).

III. Формулирование темы урока. Актуализация знаний.

У: Молодцы! Так, какая, по вашему мнению, сегодня у нас тема урока?

Д: Суффикс.

Тема вывешивается на доске. Вопросы задаются учителем для каждой группы по очереди, и, если группа не ответила, то ответ переходит другой группе.

У: Зачем нам нужны суффиксы? Докажите примерами.

Д: Помогают образовать новые слова.

У: Где суффиксы располагаются в слове?

Д: После корня.

У: Каким значком обозначаются?

Д: ^

У: Что такое суффикс?

Д: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Слайд 6.

У: Какие суффиксы вы знаете? Приведите примеры.

Учащиеся называют суффиксы. Карточки с суффиксами вывешиваются на доске.

У: А попробуйте определить, какой суффикс в слове столик?

Д: -ик.

У: Молодцы! При ответе на мои вопросы какие знания и умения вы использовали? (Ответы детей).

IV. Работа над темой урока.

У: Ребята, а я ведь не зря вас спрашивала про суффикс, дело в том, что нам пришло письмо!

Слайд 7.

Учитель достаёт большой конверт, в котором письмо и карта.

Оно от жителей страны Части слова.

У: Какие части слова вы знаете?

Д: Корень, суффикс, приставка (окончание, основа, если знают).

Учитель читает письмо.

«Злая колдунья Ошибка заколдовала Суффиксоград. Все суффиксы этого города исчезли, и от этого страдаем все мы, жители волшебной страны, и просим вас, дорогие ребята, помочь».

Слайд 8.

Вот я и решила проверить вас, а знакомы ли вы с этой частью слова и сможете ли вы помочь.

Вижу, что можете! Ну, что поможем расколдовать Суффиксоград?!

Жители волшебной страны прислали нам карту, на которой указан маршрут. Карта с изображением страны Части слова и маршрутом вывешивается на доску. Приложение 2

Каждая команда выбирает вид транспорта из предложенного учителем. Выходят по одному из команды и вытягивают табличку (автомобилисты, велосипедисты, машинисты, летчики). Табличка с картинкой, на которой нарисован вид транспорта и написано название команды, выставляется на стол к группе. Слайд 9.

На карту на старте можно, по – желанию, прикрепить маленькие картинки с видом транспорта каждой команды. На доске – пустые домики, в которые будут распределены суффиксы по значению. Приложение 3

У: Итак, чтобы расколдовать Суффиксоград, мы должны найти его жителей и вернуть их в город. А сопровождать нас будут Человечки – суффиксы. Слайд 10. Вперёд! (песенка про путешествие). Слайд 11. Дети встают и выполняют движения за учителем.

1 остановка.

У: Стоп! А давайте посмотрим, на наших столах есть где-нибудь слова с суффиксом?

Д: В названиях команд.

У: Найдите суффикс в названии вашей команды, но не забывайте, что сначала нужно выделить в слове (окончание, если знают) корень.

Дети на карточках с названием команды выделяют сначала корень, затем суффикс. Один представитель от каждой команды выполняет задание на доске. Слайд 12.

У: Что же обозначают эти суффиксы?

Д: Профессию или род деятельности.

У: Вот мы и подъехали к Городу Мастеров. Ошибка лишила трудолюбивых жителей этого городка их орудий труда. Чтобы они смогли назад их получить, вам ребята задание – отгадать загадки о профессиях. А затем выделить правильно суффиксы в названиях профессий. Слайд 13. 

Кирпичи кладёт он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтёр и не водитель,
Дом нам выстроит… (строитель) Слайд 14.

Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (учитель) Слайд 15.

Он встанет на заре,
Снег расчистит во дворе,
Быстро мусор уберёт
И песком посыплет лёд. (дворник) Слайд 16.

Словно пёрышко, легко,
Штангу поднимает кто? (штангист) Слайд 17.

Кто легко выбивает барабанную дробь? (барабанщик) Слайд 18.

На работе день деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (крановщик) Слайд 19.

Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя – это разные лица.
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в Бабу-ёжку,
В страшилку, в Кощея,
В смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент мой – актёр,
Я превосходный…(гримёр) Слайд 20.

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт…(кассир) Слайд 21. 

У: Так какие суффиксы указывают на профессию?

Д: -чик, -щик, -ёр, -тель, -ир, -ник, -ист.

Учащиеся прикрепляют в 1 домик данные суффиксы.

Дети встают и делают движения - физминутка. Слайд 22. Учитель (или один из команды) в это время передвигает картинку с транспортом, на котором едут группы, по карте дальше по маршруту. Аналогичные действия после каждой остановки.

2 остановка.

У: Злая колдунья заколдовала Лес, и он стал мрачным, неласковым, в нем не поют птицы, там всегда темно. Слайд 23. Но нам могут помочь суффиксы, а какие, вы должны сами решить.

Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы в лесу снова стало светло, тепло, чтобы он был наполнен красивыми звуками природы?

Д: При помощи суффиксов нужно образовать новые слова, ласковые.

Учитель читает задание.

Слова появляются на доске во время ответа:

  • Солнце – солнышко (-ышк)
  • Трава – травка, травинка, травушка (-к, -инк,- ушк)
  • Заяц – зайчик (-чик)
  • Дуб – дубок (-ок)
  • Куст – кустик (-ик)
  • Лист – листик (-ик)
  • Ветка - веточка (-очк)
  • Гнездо - гнёздышко (-ышк) Слайды 24-31.

У: Молодцы! Слайд 32. Так какие же суффиксы помогают сделать слово более ласковым?

Д: -ик, -ок, -ушк, -ишк, -юшк, -ышк, -к, -очк; -чик.

У: Какое значение придают эти суффиксы словам?

Д: Уменьшительно - ласкательное.

(Учитель показывает на домик с уменьшительно - ласкательными суффиксами). Один или два ученика из группы, карточки перемещают во 2 домик.

У: Отлично! Посмотрите, какой лес стал красивый! (Учитель убирает тёмные цвета с изображения леса).

У: Продолжаем наше путешествие!

Дети встают и имитируют под музыку движения на своём виде транспорта – физминутка. Слайд 33.

3 остановка.

У: Не успели мы выйти из леса, к нам навстречу выбежали слова. Слайд 34. Наверное, им тоже нужна наша помощь. Давайте их прочитаем (хвостик, домик, носище, домище, усики, хвостище, усищи, носик). Куда мы с вами пришли?

Д: Мы пришли к Улице Великанов и Улочке Лилипутов.

У: Оказывается, Колдунья и тут постаралась: она перепутала всё, и теперь великаны живут вместе с лилипутами. Ох, и нелегко же им приходится! Надо помочь в их беде. Так давайте же распределим слова по своим улицам.

На интерактивной доске изображение 2 – х улиц и слова.

Дети по – одному подходят и соединяют линией слово и улицу, выделяя суффиксы в словах. В 2 столбика записывают в рабочих тетрадях. Слайд 35.

У: Какой суффикс, по вашему мнению, любят на улице Великанов?

Д: -ищ.

У: А какой на улочке Лилипутов?

Д: -ик, -к. Слайд 36.

У: Молодцы! Какие умения помогли вам справиться с этим заданием? Ответы детей.

Учащиеся прикрепляют карточки с суффиксами к третьему домику.

У: Вот мы вышли на живописную полянку, а там прекрасная бабочка предлагает нам сделать физминутку для глаз!Слайд 37.

Движемся дальше! Слайд 38.

4 остановка.

У: Мы пришли к озеру. Наши суффиксы спрятались от Злой Колдуньи. Вам нужно выловить из озера суффикс, при помощи которого можно образовать новое слово. Слайд 39.

Д: Рыба – к, сад - ик, баян – ист, лес – ок, ягода – к, зверь – юшк.

У: Молодцы! А найдите среди этих слов лишнее.

Д: Баянист. Суффикс – ист указывает на род деятельности или профессию, а остальные суффиксы в данных словах являются уменьшительно – ласкательными.

5 остановка.

У: Злая Колдунья навела неразбериху и в волшебном зоопарке, к которому мы приближаемся. Слайд 40. Детёныши животных потеряли своих родителей, так как злая Колдунья отняла у них суффиксы. Давайте поможем им! Я буду называть животное, а вы при помощи суффиксов должны образовать название детёныша этого животного. (Лиса – лисёнок, слон – слонёнок, медведь – медвежонок, тигр – тигрёнок, верблюд – верблюжонок, лев – львёнок, кот – котёнок, белка – бельчонок). Слайды 41 – 48.

У: Какие суффиксы в названиях детёнышей животных?

Д: -онок; -ёнок.

Учащиеся записывают получившиеся слова, помещают суффиксы в четвёртый домик.

V. Обобщение урока (выполнение продуктивного задания).

У: Нам дала задание сама Колдунья. И наверняка надеется, что мы с ним не справимся, но это ведь не так, правда, ребята? В конвертах задания для каждой группы. Приложение 4

Учащиеся сначала работают группой, затем 1 представитель от группы выступает.

 1 группа

Вычеркните лишнее слово и докажите, что оно лишнее:

  • Приставка
  • Предлог
  • Суффикс
  • Корень
  • Окончание

2 группа

Выберите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, но помните: сначала выдели (окончание) корень в словах, а затем суффикс:

  • Воспитатель
  • Мышка
  • Бревнище
  • Зимушка
  • Полюшко
  • Стаканчик
  • Дворник

3 группа

Продолжите ряд слов своими примерами. Выделите суффиксы, объясните их значение:

  • зёрнышко, горлышко…;
  • зайчата, галчата…;
  • снежинка, изюминка… .

4 группа

Выберите правильное определение: Вставьте пропущенные слова:

Суффикс – это… Суффикс служит для…

  • часть речи
  • часть слова
  • главная часть слова

Каждая группа отвечает. Проверка на слайдах. Слайды 49–52.

У: Так какие еще суффиксы мы с вами вспомнили?

Д: -инк; -ат; -чик.

У: Заселите их в свои домики.

Учащиеся помещают суффиксы -инк; -чик как уменьшительно-ласкательные во второй домик, а суффикс -ят - в четвёртый.

VI. Итог урока.

У: Вот мы и добрались до Суффиксограда. Мы расколдовали мрачный лес, и теперь он стал снова красивым и всё в нём радуется жизни, мы помогли великанам и лилипутам, вернули животным их детёнышей, освободили лес от тёмных чар Колдуньи, заселили суффиксы в их домики. А что же нам помогло всё это сделать?

Д: Наши знания о суффиксах, их значениях и самое главное - наша дружба и взаимопомощь при работе в группах.

У: Молодцы! Слайд 53. А теперь давайте вспомним! Какие суффиксы живут в первом домике?

Д: Суффиксы профессий.

У: Во втором?

Д: Уменьшительно-ласкательные.

У: В третьем?

Д: Суффиксы, указывающие на уменьшение или преувеличение.

У: В четвёртом?

Д: Суффиксы детёнышей животных.

VII. Рефлексия. 

У: Ребята, у вас на столах есть изображения «личиков» с разными эмоциями. Приложение 5 Посовещайтесь в своей группе, подумайте, как вы сегодня работали все вместе, выберите «личико» и поднимите, дружно взявшись за руки! Спасибо всем за урок!