Текст 1
(1) Чем ближе подходило двадцать пятое декабря, тем больше мы задумывались, волновались и мечтали.
(2) Мне и теперь кажется, что декабрь является тем месяцем года, когда добрые феи сходят на землю и вмешиваются в жизнь людей. (3) В детстве же праздник Рождества и волшебная ёлка подтверждали нам правду сказок, чудес, преображения мира – всего того богатства, без которого жизнь людей была бы серой пустыней.
(4) У нас в семье ёлку обдумывал, подготовлял и устраивал отец, и ему помогали в этом только очень нами любимая горничная Зина да верный лакей Климентий, умевшие оба молчать и не выдавать никаких тайн будущих наших восторгов.
(5) Устраивали ёлку всегда на половине отца, находившейся на другом, нижнем этаже, совсем отдельно от всех помещений, и устраивалась она в первый день Рождества.
(6) Приглашенные начинали обычно съезжаться к пяти часам вечера, и ровно в шесть по крутой винтовой лестнице все спускались на половину отца.
(7) Впереди, вприпрыжку, бежали дети, за ними, более спокойно, шла молодежь, а взрослые замыкали шествие.
(8) Высокая ёлка до самого потолка освещала всю комнату сотнями свечей.
(9) Долгожданная сказка становилась прекрасной реальностью, но реальностью мира волшебного и чудесного. (10) Вся елка была убрана гирляндами блестящих цепей, забавными зверушками, блестящими карликами и дедами-морозами, прихотливыми домиками, бонбоньерками, хлопушками, золочеными орехами, фруктовыми и всякими безделушками.
(11) Всё это благоухало и заливало присутствующих волнами тончайших ароматов и запахов.
(12) Из старинной музыкальной шкатулки с металлическими пластинками доносились громкие, веселые мотивы.
(13) В первые минуты от восторга мы ничего не могли разглядеть – все сливалось в общем блеске и свете. (14) Мы стояли, не двигаясь, без мысли и почти без дыхания, но постепенно первое оцепенение проходило, возвращался дар речи, только восторг оставался таким же возвышенным…
(15) Все было красиво и интересно.
(16) Всякая конфета, шоколад, наполнявший бонбоньерки, всякий пряник – все было вкусно и тонко оформлено. (17) И пахло так необыкновенно хорошо! (18) Казалось, в этой комнате вокруг темно-зеленой, разукрашенной елки сосредоточились все самые любимые нами ароматы и запахи, так как рождественская ёлка является одним из самых полных, законченных и удивительных ароматов, найденных человеком. (19) А тут еще его переносят в сухую и теплую комнату и согревают свечами. (20) Одна только ёлка из всех наших европейских деревьев может дать столь легко и быстро такую благоуханность.
(21) И душистость елки успешно способствует развитию всех других ароматов, соприкасающихся с ней. (22) Особенно крепко пахнут мандарины, апельсины и крымские яблочки, создавая троичность одеколонного характера, душистую и свежую, так ярко дополняющую озонирующую бальзамичность самой ёлки.
(23) К этим природным благоуханиям примешиваются вкусовые запахи грецких орехов, изюма, медовых пряников и пряников мятных, фруктовой пастилы и мармелада, конфет, шоколада и леденцов…
(24) Запахи яркие, знакомые, напоминающие о солнце и деревне в легкий медовый аккорд летней поры… (25) И ко всему этому примешивался запах ёлочных картонных игрушек, клея и красок; он казался несколько звериным, тяжелым, амбровым. (26) Но и этот амбровый дух говорил о жарком летнем дне в деревне, об изобилии плодов, о смоле, сочащейся по стволу и замирающей прозрачными каплями, об истоме самого воздуха, то неподвижного и застывшего, то разливающегося душистыми волнами.
(27) Лопались пороховые ленточки в хлопушках, разливался яркий и терпкий запах пороха, и становилось ещё веселее. (28) Женственный аромат ёлки на мгновенье покрывался началом мужским – почти что мускусным. (29) От этого смешения диапазон елочной благоуханности ещё более расширялся, обострялся, а с ним вместе поднималось и общее настроение.
(30) Но еще веселее, ещё радостнее становилось, когда вокруг ёлки зажигали фейерверочные палочки и они превращали все дерево в яркую, в сияющую и дробящую свет звезду. (31) Казалось, что звук, цвет, вкус, аромат – все достигало сказочного совершенства.
(32) Хотелось остановить время, не упускать его, и точно, время останавливалось, так как эти минуты не стерлись из нашей памяти, мы сумели пронести их с собой через всю нашу жизнь. (По К.М.Веригину.)
А 28
А 29
- описание
- повествование и описание
- повествование
- рассуждение.
А 30
- перемещалось вверх или принимало более высокое положение
- становилось высоким, повышалось в уровне, силе, напряженности
- возвышалось, укреплялось
- трогалось, двигалось
В 1
В 2
В 3
Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В 4
В 5
В 6
В 7
В 8
А 9
- долгожданная сказка
- становилась реальностью
- сказка становилась реальностью
- сказка становилась
А 10
- сложноподчиненное
- простое осложненное
- сложное с сочинительной и подчинительной связью
- сложное бессоюзное
Индивидуальные задания
Объясните лексическое значение слов АМБРОВЫЙ, ИСТОМА, БЛАГОУХАННОСТЬ, ТЕРПКИЙ, МУСКУСНЫЙ, ДИАПАЗОН.
Укажите предложение, в котором слова употреблены в переносном значении
1) 7
2) 12
3) 15
4) 29
Запишите в родительном падеже слова МАНДАРИНЫ, АПЕЛЬСИНЫ.
Определите, какой частью речи является слово ВЗРОСЛЫЕ в предложении 7
Задание для всего класса
Сравните тему и основную мысль текстов по произведениям К.М.Веригина «Рождество. Ёлка» из книги «Благоуханность» (см.выше текст 1) и А.И.Куприна «Тапёр» (см.ниже текст 2). Сделайте выводы.
Текст 2
(1) Аркадий Николаевич любил, чтобы в доме у него было шумно и оживле(н,нн)о4.
(2) Изредка6 ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодежи неожида(н,нн)ое2 развлечение и самому принять в нем участие. (3) Неизме(н,нн)ое участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в ёлке. (4) Этот детский праздник почему(то) доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. (5) (Ни)кто из домашних (не)умел лучше его придумать каждому подарок по вкусу.
(6) Аркадий Николаевич любил, что(бы) у него ёлка выходила на славу…
(7)….У дверей передней громко затрещал звонок. (8) Тина уже бежала туда стремглав, (на)встречу целой толпе детишек, улыбающихся, румяных с мороза, запуше(н,нн)ых снегом и внесших за собою запах свежих яблоков.
(9) Приезжали все новые и новые гости. (10) В зале еще (не)зажигали огня. (11) Огромная ёлка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом4. (12) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей5.
(13) Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи на ёлке.
(14) (За)тем Аркадий Николаевич собственноручно2 распахнул настежь двери столовой, где толпа детишек, ошеломле(н,нн)ая2 внезапным ярким светом и ворвавшейся2 к ним музыкой, точно окаменела в наивно изумле(н,нн)ых забавных позах7. (15) (С)начала6 робко, один за другим, входили они в залу и с почтительным любопытством ходили кругом ёлки, задирая2 (в)верх свои милые мордочки. (16) Но через несколько минут, когда подарки уже были розданы6, зала наполнилась невообразимым2 гамом, писком и счастливым звонким детским хохотом7. (17) Дети точно оп(…)янели от блеска ёлочных огней, от смолистого аромата, от громкой музыки и от великолепных подарков. (18) Старшим (ни)как (не)удавалась собрать их в хоровод вокруг ёлки, потому(что) то один, то другой вырывался из круга и бежал к своим игрушкам, оставле(н,нн)ым кому(нибудь) на време(н,нн)ое хранение7. (По А.И.Куприну)
Домашнее задание к тексту 2
1. Определите стиль текста:
- художественный
- научный
- публицистический
- разговорный
2. Какой тип речи представлен в предложениях 13 – 18?
- описание
- повествование
- повествование и описание
- рассуждение
3. Укажите номера предложений, осложненных однородными членами.
4. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.
5. Найдите сложноподчиненные предложения. Определите виды придаточных.
6. Укажите слова, образованные способом сложения.
7. Сгруппируйте слова по видам орфограмм. Объясните их написание.