Закрепление знаний учащихся по русскому языку в подготовке к ЕГЭ в 10–11-х классах на основе многоаспектного анализа текста

Разделы: Русский язык


Текст 1

(1) Чем ближе подходило двадцать пятое декабря, тем больше мы задумывались, волновались и мечтали.

(2) Мне и теперь кажется, что декабрь является тем месяцем года, когда добрые феи сходят на землю и вмешиваются в жизнь людей. (3) В детстве же праздник Рождества и волшебная ёлка подтверждали нам правду сказок, чудес, преображения мира – всего того богатства, без которого жизнь людей была бы серой пустыней.

(4) У нас в семье ёлку обдумывал, подготовлял и устраивал отец, и ему помогали в этом только очень нами любимая горничная Зина да верный лакей Климентий, умевшие оба молчать и не выдавать никаких тайн будущих наших восторгов.

(5) Устраивали ёлку всегда на половине отца, находившейся на другом, нижнем этаже, совсем отдельно от всех помещений, и устраивалась она в первый день Рождества.

(6) Приглашенные начинали обычно съезжаться к пяти часам вечера, и ровно в шесть по крутой винтовой лестнице все спускались на половину отца.

(7) Впереди, вприпрыжку, бежали дети, за ними, более спокойно, шла молодежь, а взрослые замыкали шествие.

(8) Высокая ёлка до самого потолка освещала всю комнату сотнями свечей.

(9) Долгожданная сказка становилась прекрасной реальностью, но реальностью мира волшебного и чудесного. (10) Вся елка была убрана гирляндами блестящих цепей, забавными зверушками, блестящими карликами и дедами-морозами, прихотливыми домиками, бонбоньерками, хлопушками, золочеными орехами, фруктовыми и всякими безделушками.

(11) Всё это благоухало и заливало присутствующих волнами тончайших ароматов и запахов.

(12) Из старинной музыкальной шкатулки с металлическими пластинками доносились громкие, веселые мотивы.

(13) В первые минуты от восторга мы ничего не могли разглядеть – все сливалось в общем блеске и свете. (14) Мы стояли, не двигаясь, без мысли и почти без дыхания, но постепенно первое оцепенение проходило, возвращался дар речи, только восторг оставался таким же возвышенным…

(15) Все было красиво и интересно.

(16) Всякая конфета, шоколад, наполнявший бонбоньерки, всякий пряник – все было вкусно и тонко оформлено. (17) И пахло так необыкновенно хорошо! (18) Казалось, в этой комнате вокруг темно-зеленой, разукрашенной елки сосредоточились все самые любимые нами ароматы и запахи, так как рождественская ёлка является одним из самых полных, законченных и удивительных ароматов, найденных человеком. (19) А тут еще его переносят в сухую и теплую комнату и согревают свечами. (20) Одна только ёлка из всех наших европейских деревьев может дать столь легко и быстро такую благоуханность.

(21) И душистость елки успешно способствует развитию всех других ароматов, соприкасающихся с ней. (22) Особенно крепко пахнут мандарины, апельсины и крымские яблочки, создавая троичность одеколонного характера, душистую и свежую, так ярко дополняющую озонирующую бальзамичность самой ёлки.

(23) К этим природным благоуханиям примешиваются вкусовые запахи грецких орехов, изюма, медовых пряников и пряников мятных, фруктовой пастилы и мармелада, конфет, шоколада и леденцов…

(24) Запахи яркие, знакомые, напоминающие о солнце и деревне в легкий медовый аккорд летней поры… (25) И ко всему этому примешивался запах ёлочных картонных игрушек, клея и красок; он казался несколько звериным, тяжелым, амбровым. (26) Но и этот амбровый дух говорил о жарком летнем дне в деревне, об изобилии плодов, о смоле, сочащейся по стволу и замирающей прозрачными каплями, об истоме самого воздуха, то неподвижного и застывшего, то разливающегося душистыми волнами.

(27) Лопались пороховые ленточки в хлопушках, разливался яркий и терпкий запах пороха, и становилось ещё веселее. (28) Женственный аромат ёлки на мгновенье покрывался началом мужским – почти что мускусным. (29) От этого смешения диапазон елочной благоуханности ещё более расширялся, обострялся, а с ним вместе поднималось и общее настроение.

(30) Но еще веселее, ещё радостнее становилось, когда вокруг ёлки зажигали фейерверочные палочки и они превращали все дерево в яркую, в сияющую и дробящую свет звезду. (31) Казалось, что звук, цвет, вкус, аромат – все достигало сказочного совершенства.

(32) Хотелось остановить время, не упускать его, и точно, время останавливалось, так как эти минуты не стерлись из нашей памяти, мы сумели пронести их с собой через всю нашу жизнь. (По К.М.Веригину.)

А 28
Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание: «Потому-то для всех членов семьи и для всех вообще домочадцев ёлочные подарки становились настоящим сюрпризом».

А 29
Какой тип речи представлен в предложениях 8 – 11?

  1. описание
  2. повествование и описание
  3. повествование
  4. рассуждение.

А 30
Укажите значение слова ПОДНИМАЛОСЬ в двадцать девятом (29) предложении.

  1. перемещалось вверх или принимало более высокое положение
  2. становилось высоким, повышалось в уровне, силе, напряженности
  3. возвышалось, укреплялось
  4. трогалось, двигалось

В 1
Из предложений 9-12 выпишите существительное, образованное путем перехода одной части речи в другую.

В 2
Из предложения 4 выпишите все частицы

В 3
Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

В 4
Среди предложений 15–18 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В 5
Среди предложений 23–25 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В 6
Среди предложений 1–4 найдите сложноподчиненное предложение с определительным придаточным. Напишите номер этого предложения.

В 7
Среди предложений 21–25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 8
Какие художественные средства использует автор в предложениях 11 и 32?

А 9
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в девятом (9) предложении?

  1. долгожданная сказка
  2. становилась реальностью
  3. сказка становилась реальностью
  4. сказка становилась

А 10
Укажите верную характеристику тринадцатого (13) предложения текста.

  1. сложноподчиненное
  2. простое осложненное
  3. сложное с сочинительной и подчинительной связью
  4. сложное бессоюзное

Индивидуальные задания

Объясните лексическое значение слов АМБРОВЫЙ, ИСТОМА, БЛАГОУХАННОСТЬ, ТЕРПКИЙ, МУСКУСНЫЙ, ДИАПАЗОН.

Укажите предложение, в котором слова употреблены в переносном значении

1) 7
2) 12
3) 15
4) 29

Запишите в родительном падеже слова МАНДАРИНЫ, АПЕЛЬСИНЫ.

Определите, какой частью речи является слово ВЗРОСЛЫЕ в предложении 7

Задание для всего класса

Сравните тему и основную мысль текстов по произведениям К.М.Веригина «Рождество. Ёлка» из книги «Благоуханность» (см.выше текст 1) и А.И.Куприна «Тапёр» (см.ниже текст 2). Сделайте выводы.

Текст 2

(1) Аркадий Николаевич любил, чтобы в доме у него было шумно и оживле(н,нн)о4.

(2) Изредка6 ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодежи неожида(н,нн)ое2 развлечение и самому принять в нем участие. (3) Неизме(н,нн)ое участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в ёлке. (4) Этот детский праздник почему(то) доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. (5) (Ни)кто из домашних (не)умел лучше его придумать каждому подарок по вкусу.

(6) Аркадий Николаевич любил, что(бы) у него ёлка выходила на славу…

(7)….У дверей передней громко затрещал звонок. (8) Тина уже бежала туда стремглав, (на)встречу целой толпе детишек, улыбающихся, румяных с мороза, запуше(н,нн)ых снегом и внесших за собою запах свежих яблоков.

(9) Приезжали все новые и новые гости. (10) В зале еще (не)зажигали огня. (11) Огромная ёлка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом4. (12) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей5.

(13) Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи на ёлке.

(14) (За)тем Аркадий Николаевич собственноручно2 распахнул настежь двери столовой, где толпа детишек, ошеломле(н,нн)ая2 внезапным ярким светом и ворвавшейся2 к ним музыкой, точно окаменела в наивно изумле(н,нн)ых забавных позах7. (15) (С)начала6 робко, один за другим, входили они в залу и с почтительным любопытством ходили кругом ёлки, задирая2 (в)верх свои милые мордочки. (16) Но через несколько минут, когда подарки уже были розданы6, зала наполнилась невообразимым2 гамом, писком и счастливым звонким детским хохотом7. (17) Дети точно оп(…)янели от блеска ёлочных огней, от смолистого аромата, от громкой музыки и от великолепных подарков. (18) Старшим (ни)как (не)удавалась собрать их в хоровод вокруг ёлки, потому(что) то один, то другой вырывался из круга и бежал к своим игрушкам, оставле(н,нн)ым кому(нибудь) на време(н,нн)ое хранение7. (По А.И.Куприну)

Домашнее задание к тексту 2

1. Определите стиль текста:

  1. художественный
  2. научный
  3. публицистический
  4. разговорный

2. Какой тип речи представлен в предложениях 13 – 18?

  1. описание
  2. повествование
  3. повествование и описание
  4. рассуждение

3. Укажите номера предложений, осложненных однородными членами.

4. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.

5. Найдите сложноподчиненные предложения. Определите виды придаточных.

6. Укажите слова, образованные способом сложения.

7. Сгруппируйте слова по видам орфограмм. Объясните их написание.